М г ярошевский история психологии. Ярошевский михаил григорьевич. Михаил Григорьевич Ярошевский

Или

М.: Академия, 1996/ - 416 с.

В данном учебном пособии проанализирован исторический путь одной из основных наук о человеке - психологии - в контексте общественного развития и в ее взаимосвязи с другими отраслями знания. Специальное внимание уделено истории отечественной психологической мысли.

Формат: doc / zip

Размер: 415 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 341 Кб

/ Download файл

Содержание:
От автора
Глава I
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Психологическая наука и ее предмет
Теоретическое и эмпирическое знание
Предмет истории психологии
Научная деятельность в трех аспектах
Логика развития науки
Общение – координата науки как деятельности
Личность ученого
Задачи истории психологии
Глава II
АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2. ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
Анимизм
Гилозоизм
Гераклит: душа как «искорка Логоса»
Демокрит: душа – поток огненных атомов
Гиппократ: учение о темпераментах
Алкмеон: мозг – орган души
Анаксагор: «ум» как начало вещей
Софисты: учителя мудрости
Сократ: познай самого себя
Платон: душа и царство идей
Аристотель: душа – способ организации тела
Психологические воззрения в эпоху эллинизма
Стоики
Эпикурейцы
Проблемы нравственного поведения и воспитания
Александрийская наука
Гален
Филон: пневма как дыхание
Плотин: понятие о рефлексии
Августин: понятие о внутреннем опыте
3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Глава III
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Глава IV
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА
Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»
Бенедикт Спиноза: Бог – Природа
Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного
Томас Гоббс: ассоциация идей
Джон Локк: два вида опыта
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение
Давид Гартли: основоположник ассоцианизма
Джордж Беркли: вещь как комплекс
Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций
Историческая судьба учения об ассоциациях
Психологические взгляды французских просветителей
Ростки исторического подхода
Глава V
ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Естественнонаучные предпосылки
Развитие ассоцианизма
Джон Стюарт Милль: ментальная химия
Александр Бэн: пробы и ошибки
Герберт Спенсер: эволюционная психология
Иоганн-Фридрих Гербарт: статика и динамика
Появление принципа биологическога детерминизма
Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии
Глава VI
РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ
1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«Сертификат» на независимость
Эрнст Вебер: зарождение психофизики
Густав Теодор Фехнер: основы психофизики
Франц Дондерс: время реакции
Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии
Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции
Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов
Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии
Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов
Изучение навыков
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Проблема индивидуальных различий
Френсис Гальтон: наследственность гения
Развитие метода тестов
Альфред Бине: диагностика умственного развития
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область
Стелла Холл: рождение педологии
Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии
Эрнст Мейман: педагогическая психология
Эдуард Клапаред: идея саморазвития
Арнольд Гезелл: нормальное детство
Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка
Карл Бюлер: стадии психического развития
Маргарет Мид: этнопсихология детства
4. ЗООПСИХОЛОГИЯ
Дарвин и подъем сравнительной психологии
Психика животных и психика человека
«Закон экономии» Ллойд-Моргана
Дискуссия о вариативности поведения
Жак Леб: теория тропизмов
Можно ли приписать сознание инфузории?
Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом
Познаваемасть психических актов
5. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«Психология народов»
«Коллективный организм»
Вклад психоневрологов
Внушение и подражание
Э.Дюркгейм: коллективные представления
Концепция ценностей
Концепция инстинктов
6. ПСИХОТЕХНИКА
Глава VII
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
1. КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ
2. СТРУКТУРАЛИЗМ
3. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ
5. БИХЕВИОРИЗМ
6. НЕОБИХЕВИОРИЗМ
7. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
8. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
9. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА
10. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ
11. ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа
Карл Густив Юнг: аналитическая психология
Альфред Адлер: индивидуальная психология
12. НЕОФРЕЙДИЗМ
Карен Хорни: образ Я
Эрих Фромм: «бегство от свободы»
Гарри Спок Салливен: межличностные отношения
Эрик Эриксон: Эго-психология
13. ТЕОРИЯ ШТЕРНА
14. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава VIII
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Середина века
Два направления в проблеме человека
Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского
П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте
К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики
А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль
Изменение социальной ситуации в конце XIX века
3. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА
Университетскае психологические школы
Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души
Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество
Н.Я.Грот: личность и свобода воли
Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма
С.Л.Франк: душа человека
М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики
А.И.Введенский: знание и вера
Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества
Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства
Некоторые итоги
4. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Первые шаги
Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии
Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии
5. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ
Достойный памятник русского ума
И.М.Сеченой – основатель науки о поведении
И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности
Объективная психология В.М.Бехтерева
А.А.Ухтомский – учение о доминанте
6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
Реактология
Психология социального бытия Г.Г.Шпета
Разгром педологии
Л.С.Выготский: теория высших психических функций
7. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
М.Я.Басов: человек – деятель в среде
С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности
А.Д.Леонтьев: строение деятельности
8. О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Послесловие
Рекомендованная литература

, Российская Федерация

Известен как психолог , историк науки , специалист по истории науки (в частности, психологии), психолингвистике психологии творчества

Михаи́л Григо́рьевич Яроше́вский (22 августа , Херсон - 22 марта , Москва) - советский и российский психолог , историк науки , специалист по истории науки (в частности, психологии), психолингвистике , теории и методологии психологии, психологии творчества . Доктор психологических наук (1961), профессор, почётный академик РАО , главный научный сотрудник .

Биография

Михаил Григорьевич Ярошевский родился в 1915 году в Херсоне. Рано потеряв мать, Ярошевский на всю жизнь сохранил нежные и трогательные воспоминания о ней, а её фотография до конца жизни стояла у него на столе. Отношения с отцом и мачехой у мальчика не сложились, поэтому сразу после окончания школы он покинул родной город и переехал в Ленинград, где поступил на факультет русского языка и литературы . Именно в этом вузе Ярошевский стал учеником выдающегося учёного С. Л. Рубинштейна , подружился со многими примечательными сокурсниками, в частности с Л. Н. Гумилёвым . Окончив в 1937 году институт, Ярошевский поступил в аспирантуру к Рубинштейну, одновременно работая учителем в средней школе Ленинграда и организовав студенческий научный кружок. В это время он впервые погрузился в научную деятельность, получил признание и любовь студентов, когда ему пришлось заменить Рубинштейна на одной из лекций. Однако вскоре научная и педагогическая деятельность Ярошевского были прерваны. 9 февраля 1938 года он был арестован и пробыл в тюрьме почти год. На его счастье, был смещён со своего поста нарком внутренних дел Ежов , а его преемник Берия на некоторое время ослабил репрессии, выпустив небольшую часть заключённых. В их число попал и Ярошевский, хотя полностью реабилитирован он был только в мае 1991 года.

Оставаться в Ленинграде для него было не безопасно, поэтому в середине 1940-х годов Ярошевский по предложению своего учителя С. Л. Рубинштейна переехал из Ленинграда в Москву. Он был зачислен в организованный Рубинштейном сектор психологии в . Одновременно он продолжил исследовательскую деятельность в аспирантуре Государственного института психологии, который позднее был переименован в . В этот период Ярошевский не только работал, но одно время и жил в институте, так как своего жилья в Москве у него ещё не было. Продолжая начатую с Рубинштейном в педагогическом институте научную работу, Ярошевский хотел в своём исследовании соединить филологию и теорию психологии, поэтому его привлекла фигура А. А. Потебни .

В Психологическом институте он в 1945 году защитил кандидатскую диссертацию «Учение А. А. Потебни о языке и сознании». В работе были проанализированы психологические аспекты лингвистической теории Потебни, раскрыты взаимосвязи различных форм слова, показано влияние идей Потебни на психолингвистические теории начала ХХ века. Ярошевский впервые начал изучение особого направления в российской психологической науке, которое несколько позднее получило название «культурно-историческое» и одним из основателей которого, как это было убедительно показано в диссертации Ярошевского, был Потебня. Диссертация была единогласно принята учёным советом института, получила одобрение ведущих психологов, прежде всего А. А. Смирнова и Б. М. Теплова , и перед Ярошевским, казалось, открывалась интересная перспектива дальнейшей работы в институте. Однако развернувшаяся в 1951 году кампания борьбы с космополитизмом не миновала и Институт философии и Общей и педагогической психологии. Ярошевский был вызван на Лубянку , где ему было предложено дать показания против своего учителя Рубинштейна, попавшего тогда под подозрение. Опасность повторного ареста, вызванная отказом от этого предложения, привела к необходимости отъезда из Москвы в Таджикистан , где Ярошевский прожил до 1965 года. Таджикистан был выбран не случайно, так как ещё во время войны он вместе с Рубинштейном и другими сотрудниками института был эвакуирован в Ленинабад , где работал старшим преподавателем кафедры языка и литературы . Именно в этот вуз он и вынужден был вернуться в 1951 году. Однако активная научная и педагогическая деятельность Ярошевского не прекратилась и в Таджикистане. В 1960 году он организовал кафедру психологии в , а также лабораторию экспериментальной психологии в Таджикском государственном университете , которые возглавлял до своего отъезда в Москву в 1965 году.

По возвращении Ярошевский начал работать в , где он в 1968 году создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимающийся психологическими проблемами научного творчества. В 1990-е годы он был избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук и почётным академиком РАО . В течение многих лет был членом редколлегии журналов «Вопросы психологии », «Вопросы истории естествознания и техники » и «Психологического журнала ».

Основные идеи

М. Г. Ярошевский известен прежде всего как автор многочисленных работ по истории и методологии психологии. В качестве важнейшего принципа, определяющего развитие психологии, он рассматривает принцип детерминизма. В своём труде «История психологии» (1966) он прослеживает историю развития психологического знания (от древневосточной психологической мысли до современности) под углом того, как изменялось понимание этого принципа. История психологии рассматривается Ярошевским как история прогресса «детерминистического знания» . В монографии «Психология в XX веке» (1971) Ярошевский обратился к исследованию устойчивых и неизменных компонентов научного знания - научных категорий, принципов и проблем. Анализируя основные направления психологии, он выделил основные категории, которые служат основанием каждого направления (образ, мотив , действие, отношение и личность) . В последующих работах Ярошевский обратился к изучению социальных аспектов развития научного знания, ввёл понятие «оппонентный круг» - круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность учёного . Разработал программно-ролевой подход к изучению развития науки .

С 1965 г. М. Г. Ярошевский работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР, где он создал и в течение многих лет возглавлял сектор, занимающийся психологическими проблемами научного творчества. В последнее десятилетие научная деятельность М. Г. Ярошевского была тесно связана и с , где он занимался вопросами научных школ, существовавших в нём, а также исследованием истории института. В эти же годы он был избран почётным академиком Российской Академии образования (1990) и действительным членом Нью-Йоркской Академии наук (1994).

М. Г. Ярошевский открыл многие важные принципы науковедения, категориального строя психологии и её методологии. Фактически именно он заложил основы науковедения в России, в том числе и подходы к исторической психологии науки. Для развития этого направления М. Г. Ярошевский использовал разработанные им методы категориального анализа. Этот подход предполагал учёт социально-исторических условий, определивших появление и развитие психологических концепций, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, категориальной апперцепции, надсознательного и других детерминант, определивших появление идей, которые лежат в основе деятельности научной школы.

«Репрессированная наука» М. Г. Ярошевского

Ярошевский известен своим авторством статьи «Кибернетика - наука мракобесов», которая часто упоминается в контексте идеологической кампании против кибернетики в СССР . В качестве редактора и комментатора Ярошевский также принял участие в редактировании шеститомного собрания сочинений Выготского , в ходе которого были допущены грубейшие редакторские ошибки, цензурные вмешательства и явные фальсификации оригинального текста Выготского .

Автор книги о Выготском и ведущий специалист по так называемой истории «репрессированной науки»: термин был введён Ярошевским для обозначения преследований учёных, цензуры научных текстов, фальсификации науки советского периода и искажения истории этой науки.

Основные работы

Книги

  • Ярошевский М. Г. Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. 1961;
  • Ярошевский М. Г. История психологии. 1966; несколько изданий
  • Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии (совм. с Л. И. Анцыферовой);
  • Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. 1981;
  • Ярошевский М. Г. Психология в XX в.;
  • Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского , М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат , 1985. - 431 с.
  • Ярошевский М. Г. Репрессированная наука / Под ред. М. Г. Ярошевского. - СПб. : Наука , 1994. - 317 с.
  • Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М. : Инфра-М, 1998. - 525 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-86225-812-4 .
  • Ярошевский М. Г. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М. : Академия, 2002. - 512 с.

Статьи

  • Ярошевский М. Г. Кибернетика - наука мракобесов [ фрагменты ] // Литературная газета , 5 апреля 1952
  • Ярошевский М. Г. Ответ И. П. Павлова американским реакционным психологам // Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии [Текст] : сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии; отв. ред. С. А. Петрушевский. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. - 476 с.
  • Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии , 1985. - № 6. - С.14
  • Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: поиск принципов построения общей психологии (к 90 летию со дня рождения) // Вопросы психологии , 1986. - № 6. - С.95
  • Ярошевский М. Г. В школе Курта Левина (Из бесед с Б. В. Зейгарник) // Вопросы психологии , 1988. - № 3. - С.172
  • * Ярошевский М. Г.

Ярошевский М. История психологии от античности до середины ХХ в.

От автора

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – "ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.


Обратно в раздел

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – "ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют "драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

(22.08.1915, Херсон — 22.03.2002, Москва) — российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Доктор психологических наук (1962), профессор (1963). Почетный академик РАО (1993). Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1994). Действительный члн Академии педагогических и социальных наук (1996). Член Центрального совета Общества психологов СССР. Член редколлегий ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др. В 1997 (совместно с А. В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях» и премии Г. И. Челпанова 1-й степени (совместно с В. В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: «Выдающиеся психологи Москвы». В 1937 г. Ярошевский окончил факультет русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С. Л. Рубинштейном . В 1938 г. был репрессирован в связи с делом Л. Н. Гумилева . В 1939 освобожден и благодаря содействию С. Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре. (Реабилитирован только в мае 1991 г.). В 1941— 1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и старшим преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического института (Таджикская ССР). С 1943 г. Ярошевский — аспирант кафедры психологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова , где в 1945 г. под руководством С. Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию: «Учение А. А. Потебни о языке и сознании». В 1945—1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института. С 1955 г. — заведующий кафедрой психологии Кулябского педагогического института. В 1960—1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического института и лабораторией экспериментальной психологии Таджикского государственного университета. В 1962 г. защитил в качестве докторской диссертации свою первую монографию: «Проблема детерминизма в психофизиологии ХIХ века» (1961). В 1965—1968 гг. работал старшим научным сотрудником Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и занимает должность заведующего сектором «Психологии научно-технического творчества» (позднее преобразованный в сектор «Социальной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 г. — главный научный сотрудник ИИЕиТ РАН. Основные труды Ярошевского относятся к области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Ярошевский выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению — социальной психологии науки («Психология науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного созданного Ярошевским направления — исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку («Наука о поведении: русский путь», М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Ярошевский инициировал и организовал в 1980—1990-х гг. публикации работ З. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе. Совместно с А. В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. («История психологии» / в соавт., М., 1994; «История и теория психологии» / в соавт. с А. В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; «Основы теоретической психологии» / в соавт. с А. В. Петровским, М., 1998; «Психология» (учебник для вузов) / в соавт. с А. В. Петровским, 1998,1999, 2002, 2001; «Теоретическая психология» / в соавт., М., 2000). Ярошевский также автор и соредактор с А. В. Петровским словарей — «Краткий психологический словарь», М., 1985, 1998; «Психология. Словарь», М., 1990. Автор монографий: «История психологии» (1966, 1976, 1985); «Психология в ХХ столетии» (1971, 1974); «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (1974, в соавт.); «Сеченов и мировая психологическая мысль» (1981); «Репрессированная наука» (1990, 1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой психологии» (1993); «Историческая психология науки» (1995); «История психологии от античности до середины ХХ столетия» (1996); «100 выдающихся психологов мира» (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоянию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь.

А. В. Юревич, В. В. Умрихин

Коробка передач