Предложения с придаточными причины и следствия примеры. Основные типы придаточных предложений. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным

Выделяются (по аналогии с второстепенными членами предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами) три основные типа придаточных : определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние в свою очередь делятся на несколько видов.

Придаточное предложение может относиться к определённому слову в главном (присловные придаточные) или ко всему главному (неприсловные придаточные).

Для определения типа придаточного предложения необходимо учитывать три взаимосвязанных признака: 1) вопрос, который можно задать от главного предложения к придаточному; 2) присловный или неприсловный характер придаточного предложения; 3) средство связи придаточного с главным.

Придаточные определительные

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.

В связи с общим значением признака предмета определительные придаточные зависят от существительного (или от слова в значении существительного) в главном предложении и отвечают на вопрос какой? Они присоединяются к главному только союзными словами - относительными местоимениями (который, какой, чей, что) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда). В придаточном предложении союзные слова замещают то существительное из главного, от которого зависит придаточное.

Например: [Одно из противоречий , (какими живо творчество Мандельштама), касается собственной природы этого творчества] (С. Аверинцев) - [сущ., (какими (= противоречиями)), ].

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда). Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [сущ., (где),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) - [сущ.], (что).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [ сущ.], (когда).

В главном предложении часто бывают указательные слова (указательные местоимения и наречия) тот, такой, например:

Это был тот знаменитый артист, которого она видела на сцене в прошлом году (Ю. Герман) - [ ук.сл. тот - сущ.], (которого).

Местоименно-определительные придаточные

По значению к придаточным определительным близки местоименно-определителъные придаточные . Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:

1) [Всего, (что знал еще Евгений ), пересказать мне недосуг ) (А. Пушкин) - [мест., (что),]. 2) [Не т о, (что мните вы ), природа ]... (Ф. Тютчев) - [мест., (что),].

Как и придаточные определительные, раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что).

Ср.: [Тот человек , (который приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное определительное. [ук.сл.+сущ., (который), ].

[Тот , (кто приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное местоименно-определительное. [ мест., (кто), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, например:

(Кто жил и мыслил ), [тот не может в душе не презирать людей] ... (А. Пушкин) - (кто), [мест. ].

Придаточные изъяснительные

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение речи, мысли, чувства или восприятия. Чаще всего это глаголы (сказать, спросить, ответить и др.; думать, знать, вспомнить и др.; бояться, обрадоваться, гордиться и др.; увидеть, услышать, почувствовать и др.), но могут быть и другие части речи: прилагательные (рад, доволен), наречия (известно, жаль, нужно, ясно), существительные (известие, сообщение, слух, мысль, заявление, чувство, ощущение и др.)

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.; 2) с помощью любых союзных слов; 3) с помощью союза-частицы ли.

Например: 1) [Свет решил ], (что т умён и очень мил ) (А. Пушкин) - [ глаг.], (что). [Я_ боялся ], (чтоб в помысле смелом ты меня упрекнуть не могла ) (А. Фет) - [ глаг.], (чтоб). [Ей снится ], (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин) - [ глаг.], (будто бы).

2) [Ты знаешь сам], (какое время наступило ) (Н. Некрасов) - [ глаг.], (какое). [Затем она стала расспрашивать меня], (где я теперь работаю ) (А. Чехов) - [глаг.], (где). (Когда он прибудет ), [неизвестно ] (А. Чехов) - (когда), [нар.]. [Я_ спросил а у кукушки], (сколько лет я проживу )... (А. Ахматова) - [глаг.], (сколько).

3) [Обоим очень хотелось узнать \, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль) - [глаг.], (ли).

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто, когда выражаются косвенные сообщения, с помощью союза чтобы - косвенные побуждения, с помощью союзных слов и союза-частицы ли - косвенные вопросы.

В главном предложении при поясняемом слове может быть указательное слово то (в разных падежах), которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Например: \Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том], (что леса учат человека понимать прекрасное) (К. Паустовский) - [сущ.+ук.сл.], (что).

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных , которые относятся к существительному. Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами. Придаточные же изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное , присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные , зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что). Ср.: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило. 2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас вклассе, изумило всю школу.

1) Первая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными определительными . Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).

Обстоятельственные придаточные

Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а следовательно, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.

Придаточные образа действия и степени

Характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия или степени. К главному предложению эти придаточные присоединяются двумя способами: 1) с помощью союзных слов как, сколько, насколько; 2) с помощью союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.

Например: 1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) (К. Симонов) - [глаг.+ук.ел. так], (как) (придаточное образа действия).

2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать ) (А. Герцен) -[глаг.+ук.ел.столько], (сколько) (придаточное степени).

Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными (если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько) (см. примеры выше) и двузначными (если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом). Например: 1) [Белые акации пахли так сильно], (что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту) (А. Куприн) -

[ук.сл. так + нареч.], (что) (значение степени осложнено значением следствия, которое вносится в значение придаточного союзом что).

2) [Красивая девушка должна быть одета так], (чтобы выделяться из окружающей обстановки) (К. Паустовский) - [кр.прич. + ук.сл. так], (чтобы) (значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы).

3) [Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног], (будто оно было действительно сделано из хрусталя) (К. Паустовский) - [ук.сл. так + глаг.], (будто) (значение степени осложнено значением сравнения, которое вносится союзом будто).

Придаточные места

Придаточные места указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они зависят от всего главного предложения или от обстоятельства места в нём, выраженного наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др.), и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда. Например:

1) [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный цм)... (А. Пушкин) - , (куда).

2) [Он писал всюду], (где заставала его жажда писать) (К. Паустовский) - [нар.], (где).

3) (Куда река пошла ), [там и русло будет ] (пословица) -(куда), [ ук.сл. там ].

Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.

Ср.: 1) И [Таня входит в дом пустой], (где (в котором) жил недавно наш герой ) (А. Пушкин) - [сущ.], (где) (придаточное определительное).

2) [Я_ стал припоминать ], (куда ходил в течение дня) (И. Тургенев) - [глаг.], (куда) (придаточное изъяснительное).

Придаточные времени

Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др. Например:

1) [Когда граф вернулся ], (Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать ) (Л. Толстой) - (ког2) (Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон), [в заботах суетного света он малодушно погружён } (А. Пушкин) - (пока), .

В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то). Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. Например:

1) [Я_ сижу до тех пор], (пока не начинаю чувствовать голод) (Д. Хармс) - [ ук.сл. до тех пор ], (пока).

2) (Когда зимой ешь свежие огурцы), [то во рту пахнет весной] (А. Чехов) - (когда), [то].

3) [Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда], (когда даёт его в переносном значении) (С. Маршак) - [ ук.сл. тогда], (когда).

Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда. Например:

1) [Я_ видел Ялту в том году], (когда (- в котором) её покинул Чехов ) (С. Маршак) - [ук.сл.+сущ.], (когда) (придаточное определительное).

2) [Корчагин неоднократно спрашивал меня], (когда он может выписаться ) (Н. Островский) - [глаг.], (когда) (придаточное изъяснительное).

Придаточные условия

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии?, если, если... то, когда (= если), когда... то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Например:

1) (Если я заболею ), [к врачам обращаться не стану ]...(Я. Смеляков) - (если), .

2) (Раз мы начали говорить ), [то лучше договорить все до конца] (А. Куприн) - (раз), [то].

Если придаточные условные стоят перед главным, то в последнем может быть вторая часть союза - то (см. 2-ой пример).

Придаточные цели

Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) и др. Например:

1) [Я_ разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог) (А. Чехов) - , (чтобы);

2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Акулину от её намерения) (А. Пушкин) - , (дабы);

3)(Для того чтобы быть счастливым ), [надо не только любить , но и быть любимым ] (К. Паустовский) - (для того чтобы), ;

При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения, например: [Я_ упоминаю об этом исключительно для того], (чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна) (К. Паустовский) - [ук.сл. для того], (чтобы).

Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы. Например:

1) [Я хочу ], (чтоб к штыку приравняли перо) (В. Маяковский) - [глаг.], (чтоб) (придаточное изъяснительное).

2) [Время посадки было рассчитано так], (чтобы к месту высадки попасть на рассвете) (Д. Фурманов) - [кр.прич.+ук.сл. так], (чтобы) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).

Придаточные причины

Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:

1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - , (потому что)

2) [Всякий труд важен ], (ибо облагораживает человека) (Л. Толстой) - , (ибо).

3) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался ] (А. Куприн) - (благодаря тому что), .

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:

[Оттого и дороги мне люди ], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) - [ ук.сл. оттого], (что).

Придаточные уступительные

В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему 1) союзами хотя, хотя... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. и 2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни. Например:

I . 1) И (хоть он был повеса пылкой ), [но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец] (А. Пушкин) - (хоть), [но].

Примечание . В главном предложении, при котором находится уступительное придаточное, может находиться союз но.

2) (Пусть роза сорвана ), [она ещё цветёт ] (С. Надсон) - (пусть), .

3) [В степи было тихо, пасмурно ], (несмотря на то что солнце поднялось ) (А. Чехов) - , (несмотря на то что).

П. 1) (Как ни оберегал себя Пантелей Прокофъевич от всяких тяжёлых переживаний), [но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение] (М. Шолохов) -(как ни), [но].

2) [Я_, (сколько ни любил бы вас), привыкнув, разлюблю тотчас) (А. Пушкин) - [, (сколько ни), ].

Придаточные сравнительные

Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные , следствия и присоединительные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных - невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.

В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, буто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем... тем, чем и др. Например:

1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), ["].

2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют ], (словно кто их вымыл и лак на них навёл ) (И. Тургенев) - , (словно).

3) [Мы втроём начали беседовать ], (как будто век были знакомы ) (А. Пушкин) - , (как будто).

Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем... тем. Придаточные с двойным союзом чем... тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

1) (Чем меньше женщину мы любим ), [тем легче нравимся мы ей] (А. Пушкин) - (чем), [тем].

2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) - [сравн.степ.нар.], (чем).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения. Например:

[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) - , (как).

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого - в скорлупу.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.

Придаточные следствия

Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения.

Придаточные следствия относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и присоединяются к нему союзом так что.

Например: [Зной всё увеличивался ], (так что становилось тяжело дышать ) (Д. Мамин-Сибиряк); [Снег всё становился белее и ярче ], (так чтоломило глаза) (М. Лермонтов) - , (так что).

Придаточные присоединительные

Придаточные присоединительные содержат добавочные сведения, замечания к тому, о чём сообщается в главном предложении. Присоединительные придаточные относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и прикрепляются к нему союзными словами что, чем, о чём, отчего, зачем, почему и др.

Например: 1) [Ей нужно было не опоздать в театр],(отчего она очень торопилась ) (А. Чехов) - , (отчего).

2) [Пала роса ], (что предвещало завтра хорошую погоду) (Д. Мамин-Сибиряк) - , (что).

3) [А старик Кукушки н быстро надел очки, позабыв протереть их], (чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось ) (И. Ильф и Е. Петров) - , (чего).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным

Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы.

Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным

1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую стару сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов).

, (отчего).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.

2) (Чтоб быть современнику ясным ), [весь настежь распахнут поэт ] (А. Ахматова). (чтоб), .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб.

3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет ) (И.Анненский). [мест.], (чему).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными

Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

оборудование: учебник, раздаточный материал.

тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Повторение. Актуализация опорных знаний

1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Расставить ударение в словах: балова ть, докуме нт, задо лго, звони шь, новый катало г, краси вее, мастерски , облегчи т, усугуби ть, составить догово р, столя р, на чал смеяться, начала , парте р. (карточки)

2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)

    Доволен успехами;

б) управлять автомобилем,

г) характерные черты,

д) стена из кирпича.

3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)

    Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.

    Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.

    У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)

    В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)

4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)

- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где , куда , откуда ):

2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если , коли (устар.):

4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя ):

III. Постановка целей и задач урока .

С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).

Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).

Работа с таблицей.

Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.

Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. [ Зной все увеличивался ] , (так что становилось тяжело дышать ). , (так что).

2. [Мы сидели на углу басти о на], (так что в обе стороны могли видеть всё ). , (так что).

Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.

(Бастион – крепостное военное укрепление.)

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

(доска) Сравните:

Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;

Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например: (карточка)

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.

(доска)

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.

2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.

3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.

V. Закрепление нового материала

Упр. 187 устно.

1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики

2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки

У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)

[Воздух становился так редок] , (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).

Вопросы ученикам:

    С какими видами придаточных познакомились?

    Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?

    На какой вопрос они отвечают?

    Какими союзами они прикрепляются к главному?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица

2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.


Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)

І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.

1. Наташа у нас вчера (в )первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на )мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин ). 3. Они прошли ( в )близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов ). 4. Буфетчик ( в )миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков ). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на )верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в )низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков ).

На этом уроке вы узнаете, что такое придаточное следствия в сложноподчинённом предложении, узнаете, на какие вопросы отвечает придаточное следствия, где стоит в предложении, научитесь находить в предложениях придаточные следствия и отличать их от похожих конструкций.

Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза (рис. 2).

В этом предложении союз так что присоединяет придаточную часть со значением следствия.

Рис. 2. Деревья в снегу ().

Придаточное следствия имеет следующие особенности:

  • указывает на следствие, вывод, вытекающий из главной части;
  • отвечает на вопрос что из этого следует? ;
  • прикрепляется к главной части предложения при помощи союза так что ;
  • находится только в постпозиции относительно главного предложения.

В них было много молодого задору, так что любое дело им казалось по плечу (рис. 3).

Рис. 3. Молодые люди ().

Необходимо отличать предложения с придаточными следствия от других, схожих синтаксических структур.

Рассмотрите предложение:

Я опоздал на поезд, так что свидание отменяется (рис. 4).

Это сложноподчинённое предложение с придаточным следствия, так как:

  • во-первых, налицо смысловые отношения между частями предложения (причина и следствие из неё);
  • во-вторых, союз так что можно заменить словами следовательно , поэтому .

Это сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

Рис. 4. Опоздавшие на поезд ().

Рассмотрите другое предложение:

Я опоздал так, что стыдно было уже и появляться на пороге кабинета (рис. 5).

Это сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Конечно, имеется добавочное значение следствия, так как к главной части мы задаём вопрос от придаточной в какой мере? В первой (главной) части есть указательное слово так . Именно оно позволяет нам сказать, что это будет придаточное меры и степени. Не путайте придаточные следствия и придаточные меры и степени, в котором обязательно должно стоять указательное слово.

Рис. 5. Опоздавший подчинённый и начальник ().

Чтобы потренироваться, обратитесь к дополнительным материалам этого урока.

Список литературы

1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 2012.

2. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Назовите особенности придаточных следствия в сложноподчинённом предложении.

2. Найдите предложения с придаточными следствия.

Он слушал так, что всё запомнил.

Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низко от земли.

В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.

Я люблю её так, что словами всего и не скажешь.

Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать.

3. Придумайте пять сложноподчинённых предложений с придаточными следствия. Запишите их.

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, цели, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени .

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ

Придаточные времени относятся ко всей главной части или к одному слову в ней, указывают на время протекания действия в главной части, отвечают на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?». Они присоединяются к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.

Например: Едва дилижанс тронулся и стал подыматься в гору, мальчик прильнул к окну и принялся смотреть по сторонам (Катаев). Будильник решил жениться, когда стукнет без пятнадцати девять (Петрушевская).

Среди СПП с придаточными времени встречаются предложения со сложными союзами, которые могут быть разделены на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными времени, но и в других типах придаточных. Сравните: Три года прошло, с тех пор как мы переехали в Петербург и Три года прошло с тех пор, как мы переехали в Петербург . Оба предложения имеют в своём составе один и тот же союз с тех пор как .

Внимание! В том случае, когда союз разделяется запятой, его первая часть входит в состав главного предложения в качестве указательного слова, а вторая играет роль союза: Спектакль был поставлен в то время, (какое?) когда никто и мечтать не мог о его успехе . В данном случае тип придаточного предложения изменится - перед нами СПП с придаточным определительным.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Однако есть два случая, когда положение придаточной части фиксированное:

1. При использовании союзов как, как вдруг (такие союзы выражают отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях) придаточная часть располагается после главной: Следствие по этому делу уже шло к концу, как вдруг выяснились новые непрояснённые подробности .

2. При использовании двойного союза когда - тогда, лишь только - как, когда - то и др. (второй компонент таких союзов помещается перед второй частью и может быть опущен) придаточная часть располагается перед главной: Едва рассвело, как мы вышли в море .

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА

Придаточные места указывают на место или направление движения и отвечают на вопросы «где?», «куда?», «откуда?». Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоимённым наречием там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду . Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда , выступающие в роли обстоятельств:

Например: Волк выбежал оттуда, откуда его совсем не ждали. Она обращалась за помощью всюду, где ей хоть чем-нибудь могли помочь.

В разговорной речи наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной: Не имея определённой цели, мальчик пошёл гулять, куда ему вздумалось.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной встречается только в разговорной речи: Где тонко, там и рвётся (Пословица).

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ

Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины и отвечают на вопросы «почему?», «отчего?». Они присоединяются к главной части союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и т. п.

Например: Девочка плачет, потому что улетел воздушный шарик.

Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двойного союза придаточная часть может стоять до главной, перед которой стоит второй компонент союза: Так как нам всем понравилось ваше исполнение, то попросим вас исполнить ещё один романс.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВИЯ

Придаточные условия относятся ко всей главной части, имеют значение условия и отвечают на вопрос «при каком условии?». Они присоединяются к главной части с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.

Например: Нетрудно подождать два часа, если ждал целое лето (Коваль). Раз я фашист, значит, и пружина фашистская (Гайдар). В случае если вы поедете отдыхать на Волгу, захватите с собой удочки.

Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.

Внимание! Придаточные условные могут присоединяться к главной части и с помощью двойных союзов если - то, если - так, если - тогда . Все эти союзы возможно заменить простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной: Если завтра снова будет солнечно, то мы поедем на озеро.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ЦЕЛИ

Придаточные цели относятся ко всей главной части, имеют значение цели и отвечают на вопросы «с какой целью?», «зачем?». Они присоединяются к главной части союзами ч тобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только .

Например: Альпинист сделал всё возможное, лишь бы удержаться на взятой высоте. Если хочешь набрать земляники, возьми удобную корзинку.

В СПП с придаточными цели иногда употребляется указательное слово затем : Я позвонил вам затем, чтобы сообщить о принятом решении.

Внимание! Союзы, употребляющиеся в СПП с придаточными цели, часто бывают разделены запятой: Я собрал вас всех с тем, чтобы поздравить нашего коллегу с днём рождения.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСТУПКИ

Придаточные уступки относятся ко всей главной части и имеют уступительное значение - называют ситуацию, вопреки которой осуществляется событие, названное в главной части. К главной части можно поставить вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?». Придаточные уступки присоединяются подчинительными союзами хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть , пускай или союзными словами кто ни, где ни, какой ни, сколько ни и др.:

Например: Неожиданно шум падающей воды раздался почти под самым носом лодки, хотя до плотины было ещё четверть версты (Вересаев). Раскольников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться (Достоевский).

Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако : Но дождик хоть и кончился, однако на улице было прохладно и неуютно. Как ни странно, но на третий день отдыхающая публика уже не раздражала, а скорее забавляла его.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ СРАВНЕНИЯ

Придаточные сравнения распространяют всю главную часть или одно слово в ней. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы «как?», «как что?», «подобно чему?». Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы : На гитаре вдруг лопнула струна, как будто кто-то тяжко охнул . В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так , которое не является обязательным: И тебя так нежно я любил, как меня когда-то ты любила (Бунин). Все так обрадовались его отъезду, словно получили долгожданный приз.

Внимание! Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном есть грамматическая основа, в сравнительном же обороте грамматическая основа отсутствует. Сравните: И стало в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи (Горький). Кошка шлёпнулась, как сырое тесто (Олеша).

В придаточных сравнительных может быть использован двойной союз чем - те м ; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия: Чем глуше крови страстный ропот и верный кров тебе нужней, тем больше ценишь трезвый опыт спокойной зрелости своей (А. Тарковский).

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ

Придаточные образа действия отвечают на вопросы «как?», «каким образом?». Они относятся к одному слову в главной части - указательному местоимённому наречию так или сочетанию таким образо м (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом как . Например: Я всё сделал так, как меня просила мама. Мой товарищ поступил именно так, как следовало поступить настоящему другу.

Придаточные образа действия располагаются за главной частью.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕРЫ И СТЕПЕНИ

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.

Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия.

Например: Один человек до такой степени интересовался муравьями, что устроил над ними настоящее наблюдение через лупу (Петрушевская). Она казалась мне такой красивой, что я не решался не только заговорить, но даже подойти к ней.

Отдельную группу среди СПП с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько . В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия: Я доверяю вам настолько, насколько это только возможно .

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ

Особенность придаточных присоединительных заключается в том, что они не соотносятся ни с одним из членов предложения. От главной части к придаточному присоединительному нельзя поставить вопрос. Это послужило причиной выделения их в отдельную группу. Средства связи придаточного предложения с главным здесь - союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем , которые как бы вобрали в себя содержание главной части. Такие средства связи могут быть заменены на местоимение это : Он никуда не мог прийти без опоздания, что (это) очень всех раздражало. Внезапно свет на сцене погас, отчего (от этого) мы не смогли продолжить репетицию.

Выпускная система