Кто из русских богатырей был великаном. Малоизвестные русские богатыри. Илья Муромец. Богатырь и человек

Предисловие

о временам давно минувшим, в совсем особый мир - мир витязей и богатырей, неслыханных геройских подвигов, сил могучих, не знающих удержу, переносят нас старинные песни, распеваемые народом, так называемые былины.

Народ сам в незапамятные времена сложил эти удивительные песни-сказания про русских богатырей и витязей седой, отдаленной старины.

И переходили эти сказания из уст в уста, от стариков к детям, безыскусственно передавая каждому новому поколению древние были. Были - потому, что народ верит в существование богатырей в прошлом, верит, что все рассказываемое действительно было. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно совершились, только народ переделал по-своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил.

Былины рассказывают нам о диковинной «старинушке», когда народ еще не знал предела своей «силушке» и еще не умел употребить ее на пользу родине. Но проходило время: народ, как ребенок, вырастал и учился мыслить; устраивал свою жизнь, приобретал друзей и врагов, и силушка нашла себе исход в служении на пользу близким, на пользу родине; и народ стал петь уже о других героях, стоявших на страже Руси, на заставе.

Былина - это сам народ со всеми его темными и светлыми сторонами; былина - это сама жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всех сторон, со всеми подробностями обстановки домашней, военной и придворной. И это придает былине особенную ценность: она воскрешает перед нами древнерусский уклад жизни с самыми мелочными подробностями.

Каждый народ имеет свою поэзию, подобную нашим былинам, свой, как говорят, эпос, рисующий жизнь того или другого народа, и наши былины принадлежат к числу самых поэтических и прекрасных эпических песен.

Долгое время народные песни-сказания, известные под названием былин, не останавливали на себе внимания и оставались незаписанными, пока ученые Рыбников и Гильфердинг (и еще многие другие) не заинтересовались ими. Когда былины собрали и напечатали, все с удивлением узнали о новом богатстве русской поэзии, о новых красотах, которые скрывали в себе эти «сказки», какими их раньше считали. И за этими «сказками» помимо их глубокой поэзии признали громадное педагогическое значение, признали, что былины учат нас любить родину и создавший их народ, сила, доблесть, недюжинный ум и добрые качества которого открываются в созданных им легендах.

Но в подлинном своем виде, в том виде, как их «сказывал» народ, былины слишком объемисты и неудобны для чтения малоподготовленному читателю. Тут нужен доступный для общего понимания пересказ, но такой, который сохранил бы все основные формы былины, дух и образы оригиналов, устраняя все неподходящее, противоречивое или слишком часто повторяющееся в ущерб ясности содержания.

Удовлетворить этому требованию и имеет целью настоящее издание, в котором собраны все наиболее выдающиеся былины о русских богатырях и витязях.

То, что дано могучей фантазией народа, дополнено в настоящем издании рисунками художника, всецело проникшегося героическим духом былин и пытавшегося соответственно этому воспроизвести дивные эпизоды богатырских деяний и воплотить величавые образы могучих русских былинных богатырей и витязей.

Вольга Святославич

Закатилось красное солнышко за синие моря, за высокие горы, вышел на небо светлый месяц и вывел за собою веселый хоровод ясных частых звездочек… В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Святославич.

В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры забрались в свои норы, лисицы и зайцы скрылись в лесные чащи, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла на них: родился могучий богатырь.

Растет Вольга не по дням, а по часам, говорит громко, словно гром гремит; говорит молодой своей матушке Марфе Всеславьевне такие речи:

Государыня-матушка! Не пеленай меня в дорогие пеленки, не надевай на меня пояса шелкового - пеленай меня в булатные латы крепкие, золотой шлем надень мне на буйную голову, в руки дай палку свинцовую тяжелую, грузную, весом в триста пудов!

Подрос могучий Вольга; семи лет отдала его мать учиться; пошла ему впрок наука: выучился он всяким наукам и хитростям, да мало ему этого ученья показалось. Уходил Вольга из дома в горы высокие, в леса темные, к старым волхвам-мудрецам и научился у них Вольга разным премудростям: научился Вольга обертываться ясным соколом, да серым волком, да гнедым туром с золотыми рогами.

В двенадцать лет стал Вольга прибирать себе дружинушку: три года приходили к нему добрые молодцы, приходили с полудня , и с севера, и с востока, и с запада: набралось дружины семь тысяч, все храбрые да сильные молодцы.

И поехал Вольга с дружиною в чистое поле добывать себе славы и богачества.

Храбрая моя дружинушка! - говорит Вольга, - вейте-ка вы веревочки шелковые, становите силки по сырой земле, ловите куниц и лисиц, диких зверей и черных соболей.

Послушалась Вольги дружина: вили веревки, ставили силки; три дня и три ночи провели за работой добрые молодцы: только не ловится никакой зверь, как нарочно, - вернулась к Вольге дружина с пустыми руками.

Оборотился тогда Вольга львом могучим, побежал в леса, набил всякого зверя, накормил по-царски свою дружинушку, разодел в шубы черного соболя.

Во второй раз посылает Вольга добрых молодцев:

Храбрая моя дружинушка! вейте-ка вы шелковые веревочки, наставьте силков на ветвях деревьев: наловите гусей, лебедей, ясных соколов, мелкой птички!

Три дня и три ночи провела на охоте дружинушка Вольги: ни одной птички в силках не запуталось; пришли к Вольге с пустыми руками.

Обернулся Вольга науй-птицей, взвился стрелой под небеса; наловил, набил всякой птицы, принес своей дружинушке.

В третий раз говорит Вольга:

Храбрая моя дружинушка! Возьмите-ка вы стальные топорики, постройте крепкое судно дубовое, забросьте в море невода шелковые, наловите всякой рыбины: семги и белужинки, и щук, и плотичек маленьких, и осетров дорогих.

Три дня и три ночи пробыли витязи на море; не поймали и одной маленькой рыбки! Не знают, как Вольге и на глаза показаться.

Видит Вольга, плохо дело, придется самому отправляться за добычей. Обернулся тут Вольга рыбой-щукой, опустился на морское дно глубокое, наловил всякой рыбы; накормил свою дружинушку яствами сахарными, да все переменными. Живут они себе, поживают, никакой заботы не знают, не ведают.

Русские богатыри: кто они? - прототипы, мульты и аудиосказки

Что мы (и наши дети) знаем о русских богатырях?

Обрывки из литературы и мультфильмы...))

Три богатыря - это собирательное название героев из русских былин.

Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

У каждого богатыря было по одной жене и коню... xD

В общем, жён звали Алёнушка, Настасья Филипповна и Любава.

Ну, а у коней были имена - Юлий, Бурушка и Вася.

Ну, а что было на самом деле?!!

Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. Устные предания - это, как правило, эпос, в том числе песни, сказания, то есть все то, что сочинялось непосредственно народом.

Основа древнерусских сказаний - это, как правило, богатыри.

Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита.

Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.

Российские ученые выделяют две основные категории богатырей - старшие и младшие.

К старшим богатырям принято причислять

Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана.

Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев - явлений грозных, враждебных простому человеку.

К группе младших богатырей относят

известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

Здесь написано очень подробно -

В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь,

которого звали Добрыней Никитичем.

Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве.

Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.

Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское". Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.

Прототипом Добрыни Никитича часто называют летописным Добрыней, дядей реального Святого Владимира по матери.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича.

Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" — как раз трансформированное народом "Низкинич".

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.


Но есть и другой тезка, герой XII—XIII вв. , описанный в Сокращенном летописном своде 1493 г:


«В лето 6725 (1217). Был бой князя Юрия Всеволодовича с князем Константином (Всеволодовичем) Ростовским на реке на Где, и помог Бог князю Константину Всеволодовичу, брату старшему, и правда его пришла (победила) . А были с ним два храбра (богатыря) : Добрыня Золотой Пояс да Александр Попович, со слугой своим с Торопом» .


И ещё...


В былинах о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче богатыри сражаются со Змеями. Следует сказать, что чудища русских былин отличаются от западноевропейских драконов тем, что всегда нападают сверху и никогда не появляются из леса или из воды.

Есть версия, согласно которой под Змеями имеются в виду половецкие племена, пришедшие в Северное Причерноморье в 1055 г.

Название племени "Каи", стоявшего во главе союза кипчаков (так называли в Средней Азии половцев) , в переводе на русский язык означает "змея". Относящаяся к половцам поговорка "у змеи семь голов" (по числу основных племен) была широко известна в степи, ее приводят в своих трудах арабские и китайские историки.

В летописи после победы над половцами в 1103 г. говорится, что Владимир Мономах "скрути главы змеевыя", а половецкий хан Тугоркан под именем Тугарин Змеевич вошел в былины.

Имя другого половецкого хана - Боняка (современника Тугоркана) , приводившего в ужас население Византии, Болгарии, Венгрии и Киевской Руси, сохранили западноукраинские песни и сказания в сюжете о голове Буняки Шелудивого, которая, отрубленная, катается по земле, уничтожая все на своем пути.

Хан восточного объединения половцев Шарукан в былинах зовется Кудреванко-царем или Шарк-великаном.

В дальнейшем в былинах появляются татарские ханы Батый и Калин-царь (возможно, Менгу-Каан) .
Можно, конечно, указать, что позднее богатыри звались Добрынями в честь первого прототипа, но тогда придется разъяснять, почему не отразились в былинах «подвиги» реального боярина X в.

Еще один известный богатырь - Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова.

В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая - в Муром, и третья - в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира. Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович - это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.

Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем , о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи.

Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

И в завершение необходимо несколько слов сказать и о таких богатырях, как Василий Буслаев и Никита Кожемяка. Все они были реальными людьми.


Василий Буслаев был родом из Новгорода.

По натуре своей этот человек всегда был бунтарем и даже пьяницей. Свою богатырскую силу он унаследовал от отца. Однако употребляет юноша ее не так, как это делают остальные богатыри.

Напротив, он всячески нарушает законы города, набирает себе дружину из таких же, как он (основные критерии отбора - способность выпить ведро вина или выдержать удар по голове дубиной). Вместе с дружиной Василий не вступает в борьбу с врагами и захватчиками, а только напивается в кабаках, дерется.

Согласно сказаниям, умер он так же безрассудно, как и жил - на обратной дороге с Иерусалима он ударился головой о камень, упав с лошади (а ведь на камне было написано, что через него скакать нельзя…).

В отличие от Василия, Никита Кожемяка - был настоящим воином, который служил киевскому князю Владимиру. Вместе с ним Кожемяка выступил на битву против печенегов, один на один сразившись с силачом и победив его.

Эта победа стала началом победы русского войска над захватчиками. В разных периодах Никита Кожемяка представлен то как простой ремесленник, то как настоящий богатырь, который находится на службе в Киеве. Капочка Капа

Если попросить любого русского человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, то наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше - заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.

Святогор

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор - богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать - Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Микула Селянинович

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать - Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга - сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович - персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай - храбростью, а Настасья - меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку - Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря - Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты - практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека - Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: "старшие" и "младшие".

"Старшие" – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», - это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами.

Так называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями.

Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

1.Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

2.Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

3.Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

4.Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть "мягкосердия богатырского". Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". Добрыня также "артист в душе: мастер петь и играть на гуслях". Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

5.Алёша Попович. Богатырь - Робин

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта – хвастливость.

6.Михаил Потык - Богатырь Like A Rolling Stone

Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык - представитель земской служилой силы, он - непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника..

7.Чурила Пленкович - Богатырь заезжий

Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем. Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила - олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него – знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласился служить князю. Однако стал заложником своей дерзости – полюбил молодую жену старого боярина. Старый боярин вернулся домой – Чуриле голову срубил, а молодая его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

Представления русского народа о красоте человека, его чести и достоинстве воплощены в образах былинных героев – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Садко, Василии Буслаеве. О каждом из них сложены былины.

Ко временам давно минувшим, в совсем особый мир- мир витязей и богатырей, неслыханных геройских подвигов, сил могучих, не знающих удержу, переносят нас былины, распеваемые народом.

Народ сам в незапамятные времена сложил эти удивительные песни-сказания про русских богатырей и витязей седой, отдаленной старины. Они были живым откликом на реальные события. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно, совершались, только народ переделал по-своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил. Действия в былинах воспевалось ярко, красочно, впечатляюще!

Кто же они, богатыри русские, во имя чего совершали они подвиги и что защищали? Поиск ответа на этот вопрос и стал главной целью моей работы.

Вера в то, что могучие люди, богатыри, жили в далеком прошлом, сохранялась в народе еще на рубеже XIX – XX вв. Вообще, слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.

Богатырь- герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былины. Богатыри упоминаются и в русских летописях, и в других славянских хрониках, рассказывающих о Древней Руси. У каждого-богатыря свое имя и своя «биография», свои подвиги и гибель, но в то же время «у них так много сходного, даже совпадающего, что можно говорить о едином художественном, историческом типе богатыря - героя эпоса.

Характерная особенность этого типа: богатырь до поры до времени выступает как обыкновенный человек, в древнерусском сословном ряду он «ниже» князей, бояр, купцов. Но наступает момент, и обнаруживается необыкновенность богатыря, раскрывается его сверхчеловеческая сила, проявляются фантастические способности, которые возвышают его над всеми. Если богатырь засыпает, то храпит, как порог шумит (имеются в виду Днепровские пороги); сердце его разгорячилось – будто в котле кипит; истребляет он неприятельское войско – словно траву косит.

Характеристика богатырей как исключительно сильных физически людей верна, но она неполна. Большинство былинных героев обладают всесокрушающей мощью, однако сила сама по себе, не находящая приложения в полезной деятельности, не получает одобрения в народе. Как бы ни был привлекателен Святогор, он гибнет, применить свою силу гигантскую негде. О физической силе Садка Новгородского ничего не известно, но его игра на гуслях колеблет моря и озера.

Русскому богатырю присуще сознание долга - перед народом, перед Русью, перед православной верой. Его сила, как правило, направлена на добрые дела. Он ощущает свою предназначенность к самым опасным и важным для Русской земли делам. Ему предуказано совершать свои подвиги. Поэтому свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли.

Былинный враг, нападающий на Русь, всегда жесток и безжалостен, он намерен уничтожить народ, его государственность, культуру, святыни. Так, Сокольник, направляясь в Киев, грозил:

Я соборны больши церкви на дым спущу,

Я печатны больши книги во грязи стопчу,

Чудны образы-иконы на поплав воды,

Самого я князя да в котле сварю,

Саму я княгиню да за себя возьму.

Калин-царь-

Разорить он хочет стольный Киев-град,

Чернедь-мужиков он всех повырубить

А Тугарин, засевший в Киеве,-

Опаганил он церкви православные,

Осмердил девиц, молодых вдовиц,

Истоптал он конем всех малых детей,

Попленил Тугарин всех купцов-гостей.

Но на страже Киева, Русской земли, ее независимости и чести стоят богатыри. Добрыня Никитич устраняет постоянную угрозу Киеву со стороны чудовища-змея, совершавшего набеги на город и уводившего в плен множество людей. Алеша Попович освобождает стольный город от бесчинствовавшего в нем Тугарина. Подобный подвиг совершает и Илья Муромец, расправляясь с хозяйничавшим в Киеве Идолищем поганым.

Деятельность богатырей направлена не только на то, чтобы в данный момент оградить Киев, Русскую землю от посягательств врага, велико ее значение и на все будущие времена: побежденные противники, если они не уничтожены, становятся данниками киевского князя или вынуждены клясться, что вовеки вечные ни они, ни их дети и внуки не посмеют нападать на Русь.

Илья Муромец, уничтожив под Черниговом чужеземные войска, отпускает их главарей, трех царевичей, с таким наказом:

Вы поедите по своим местам,

Вы чините везде такову слову,

Что Святая Русь не пуста стоит,

На Святой Руси есть сильны могучи богатыри.

Беспредельные возможности богатыря лучше всего обнаруживаются, когда он один или с несколькими друзьями выступает против вражеских полчищ, которых «черным-черно, как черных воронов». Начинается поединок двух богатырей – вот не две горы вместе да столкнулись,- Два богатыря вместе да тут съехались.

Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай- сват, Василий Каземирович. Самих же богатырей народ сравнивает с соколом – птицей издавна почитавшейся на Руси.

Особой храбростью отличались русские богатыри

Да садился Илья на добра коня,

Он поехал по раздольницу чисто полю

И подъехал ко войскам, ко татарским;

Не ясен сокол, напускается на гусей, на лебедей

Да милых перелетных серых утушек-

Напускается богатырь святорусский

На тулии на силу татарскую!

Он пустил коня богатырского

Да поехал ли по той силушке татарской,

Стал он силушку конем топтать,

Стал конем топтать, копьем колоть,

Стал он бить ту силушку великую,

И он силу бьет, будто траву косит!

Побеждает Илья Муромец в одиночку войско татарское, совершает он подвиг во славу земли Русской. Народ считал, что « Кто силён мускулами, победит одного, а кто силён умом, победит целую армию»

Напал на нашу землю Тугарин-Змей, но встал на защиту родины Алёша Попович.

Да едет Тугарин по чисту полю,

Кричит он, зычит да во всю голову:

«Да хошь ли, Алеша, я конем стопчу?

Да хошь ли, Алёша, я копьём сколю?

Да хошь ли, Алёша, я живком сглотну?»

На то-де Алешенька ведь верток был, -

Подвернулся под гриву лошадиную.

Да смотрит собака по чисту полю:

«Да где же Алеша стоптан лежит?»

Да втапоры Алешенька Попович-от

Выскакивает из-под гривы лошадиной,

Он машет шалыгой подорожною

По Тугариновой да по буйной голове.

Покатилась голова с плеч, как пуговица,

Свалилось трупьё да на сыру землю.

Были на Руси и такие богатыри, что могли превращаться в зверей: в сокола, в волка, в тура, в горностая.

Обернулся Волх горностаюшком,

А и бегал по подвалам, по погребам,

Что по тем ли по высоким по теремам,

У тугих луков тетивки накусывал,

У калёных стрел железцы повынимал,

Что у тех ли ружей у огненных

Кремни-шомполы повыдёргивал

А и всё-то он в землю позакапывал!

Всякое сражение богатыря заканчивается его победой над противником, длинный ряд былин показывает непрерывность таких сражений и появление всё новых богатырей – защитников родной земли.

Великие были богатыри, брали они силушку у земли-матушки, но самым сильным среди них был Святогор. Богатырь огромен, как гора. Он так тяжел, что его не выносит Мать-сыра земля, поэтому он привязан к Святым горам:

Мне не придано тут ездить на святую Русь,

Мне позволено тут ездить по горам да по высоким.

Образ Святогора пришел в былины из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощающих величие гор.

Как далече-далече, во чистом поле,

Тут и пыль столбом да поднимается:

Едет во поле добрый молодец,

Едет русский могучий Святогор-богатырь;

Святогоров конь да будто лютый зверь,

У богатыря плечи да во косу сажень,

Он и едет во поле, потешается:

Он бросает палицу булатную,

Выше лесушки бросает да стоячего,

Ниже облака бросает да ходячего,

Улетает палица высоко в поднебесье,

Когда палица та вниз спускается,

Он подхватывает её да одной рукой!

В отличие от другого богатыря, Волха Всеславича, чей образ также связан с древней мифологией, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Поэтому он одинок, ему и заняться-то нечем, как только силушкой своей похваляться. У него нет ни дома, ни родни, ни друзей-товарищей, из-за этого он обречен на гибель. Практически все былины о Святогоре – это былины о том, как он расстается с жизнью, например, от «маленькой сумочки переметной»

В былине «Святогор – богатырь» происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора – не связанное еще по-настоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направлена на служение людям, на защиту справедливости, на оборону земли.

Таковым является Микула Селянинович. Микула – по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, то есть живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь. Микула – это образ идеального пахаря.

Белокурый русич красавец орет (пашет землю). Пашет весело, задорно, мастерски. С какой любовью описываются его красота и великолепный наряд:

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя,

У оратая сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

Конечно, невозможно в таком наряде - в сапогах на высоких каблуках с загнутыми носами, в шляпе пуховой и кафтанчике «черна бархата» - выполнять тяжелую, грязную работу, в пыли и поте землю пахать. Но уж так благороден труд пахаря-кормильца, что из глубокого уважения к нему народ в былинах приодел пахаря. Достоин ведь!

Сила-то у пахаря богатырская, и работу свою он выполняет «играючи».

Обычно в былинах рядом с Микулой упоминается князь Вольга (былина «Вольга и Микула Селянинович»), который, видя непомерную силушку пахаря, любуются славным трудом пахаря и предлагает ему вступить в свою дружину идти дань собирать с ними. Соглашается пахарь. Вот только пусть дружинники уберут его сошку за ракитов куст, от разбойников. И «целый десяточек» и «вся дружина храбрая» сошку не то что «за ракитов куст», с места сдвинуть не могут, не вытащить им «сошки из земли»!

А пахарь брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он выдернул,

Из лемешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Удивленному князю пахарь хвалится своим достатком, добытым тяжким, честным крестьянским трудом:

Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,

Я во скирды сложу да домой выволочу,

Домой выволочу да дома вымолочу,

А я пива наварю да мужичков напою.

А тут станут мужички меня хваливать:

«Молодой Микула Селянинович!»

Так в былинах о Микуле Селяниновиче прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика.

Микула – новый богатырь, олицетворяющий не божественное, мифическое начало, а крестьянскую Русь. Святогор – потомок древних языческих божеств; Микула Селянинович – крестьянский сын и сам крестьянин, не стремящийся уйти от своих простых крестьянских обязанностей. Святогор – мифический герой; Микула Селянинович – герой более «реальный», явно имевший прототип в жизни.

Судьбы героев мирового эпоса часто похожи, отличительной особенностью их является присутствие Чуда в значимые моменты жизни: это может быть чудесное рождение героя (полубожество - получеловек или чудо-ребенок, рожденный девой, которую укусил змей (Волх Всеславьевич), горностай, таинственное существо), невиданно быстрый рост и возмужание героя, его непомерная сила(Геракл), неуязвимость или бессмертие, чудесное исцеление или предсказание подвигов и смерти.

Любимый герой русского богатырского эпоса – Илья Муромец – также отмечен знаком чуда. Как большинство богатырей, он родился простым ребенком, и ничего не предвещало его богатырской славы. Более того, Илья был немощным от рождения и не мог помогать родителям даже по домашнему хозяйству:

А не имел Илья во ногах хожденьица,

А во руках не имел Илья владеньица,

Тридцать лет его было веку долгого.

И тут происходит чудо: появляются «калики перехожие» – три старца, странники идущие на моление. В одних записях былин они просят милостыню, в других водицы испить. Илья с ними вежлив и услужлив, все про свою жизнь рассказывает и подробно объясняет, почему сам не может подать старикам воды: «Не имею ни рук, ни ног».

Паломники выглядели странно (по одной версии их двое, по другой – трое): они как посланцы какой-то неведомой силы, проверяющей духовную силу самого Ильи, его воспитания, силу его смирения перед судьбой, пославшей такой недуг. «Приходили калики перехожие, они крест кладут по - писаному, поклон ведут по – ученому», - не простые гости, волшебные. И только от их слов поднимается никогда не встававший крестьянский сын, и только от их них слов идет открывать ворота никогда не ходивший калека.

Для средневековья тридцать лет - возраст весьма солидный: в боях с многочисленными врагами и в борьбе с природой мало кто доживал до сорока лет. Многие в тридцать лет уже и подвиги свои совершили, и женились, и детишек народили, а некоторые и Богу душу отдали, а путь Ильи Муромца только начинается.

Из того ли города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Илья Муромец почитает своих родителей, поднявшись на ноги, просит у них «благословеньица» на добрые дела

Жизненный путь Ильи Муромца – путь преодоления опасностей и препятствий, вызов силам зла и борьба с ними. Осознавая это, он никогда не уходит от схватки и из трех дорог выбирает ту, «где убиту быть».

Илья один побеждает полчища татар, осадивших Чернигов:

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.

Побеждает Илья Муромец и Соловья-разбойника, от которого стонала Русская земля, приторочил его к седлу и доставил на княжеский двор

Князю Владимиру это кажется невозможным, и он оскорбляет Илью недоверием:

Ай же мужичище-деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься.

Богатырь служит не князю как таковому, а в лице всей Русской земле, русскому народу. Поэтому с достоинством и скромно отвечает Илья князю, что Соловей-разбойник, «к стремени булатному прикованный», ждет его во дворе. Затем Илья расправился с Соловьем-разбойником во имя покоя на Русской земле:

Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову,

Говорил Илья да таковы слова:

Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,

Тебе полно-тко сиротать да малых детушек!

Главные нравственные качества Ильи Муромца: чувство справедливости, сознание собственного долга. Везде и всегда Илья «стоит за правду»: и в битве с врагом, и в конфликтах с князем Владимиром, и в спорах между богатырями. Он – герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами:.

Я иду служить за веру христианскую

И за землю российскую,

Да и за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей.

Илья Муромец наделен не только и не столько силой физической, сколько силой духовной: он предельно честен,начисто лишен бахвальства, корысти, зависти и эгоизма, он смиренен перед волей Божией, он молча и до конца несет свой крест борца за справедливость. Именно поэтому он стал атаманом коевских богатырей.

Илья Муромец, защитник земли Русской, заступник за слабых и обиженных, - самый любимый герой народа. И хоть есть и другие богатыри на Руси, но

Как одно-то на небе красно солнышко,

Так один-то на Руси Илья Муромец.

Ученые полагают, что в XII веке, когда появилась эта былина, в селе Карачарове под Муромом жил крестьянин, обладающий могучей силой, добрый и справедливый.

Впоследствии подвиги его и других защитников рубежей Руси (Муром был пограничной крепостью) получили былинную славу. В Киево-Печерской лавре есть гробница Ильи Муромца, а сам он причислен Церковью к лику святых за самоотверженное служение Родине и народу. Причисление Ильи к лику святых (канонизация) состоялось в XVI веке, его память ежегодно отмечается 19 декабря, а изображение преподобного Ильи Муромского сделано в XVII веке. Но в книгах о жизни святых Илья даже не упоминается.

Именем этого былинного богатыря названы самолеты, пароходы, ледоколы. В г. Муроме на высоком постаменте у зеленых елей стоит на приколе бронепоезд «Илья Муромец», ветеран Великой Отечественной войны. А на высоком берегу Оки муромцы поставили величественный памятник знаменитому земляку.

Богатырь Илья Муромец как фольклорное воплощение русского характера, совестливого и справедливого, могучего и доброго, увлекал многих поэтов, художников, композиторов, актеров, историков. Стихи и поэмы о нем писали Н. М. Карамзин, А. К. Толстой, И. С. Никитин. Композитор В. Серов написал оперу «Илья Муромец». Знаменитый бас Федор Шаляпин исполнил в ней партию Ильи. А. П. Бородин. Р. М. Глиэр создали симфонии об Илье Муромце, а художник В. Васнецов увековечил память об Илье Муромце и русских богатырях в картине «Богатыри».

В картине В. Васнецова рядом с Ильей Муромцем изображены Добрыня Никитич, верный товарищ и «крестовый брат», и Алеша Попович. - сподвижник Ильи и Добрыни в защите Отечества.

Как и все русские богатыри, Добрыня наделен необычной силой. Народ чтил в Добрыне ум и находчивость. Добрыня - меткий стрелок, он вежлив, прекрасно играет в шахматы и на гуслях, ненавидит притворство и хамство, хитрость, ложь. Исследователи-историки считают, что прообразом Добрыни был дядя князя Владимира, брат его матери Малуши. В летописях под 970, 980, 985 годами упоминается Добрыня как дядя и сподвижник князя Владимира в его походах на болгар.

А Алеша Попович молод, статен и красив. Силушки ему не занимать. Но Алеша показан в былинах с добрым юмором: уж больно охоч он до чужих жен, может хитрить и своей выгоды не упустит. Эти его нравственные качества высмеиваются в былинах как недостойные русского богатыря. Но ему это прощается за честную службу родной земле, он тоже защитник Руси и беспощаден к ее врагам.

«Витязи богатыри, воскрешавшие саму атмосферу Древней Руси, вселяют в меня ощущение великой мощи и дикости – физической и духовной. Незабываемы на могучих конях эти суровые нахмуренные витязи,»- так вспоминал о своих ощущениях от картины великий певец и земляк Васнецова Федор Иванович Шаляпин.

3. Заключение

Итак, большинство былинных богатырей - своеобразные личности: мудрый великодушный, спокойный, уравновешенный, предусмотрительный Илья Муромец и не верующий « ни в сон, ни в чох», бьющий правого и виноватого новгородский удалец Василий Буслаев. Славящийся «вежеством», умением улаживать международные конфликты и споры между персонажами эпоса, певец и гусляр Добрыня Никитич и заносчивый, вспыльчивый Дунай Иванович.

Я пришел к выводу, что богатыри- люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их монументальные образы и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.

Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин.

И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.

Редуктор