Высокая самооценка или как не обращать внимание на других. Как не обращать внимание на мнение чужих людей Принимайте себя таким, какой вы есть

Первый урок стрессоустойчивости: анализ ситуации

Как ни странно, для того чтобы развить стрессоустойчивость, первое, что следует сделать, - научиться анализировать стрессовые ситуации. Необходимо задать себе следующие вопросы: «насколько серьезна проблема?», «как она повлияет на мою жизнь?», «могу ли я изменить ситуацию?».

Представьте: вы битый час стоите в уличной пробке, безбожно опаздывая на встречу. Вам станет легче от сетований на сломанный светофор, медленного регулировщика, плохую погоду, излишне веселого DJ на радио или на гудки таких же, как вы, раздраженных водителей? Вряд ли. Как бы вы ни ругались, каким бы богам ни жаловались, пробка не исчезнет за считанные секунды. Да и телепортироваться на место встречи вы никак не сможете. А теперь подумайте: стоит ли нервничать из-за ситуации, которую вы не в силах изменить? Стоит ли убивать тысячи нервных клеток на пустые переживания?

Условно стрессовые ситуации можно разделить на две категории: 1) те, которые вы можете как-то изменить; 2) те, на исход которых вы не властны влиять.

Допустим, причиной вашего стресса является работа: низкая зарплата, неудобный график, начальник-самодур. Нужно ли нервничать из-за этого? Зарплата от этого не станет выше, график – удобнее, а начальник – мудрее. Выход из данной ситуации – разговор с начальством об улучшении рабочих условий или поиск новой работы. Не надо нервничать зря, действуйте!

Другой пример: ночью неизвестные лица разбили лобовое стекло на вашей машине. Да, если бы вы ставили авто на платную стоянку, такого могло и не произойти. Да, камера наблюдения, установленная у подъезда, вполне возможно, помогла бы выяснить все обстоятельства дела. Но ничего уже изменить нельзя, а значит, следует думать о других вещах – ремонте машине, обращении к участковому. Гораздо продуктивнее переживать не о том, как плох этот мир, а о действиях, которые необходимо предпринять в данной ситуации.

Второй урок стрессоустойчивости: находим выход эмоциям

Доказано, что отрицательным эмоциям нужен выход. С этой целью в офисах Японии появились залы для «стресс-разгрузки». Они оборудованы тренажерами , боксерскими грушами, наборами дартс. Для чего? Любой японец, натерпевшись от начальства или клиентов фирмы, может прийти в такой зал, чтобы побоксировать грушу, представляя ее своим боссом или вредным клиентом. А на мишень в дартсе легко повесить фотографию соперника-коллеги или все того же начальника – как же приятно метать дротики в такое «яблочко»!

Увы, в России такие залы пока не получили широкого распространения. Но выход все равно есть! Ничто не мешает вам сделать из воска подобие куклы вуду и втыкать в нее иголки после особо напряженного разговора с начальством. Можно завести «ругательный» блокнот, в который вы будете записывать все то «хорошее», что вы думаете о клиентах/коллегах/руководстве – главное, прятать его подальше от посторонних глаз.

Боитесь навредить окружающим такими действиями? Что ж, тогда лучше отвлечься от работы на пять минут. И с пользой! Пройдитесь из одной части офиса в другую – даже такие физические нагрузки помогут отвлечься. Выйдете на свежий воздух и сделайте 7-10 глубоких вдохов и медленных выдохов. Разомните шею костяшками пальцев, легко помассируйте голову, начиная со лба и двигаясь в сторону затылка.

Чтобы не приносить негатив домой, рекомендуется «сбросить» его где-нибудь по дороге. Важно: не во время движения на автомобиле, не с помощью превышения скорости и дерзкого поведения по отношению к другим участникам движения, не на людях и животных! Лучше отправиться в спортивный зал или бассейн: полчаса бега на электрической дорожке, пара заплывов или боксирование груши – отличный способ забыть о проблемах и снять напряжение.

Третий урок стрессоустойчивости: выполняем упражнения

Развить стрессоустойчивость можно… играя!

Игры типа «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и столь модный в последние годы «КВИЗ» требуют от участников умения молниеносно принимать решения, думать четко и быстро. В ходе каждой из этих игр человек испытывает сильнейший стресс. Посудите сами: нужно быстро ответить на поставленный вопрос, выбрать один из ответов других участников, вспомнить исторические события, содержание книг и слова песен. А главное, все это в условиях ограниченного времени и при шуме – криках болельщиков, выкриках других членов команды. Нельзя забывать и о нервозности – ведь так хочется победить.

Еще одна замечательная игра для детей и взрослых – шахматы. Но не простые, а блиц, то есть с жестким лимитом времени на ход. За 30-60 секунд вам будет необходимо оценить ситуацию на доске, продумать возможные ходы и реакцию на них соперника – вот где стресс! Не любите шахматы? Пусть это буду шашки, бильярд или любая другая игра, которую можно провести в скоростном режиме.

Для тренировки стрессоустойчивости подходят любые групповые виды спорта. Взять, к примеру, хоккей. Никто не может предсказать, как поведут себя участники твоей команды, а также что покажут на льду соперники. Принимать решения и действовать приходится молниеносно, по обстоятельствам.

Четвертый урок стрессоустойчивости: заботимся о своем здоровье

В здоровом теле – здоровый дух. Если вы болеете, испытываете чувство голода, терпите головную или любую другую боль, любая мелочь покажется вам большой проблемой, заставит вас понервничать. Чем крепче будет ваше здоровье, тем менее уязвимы вы будете для стресса. А для этого необходимо правильно питаться, иметь под рукой препараты для лечения некоторых недугов (головной/зубной боли, растяжения мышц, диареи , отравления и пр.), а также тренировать тело.

Постарайтесь найти в своем напряженном графике место для пешей прогулки, занятий в бассейне или йога-зале. Йога (или любые другие практики дыхания) поможет вам расслабиться, восстановить силы, найти столь желанное после трудов праведных равновесие.

Пятый урок стрессоустойчивости: агрессии – нет!

Что делать в случаях, если на вас кричат? Как оставаться равнодушным в случаях, если вас оскорбляют, вызывают на агрессию? В таких ситуациях можно поступить так…

  • Оставить агрессора вместе с его гневом, например, выйти в другую комнату или отвлечься на выдуманный звонок по телефону. Даже минутная передышка даст вам возможность успокоиться и проанализировать ситуацию, а агрессору – остыть!
  • «Отключить» голову: представить, что между вами и вашим оппонентом выросла звуконепроницаемая стена, через которую к вам никак нельзя пробиться. Можно мысленно надеть на себя или агрессора стеклянный колпак, уменьшить крикуна до размеров блохи, представить его изображением черно-белого телевизора.
  • Рассмешить себя. Постарайтесь вспомнить смешную историю или анекдот, мысленно промурлыкайте вашу любимую песню, представьте агрессора в клоунском наряде или забавной одежде.

Мнение окружающих порой становится для человека столь важным, что он готов пожертвовать своим счастьем и своими желаниями только из-за чужих слов. Это становится причиной появления сотен комплексов, страхов, а также чувства неудовлетворенности. Умение бороться с этим помогает сохранить психику и достичь счастья и гармонии с собой.

Фото Shutterstock

Нужно ли обращать внимание на чужое мнение

Зависимость от чужого мнения способна серьезно испортить жизнь человеку, поскольку он начинает поступать не так, как хочет, а так, как от него этого ожидают другие, как ему советуют посторонние люди. Первый шаг на пути к избавлению от этой зависимости – ее осознание. Дело в том, что человеку бывает очень трудно признать, что он еще не был независимой личностью, что многие из его поступков продиктованы страхом показаться смешным или столкнуться с неодобрением, а решение вместо него принимают окружающие. Признать это непросто, но необходимо.

Проанализируйте свое поведение и вспомните, как часто вы опасались, что кому-то не понравится ваш внешний вид, или подолгу думали о неприятных словах, которые сказал вам совершенно незнакомый человек

Научитесь управлять своей жизнью, не обращая внимания на посторонних людей. Начните с незнакомцев: если вы подолгу не можете забыть чей-то косой взгляд или брошенное слово, подумайте о том, что человек, который взглянул на вас или что-то сказал, уже давно о вас забыл. Это необходимо вам же: постоянно думая о таких ничтожных вещах, вы мешаете себе создать или усовершенствовать какую-нибудь интересную идею, да и нервы и энергию тратите впустую.

Как не обращать внимания на мнение окружающих

Примите простой факт: вы, и только вы, можете создать свое счастье. Нередко окружающие, в особенности близкие люди, начинают навязывать свое мнение, рассказывая человеку, кем он должен работать, чем заниматься в свободное время, какое образование выбрать. Однако сами они не будут жить по заготовленной для вас модели и только пожмут плечами, если вы, выполнив их рекомендации, будете несчастны.

Попробуйте смотреть на многие вещи с позиции пользы. Когда кто-то навязывает вам свое мнение, задайте себе вопрос: «Полезно ли это для меня?» Если пользы нет и на 60%, слушать чужое мнение не стоит.

Поработайте над своей самооценкой. Это очень важный пункт. Люди нередко впадают в крайности: одни считают себя слишком неумелыми и недостойными, чтобы принимать решения, а другие предпочитают вообще не обращать внимания на критику, пусть они и исходит от более опытного человека. Вспомните о своих положительных качествах, а лучше выпишите их на бумагу. Если трудно сделать это самостоятельно, попросите близких рассказать вам, за что они вас ценят, и узнаете немало приятного. И наконец, сформируйте правильное отношение к критике. Помните, что вы вне оценок, поэтому говорить можно только о ваших словах и поступках. Это значит, что если более опытный человек вас критикует, нужно воспринимать его слова как полезный урок, а не как обвинение.

Не обращать внимания на чужое мнение на самом деле просто. Нужно развернуться на 180, плюнуть на слова и мысленно послать человека. Само по себе сделать это не сложно, сложно оправдать для себя такое поведение. Нам нужны подтверждения такого отношения к окружающим.

Если бы мы имели железобетонные аргументы, подтверждающие никчемность чужого мнения, мы бы перестали накручивать и волноваться. Мы бы поняли, что влияние чужого мнения на нашу жизнь ничтожно и раздуто.

И в этой статье мы попробуем найти для себя эти аргументы, чтобы и гордо пропускать чьи-то слова мимо ушей. В этом нам помогут короткие советы, представленные ниже, и качество под названием харизма.

Как перестать обращать внимание на мнение других — аргументы

Аргумент #1

Эго – вот корень зла. Мы волнуемся из-за него, ведь вокруг нас уже сформировался образ крутого, доброго или серьезного человека. И этот образ надо постоянно подтверждать новыми поступками и действиями. Не дай Бог, кто-то усомниться в наших лучших качествах.

Правда скрывается в том, что большинству людей до лампочки на наш имидж. У каждого человека своя картинка мира и если вы изменитесь, он просто подрисует вам пару новых характеристик. Стали вы чаще отказывать на просьбы или перекрасили волосы – он лишь мысленно запишет для себя: «так-так, этот тип стал слишком смелым, делает, что хочет, а значит мне с ним не по пути. Мы разные, я не превосхожу его силой характера, а значит использовать его у меня не получиться…»

Просто вспомните свои мысли по отношению к изменившемуся человеку. Скорее всего вы увидите, что не затрачивали много времени на его критику.

В общем, мы не представляем ни малейшего интереса для окружающих. Наше эго – не стальной стержень, а гибкая проволока. Что же будет, если изгибать её под каждого?

Аргумент #2

Некоторые люди будут вдохновляться вашей изменившейся личностью . Особенно друзья, которые видят, что вы гнёте свою линию, не стесняясь своего выбора. Пусть вы занимаетесь бесперспективной и смешной деятельностью – вы все равно станете примером для подражания.

Есть у меня один друг, который пишет абсолютно бессмысленные стихи. При этом он не стесняется выкладывать их в интернет и показывать всем своим друзьям. Стихи действительно абсурдные, но то, с каким спокойным лицом он их распространяет – заслуживает уважения.

Классно, когда вы можете стать таким же примером для своих друзей. Попробуйте заслужить авторитет, как человек, который никогда не боится мнения окружающих. Это поможет вам чувствовать поддержку, и ваши действия станут уверенней.

Аргумент #3

Мир на вас не сошелся, и люди обсуждают не только вас . Они в первую очередь заботятся о своих насущных проблемах и лишь в десятую вспоминают о вашем существовании.

Представьте, что ваш друг неожиданно проколол себе уши. Неделю вы будете шутить вместе с ним, следующую неделю вы будете шутить с другими знакомыми, но на этом все и закончиться. Жизнь снова войдет в привычное русло, и вы полностью погрузитесь в решение своих проблем.

Так же и с вашей ситуацией. Сначала все идет гладко, потом вдруг всплеск, а потом вновь привычная атмосфера. Своим действием вы не ставите клеймо на всю жизнь – посмеются и успокоятся.

Аргумент #4

Совет от многих : никогда не слушайте мнение человека, который живет не так, как вам бы хотелось .

Если человек находится на том же уровне что и вы или ниже, он не обладает ценными для вас знаниями. Следовательно, он не сможет дать «супер-совет», который изменит вашу жизнь кардинальным образом. Да, может быть его мировоззрение интересно и завлекающе, но для вас оно полностью бесполезно.

Старайтесь окружить себя только лучшими людьми: знакомьтесь с ними в жизни, читайте книги, ходите на семинары. Их мнение намного ценнее, чем мнение обычных и посредственных людей.

Аргумент #5

Жизнь = время, время = приоритеты → жизнь = расстановка приоритетов.

В нашей ситуации можно выделить 2 варианта приоритетов:

  1. Быть «своим» в обществе, а значит не выделяться и заслужить уважение людей.
  2. Идти к своим целям, а значит встречать недоверие и критику.

Выбрав первый пункт, вы автоматически помещаете себя в толпу и отрекаетесь от борьбы с «авторитетами». Но задумайтесь, может ли ваша жизнь быть менее ценной, чем жизнь другого человека? Нет, и с этим борется все мировое сообщество. Постоянно слушать «авторитетов» и «знатоков нашей жизни» — значит в прямом смысле принижать себя.

Если вам комфортно в такой обстановке, то все нормально, так живет абсолютное большинство. Если же вы готовы меняться — это может стать моментами, которые насытят ваше время настоящей жизнью . И в старости, вы не будете ругать себя за бессмысленное существование.

Аргумент #6

Если вас критикуют — вы растете (разумеется, это не относиться к розовым волосам, татуировкам на лице или вредным привычкам).

Есть теория ведра с крабами, о которой многие уже слышали. Она заключается в том, что поодиночке крабы с легкостью могут вылезти из ведра, но как только кто-то из них начинает карабкаться, за него тут же цепляются остальные. И вся эта «пирамидка из крабов» рушиться обратно вниз.

Глупые создания, такие же, как и люди. Как только кто-то из нас «вылезает» наверх, его тут же пытаются опустить остальные. Иногда с добрыми намерениями, опасаясь за наше будущее, иногда с завистью. Но независимо от случая — это показатель нашего преимущества. Так что пусть продолжают свою критику, это только льстит.

Кстати, стоит иногда посматривать за собой. Если мы станем такими «крутыми» и будем навязывать свое супер-авторитетное, независимое мнение, то тоже образуем крабовое ведро. И все предыдущие аргументы будут работать уже против нас.

Аргумент #7

Не занимайтесь самообманом. То, что вы поддаетесь влиянию — проблема, причем с большой буквы. Не надо думать, что слушать чужое мнение нормально, «мы с ним друзья» и тому подобное. Уважение к старшим, сострадание, соучастие — лишь маскировка своей слабости.

Ломайте стереотипы мышления. Мысленно осознайте, что чужое мнение – не нормально , и никакие народные пословицы про уважение и поддержку не смогут оправдать его губительного влияния на нашу жизнь.

Аргумент #8

Сколько людей, столько и мнений. Что бы вы не делали, кто-то все равно будет думать о вас плохо. Невозможно постелиться под каждого и быть всегда правым.

Если вы читаете , то с легкостью найдете подтверждения этого явления. К примеру, один автор говорит: «Надо яростно конкурировать – это качество лидера.» Другой отвечает: «Конкурировать вредно, такое мышление вредит вашему бизнесу и позитивному настрою». Кому из них должен верить читатель?

В нашей жизни что-то похожее. Среди 7 миллиардов сталкивающихся мнений, нужно раз и навсегда выбрать модель своего поведения. Юлить и выкручиваться конечно можно, но только ценой потери своей репутации.

Аргумент #9

А изменит ли это мнение что-то через год? Если нет- то и думать о нем нечего. Слова вылетели, сотрясли воздух, оставили неприятный отпечаток, но на деле ничего не изменилось. Ваш обвинитель просто облегчился и снова пошел накапливать выпущенную желчь.

Вы же могли обидеться или засомневаться в своей правоте. Но ведь глупо же, согласитесь! В такой ситуации надо попробовать заглянуть в будущее. Сейчас вы , но спросите себя, как вы будете чувствовать себя через год. В большинстве случаев ответ очевиден: «по ситуации, но этим я точно не буду парить себе мозги».

Аргумент #10

Вы – главный герой своей жизни. Намного важнее ваши ощущения, ваши чувства, и ваши эмоции после сделанного. Какое дело, что подумает сосед, друг или знакомый? Это их выбор – обижаться или нет, уважать вас или недооценивать. Вы живете для себя и мысли других людей не входят в вашу компетенцию.

Харизма

Хочется верить, что среди аргументов вы нашли для себя что-то интересное и мотивирующее. Давайте из теории перейдем к практике. Мы узнаем, как стать харизматичным человеком и использовать это качество, чтобы не поддаваться чужому мнению.

Мы часто слышим слово «харизма». Например, какой харизматичный актер или он очень харизматичный парень . Но если задать себе вопрос «как это, быть харизматичным?», то тут мысли встают в тупик. Ну, такой крутой, веселый, с внутренним стержнем…

Наверно, лучшим способом описать, что такое харизма будет следующий: харизматичный человек — это человек, который точно знает, чего он хочет, уверен в этом и не боится мнения окружающих, тем самым притягивает к себе людей. Он может прямо сказать «отвали» и ему ничего за это не будет. Он вот такой, что поделаешь.

Как же перейти в такую категорию людей? Как притягивать к себе расположение, при этом не подлизываться и не слушать мнение окружающих? Давайте разберемся.

#1 Будьте уверенны

Нужно быть уверенным в своем поведении. Ведь уверенность – синоним харизмы.

Например, если вы подстриглись налысо, то с гордостью носите эту прическу. Как только вы оденете шапку и станете сторониться окружающих, о вас точно заговорят высмеивающим тоном. Поэтому раз уж решились на изменения – держитесь своего до конца.

Конечно, уверенность в себе – очень обширная тема, которую многие психологи изучают годами. Про нее можно написать отдельную большую статью, которая не уместиться в один выпуск, поэтому вот только несколько способов повысить уверенность в себе:

  • Концентрируйтесь на своих прошлых победах и успехах

  • Станьте ответственным за свою жизнь

  • Не бойтесь своих недостатков, лучшая уверенность – не боязнь быть настоящим

  • Займитесь стоящим делом, которым будете гордиться

  • Занимайтесь непрерывным саморазвитием

  • Одевайтесь в хорошую одежду, чтобы внешнее состояние «перекинулось» на внутреннее

  • Используйте мелочи: смотрите в глаза, принимайте удобные позы, следите за осанкой. Эта мысль заслуживает отдельного пункта.

#2 Внимательно относитесь к мелочам

В жизни все решают мелочи: как человек общается, как одевается, какую позу принимает, с какой мыслью просыпается и даже то, как он здоровается. Эта куча маленьких действий и формирует человека, обуславливает тот или иной уровень успеха.

Давайте выделим самые крупные мелочи, которые встречаются в каждом харизматичном человеке.

  • Оптимизм

  • Умение выслушать и понять, подарить свое тепло и энергию

  • Спокойствие и сдержанность

  • Уважение к окружающим

Конечно, этих качеств намного больше. Все они вырабатываются не сразу, порой тяжелым трудом. Зато эффект от них покрывает все расходы.

#3 Не бойтесь ответить на обиду

Внимание, подойдет не всем! При случае, нужно уметь красиво ставить человека на место. Иногда стоит показать зубы и ответить на явное манипулирование. Люди ведь все одинаковые и они тоже боятся общественного мнения.

По этой теме есть хорошая книга под названием «Черная риторика». В ней автор рассказывает, как переключить свою роль в общении с ведомого на ведущего, самому манипулировать беседой и научиться защищать себя словестно. Аудиоформат занимает всего 5 часов, а значит книгу можно с легкостью прочитать за неделю.


#4 Харизма = уверенность = высокая самооценка. Поэтому любите себя таким, какой вы есть

Мы слышим это из каждого утюга, но почему-то это не работает. Но раз уж зашла речь, то просто знайте: есть люди, которые достигают успеха, не смотря на свои недостатки. Можно так и забить в поиске «недостатки знаменитостей» и вы узнаете много нового про мировых звезд. Может это замотивирует вас не замечать своих изъянов.

Если копнуть глубже, то оказывается, что борьба со страхами – просто один из способов повышения уверенности в себе. Но он настолько сильнодействующий, что заслуживает отдельного пункта.

Преодоление страхов очень эффективно, если вы хотите стать сильнее. Причем нужно быть честным и уничтожать самые страшные страхи , а не просто «страшки». Прыжок с парашюта или моста, публичное выступление, поход на выставку пауков – вот что можно сделать, чтобы не бояться мнения окружающих. Эти вещи на самом деле взаимосвязаны.

#6 Будьте самостоятельны

Уменьшите вопросы: как я выгляжу, идет ли это мне, что думаешь о моей новой прическе и т.д. Сами выбирайте что купить, что приготовить, и . Теперь вы хозяин положения.

Это поможет вам стать взрослее и отвыкнуть от советов других. Ведь бывает, что хоть мнение нам не нравиться, мы настолько привыкаем к оценке со стороны, что уже не можем принять самостоятельного решения. А это ведет за собой потерю уверенности, и как мы уже знаем –потерю харизмы.

#7 Точно знайте, чего вы хотите и добивайтесь этого

Возьмите лист бумаги и напишите все свои «хотелки», как материальные, так и духовные. Это поможет вам определить свое направление, и вас не будет сносить каждым встречным ветерком.

Определение своих желаний и движение к целям – один из видов самоконтроля. А как известно, человек доволен собой ровно настолько, насколько он может контролировать свою жизнь. Так что находите себя и контролируйте свою жизнь сами! Пусть мнения направляют других людей!

Спасибо, что прочитали эту статью. Надеюсь, вы почерпнули хоть небольшой заряд мотивации и готовы занять трон в своем жизненном государстве. Желаю удачи!

Резюме

  1. Эго ничего не стоит. Мы не представляем ни малейшего интереса для окружающих.
  2. Некоторые люди будут вдохновляться вашей независимостью от окружающих
  3. Людей волнуют свои проблемы, а не ваши поступки
  4. Кто-нибудь все-равно будет думать о вас плохо
  5. Слушая чужое мнение, вы обесцениваете свою жизнь
  6. Чужое мнение вряд ли что-то изменит, поэтому не надо на нем зацикливаться
  7. Никогда не слушайте мнение человека, который живет не так, как вам бы хотелось
  8. Осознайте, что чужое мнение – проблема. Уважение, сочувствие и поддержка – лишь оправдания своей слабости
  9. Если вас критикуют – вы растете
  10. Намного важнее, что вы чувствуете, ощущаете и переживаете в момент изменения себя. Мнения других вас не заботит.
  11. Харизма – способность человека не заботиться о суждениях других людей и тем самым привлекать их внимание.
  12. Харизма = уверенность = самооценка = самостоятельность = самоконтроль. Повышайте одно из этих качеств и следом повысятся другие.

Не переживайте, если вам кто-то не нравится. Все мы разные. И такая реакция напоминает нам о том, что никто не идеален. В том числе и мы сами.

1. Смиритесь с тем фактом, что вы не сможете ладить со всеми

Это нормально. Кому-то вы нравитесь, а кто-то вас и на дух не переносит. Это не значит, что с вами или с другими что-то не так. Просто у каждого из нас свои предпочтения.

Решающую роль при этом играет разница в характерах. покажется скучным интроверт, а убеждённому реалисту может показаться неадекватным прекрасное настроение оптимиста.

Нам свойственно вкладывать силы в то, что нам нравится. Предположим, вас раздражает один из ваших знакомых или коллег. Конечно, вы не будете искать с ним встречи и поддерживать контакт. Но иногда такой подход может перерасти в открытую неприязнь.

2. Попытайтесь понять собеседника

Может быть ваша свекровь и не считает вас легкомысленной, как вам всегда казалось. А коллега на самом деле не пытается вас подставить. Присмотритесь, и, возможно, вы поймёте мотивы их поступков или даже извлечёте какой-то полезный совет.

Не стоит злиться, если для критики в ваш адрес действительно есть веская причина. Вы только выставите себя в невыгодном свете. Просто поверьте на слово и возьмите критичное замечание на вооружение.

3. Держите свои эмоции под контролем

Только от вас зависит ваша реакция на ту или иную ситуацию. Она может привести вас в бешенство, если только вы это допустите. Не растрачивайте свои силы попусту.

Не поддавайтесь, если кто-то задевает вас или пытается вывести из себя. Иногда «улыбаемся и машем» - это самый лучший метод.

Очень важно изначально относиться с уважением к каждому встречному. Это не означает, что нужно всегда идти на поводу и со всеми соглашаться.

Нужно быть вежливым по отношению к другим людям. Таким образом, вы останетесь при своём мнении, сохраните спокойствие и преимущество будет на вашей стороне.

4. Не принимайте всё близко к сердцу

Очень часто мы просто неправильно понимаем человека. Возможно, он просто не совсем точно выразил свою мысль или его день не задался с утра. Не стоит срываться на ком-то, ведь он может сорваться на вас в ответ. Это только обострит ситуацию. Будьте выше этого, сконцентрируйтесь на деле, не обращая внимания на неадекватную реакцию собеседника.

Если чувствуете усталость и , сделайте перерыв, прогуляйтесь. Установите рамки личного пространства, где вас никто не сможет побеспокоить.

5. Говорите спокойно

Наша манера общения зачастую намного важнее того, что именно мы говорим. Если ситуация накалилась, то пора поговорить об этом. Тем не менее диалог не должен быть агрессивным. Лучше использовать предложения, начинающиеся со слов «я», «мне», «меня», например: «Меня раздражает, когда ты так поступаешь. Не мог бы ты действовать по-другому?» Скорее всего, собеседник прислушается к вам и также выскажет своё мнение.

Иногда стоит призвать на помощь третье лицо. Другой человек может объективно оценить ситуацию. Может быть, после диалога вы и не станете друзьями с тем, с кем назрел конфликт, но, по крайней мере, сможете нормально общаться.

Работать вместе с людьми, с которыми вам сложно найти общий язык, - это полезный опыт, который покажет, как вы можете справляться с проблемами.

6. Расставьте приоритеты

Не всё заслуживает вашего времени и внимания. Вы должны решить, хотите ли вы действительно поддерживать общение с тем или иным человеком или же лучше сконцентрироваться, например, на работе.

Взвесьте ситуацию. Ухудшится ли она со временем? Рано или поздно проблему придётся . Если же конфликт назрел просто по стечению обстоятельств, то вы быстро сможете с ним справиться.

7. Не занимайте оборонительную позицию

Если чувствуете постоянное недовольство вами с чьей-либо стороны, если кто-то заостряет внимание только на ваших недостатках, не стоит бросаться на этого человека с кулаками. Это не выход из положения. Такое поведение только его раззадорит. Вместо этого лучше спросить напрямую, что же конкретно его не устраивает. Сплетни или притеснение могут быть признаком того, что вами хотят манипулировать или даже продемонстрировать свою власть.

Если человек хочет, чтобы вы относились к нему с уважением, он должен относиться к вам так же.

Существует один психологический трюк: говорите быстро, когда выражаете своё несогласие с кем-то. Так у собеседника будет меньше времени для ответа. Замедлитесь, если почувствуете, что он готов согласиться с вами.

8. Помните, что вы сами творец своего счастья

Конечно, сложно трезво оценить ситуацию, если кто-то сильно действует вам на нервы. Тем не менее никогда не позволяйте другим тянуть вас вниз.

Если чьи-то слова действительно задевают вас за живое, разберитесь в себе. Может быть, вы не уверены в себе или вас беспокоят какие-то рабочие моменты? Если это так, сконцентрируйтесь на решении важных для вас проблем.

Не сравнивайте себя с другими, ведь все мы разные.

Чаще напоминайте себе о своих достижениях и не позволяйте никому испортить вам настроение из-за какой-то мелочи!

Cмотрю, как после занятий дети выходят веселой гурьбой из школы. И вдруг замечаю среди них расстроенное лицо мальчика. На память тут же приходят слова старой песенки: "А все шагают налегке, а у тебя портфель в руке с тяжелой двойкой в дневнике, с огромной двойкой в дневнике... И ноги тащатся едва, и опустилась голова, как голова у цифры два!"

Каждый из взрослых может вспомнить свое детство и юность, вспомнить, что тревожило и волновало его больше всего. И честно ответить себе самому, плакал ли он хоть раз в жизни, получив плохую отметку. Я могу про себя сказать, что я плакал, да еще как, получив две двойки подряд за то, что не сделал гербарий из представителей семейства крестоцветных. Каких-то 35 лет прошло, а все равно помнится. А интересно, если сложить все детские слезы по поводу плохих отметок, то какой объем они займут? Озеро Байкал мы все наплакали или еще нет?

Целенаправленно наблюдая последние пятнадцать лет за общением школьников и студентов, слушая их разговоры между собой в , вузах, в общественном транспорте, вспоминая собственные школьные и университетские годы, я пришел к выводу, что почти 99,8 процента разговоров учащихся между собой касается либо отметок - какую поставили, на какую есть надежда, либо учителей и преподавателей - кто "злой", а кто "добрый" (в смысле оценок). К большому сожалению, дети и молодые люди почти не обсуждают проблемы и неразгаданные тайны природы, не строят смелые гипотезы относительно будущего - только оценка занимает их ум, она нависла страшным дамокловым мечом над детскими душами. Вокруг оценок в основном крутятся также и разговоры родителей с детьми.

Кнут и пряник

Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику - дать понять последнему, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Сторонники данного подхода, таким образом, полагают, что без выставленной оценки ученик не узнает, хорошо или плохо он подготовился.

Но так ли необходима учащимся такая обратная связь? Допустим, школьник рассказывает у доски стихотворение. На этот раз ему не повезло - он, как известно, учил, но забыл и потому прочел наизусть лишь половину стиха. Между двойкой и тройкой, скажем мы, будучи людьми опытными. Правда, все зависит от учителя, от его настроения и отношения к этому ученику, от самого ученика и от его репутации, ну, еще и от размера стиха. Все правильно, но разве в данном случае сам ученик, как и весь остальной класс, не видит безо всяких оценок, что домашняя работа сделана явно некачественно? Видит, конечно. Так зачем же в этом случае оценка?

А если учащийся рассказал стихотворение полностью, кое-где даже пытался читать его с выражением, но учительница поставила ему четверку? Ученик, ожидая пятерку, обижен. Налицо конфликт из-за неопределенности критериев оценки.

Или другой случай - школьник сдает на проверку письменную работу. Допустим, что он сам не знает, с каким качеством выполнил задание. Получив от преподавателя тетрадь с пометками, указывающими на конкретные ошибки, он получает детальную обратную связь, учтя которую сможет в дальнейшем откорректировать свое поведение - правильно писать то или иное слово, правильно решать тот или иной пример. Зачем ему в этом случае еще и отметка, которая носит обобщенный характер и не может указывать ни на ошибки, ни на определенные достоинства работы? Если, скажем, ученик захочет сравнить качество выполненного им и его соседом по парте задания, то он сможет это очень легко оценить по количеству пометок, сделанных красными учительскими чернилами в своей и в чужой тетради. То же самое он сможет сделать, если захочет сравнить свою нынешнюю успеваемость и успеваемость в прошлом месяце. В любом случае отметки ему для этого не нужны.

Получается, что как инструмент обратной связи от учителя к ученику отметка не выполняет своей функции в должной мере. Для чего же она тогда нужна?

Как функция побуждения ученика к учебе, скажут сторонники школьных оценок. (И будут, в общем-то, правы). Отрицательная отметка используется как наказание нерадивого ученика, а положительная - как справедливая награда. Сама собой напрашивается аналогия с ослом, которого, если ведет себя плохо, наказывают палкой, а если идет туда, куда надо, то награждают морковкой. Или когда зоопсихологи хотят выработать у лабораторной крысы навык прохождения лабиринта, то успех крысы подкрепляется кусочком сыра, а за неуспех она получает удар током. Отметка школьника, оказавшегося в этой замечательной компании, куда гуманнее, скажут сторонники оценок. Ведь раньше вместо оценок в школах применялись телесные наказания.

Прогресс налицо. Однако не кажется ли вам, уважаемые читатели, что современный школьник или студент заслуживает иных способов и приемов мотивации для эффективного обучения сложным наукам.

Итак, отметка в данном случае может выступать как своеобразные "кнут и пряник". Только эти стимулы очень тяжелы для психики ребенка.

Отметки и дети

Сосредоточение детей с самых ранних лет на оценках в ущерб освоению учебного предмета приводит в действие механизм, известный в психологии как "сдвиг с мотива на цель". Главным мерилом личности ребенка выступают получаемые им оценки - по крайней мере, он так считает. Это, конечно же, не так, есть более важные вещи: нравственное развитие, интеллект, собственно знания и умения, здоровье, наконец, но детский ум не всегда может понять эти тонкости.

Став эквивалентом успеха, отметка превращается в своеобразную валюту, некое золото. Покалеченный оценками ребенок, приучаясь больше ценить не содержание, а форму, становится взрослым и видит, что в большом, уже не школьном, мире действуют порой те же искривленные стандарты: деньги зачастую важнее, чем способ их зарабатывания. Таким образом, система оценивания с детства развращает душу ребенка. Помните, как Том Сойер выменял у своих приятелей призовые купоны (аналог оценок) и предстал перед удивленной школьной комиссией круглым отличником. Ради оценок школьники в реальной жизни идут на маленькие преступления: тайком ставят себе четверки и пятерки в журнал, подчищают плохие отметки в дневниках.

При существующей системе оценок происходит разделение детей на касты - "аристократов-отличников", "разночинцев-середнячков" и "неприкасаемых-отстающих", находящихся на разных уровнях школьной табели о рангах. Трагизм в том, что это разделение зачастую закрепляется в сознании ребенка и переходит во взрослую жизнь.

А знаем ли мы ужасающую статистику детских самоубийств во всем мире из-за плохих отметок, полученных на экзаменах? В конце прошлого века в Японии, например, это было существенной проблемой для семей, где выпускники школ не получали проходного балла в вузы.

Пожалуй, лишь школьные психологи да врачи владеют достаточной информацией о том, сколько нервных расстройств происходит у детей, особенно в конце четверти или учебного года.

Но есть и положительные примеры. Ольга Матвеева, опытный школьный психолог, рассказывает, что, с тех пор как уже более 10 лет назад в московской школе №1205 была внедрена система безотметочной обратной связи в младших классах (с первого по четвертый), у детей существенно уменьшились и в некоторых случаях практически полностью сошли на нет такие функциональные расстройства, как невротические реакции, тики, подергивания, энурез. Дети стали более спокойны, уверены в себе, повысилась успеваемость - реальная, а не отметочная. И это, к счастью, далеко не единичный пример.

Все чаще и чаще в младших классах детям не ставят отметки, а старшеклассники, избавленные от необходимости заботиться о "среднем балле" и ориентированные на поступление в вуз, все меньше тревожатся о том, что у них "выходит в четверти" или "за год". Одна коллега рассказывала, что сын, обращаясь к ней, говорил: "Я предмет знаю, ты знаешь, что я знаю, а на отметки мне наплевать".

Отметки и родители

Известно, что задача воспитания - помогать формированию взрослого элемента личности школьника, то есть сознательности, ответственности, самостоятельности, умению управлять собой. Каждодневная же оценка со стороны воспринимается ребенком (да и взрослым человеком) как постоянная угроза его собственной самооценке, его личности.

Вспомните известную картину Решетникова "Опять двойка!". Ее можно было бы назвать "Как создается комплекс неполноценности". Попробуем объяснить ее содержание, например, инопланетянину, с которым вместе ходим по картинной галерее. Он никак не поймет, почему пришедший домой мальчик изображен таким грустным.

Понимаешь, - скажем ему мы, - мальчик этот, наверное, неплохой, но оболтус порядочный. Учится он просто отвратительно, вот в чем дело. Это ведь не первая двойка у него. Он уже всех замучил своими отметками. Смотри, как мама переживает. Папы на картине нет, он на работе. Вот он вечером придет, он покажет своему сыну, поучит его уму-разуму!

Это хорошо, что папа его поучит, - скажет добрый инопланетянин, - наверное, его в школе не очень хорошо учат. Но почему мальчик так переживает? Ведь неудачи в процессе освоения новых знаний вполне естественны, не так ли? Зачем же его наставник подвергает мальчика дополнительным стрессам? Разве он не должен делать так, чтобы учение было интересным и радостным?

Позиция родителей по отношению к школьным отметкам своих детей должна быть по возможности гуманной. Вы вашей властью можете ввести у себя дома "безоценочную зону". Встречайте ребенка, возвращающегося из школы, вопросом не "Что ты получил(а) сегодня?", а "Что было интересного в школе, что ты узнал(а) нового, полезного? Расскажи, пожалуйста, мне тоже интересно!".

Ни в коем случае не ругайте ребенка за плохие отметки, не наказывайте его, не торгуйтесь - мол, будет у тебя в четверти по математике пятерка, купим тебе роликовые коньки.

А что же, мне его за двойки по головке гладить, что ли? - возмутятся некоторые родители.

Если ребенок расстроен, угнетен, то действительно можно и нужно по головке погладить, успокоить. А дальше не кричать, не наказывать, а помогать. Садиться голова к голове и вместе с ним читать, решать, учить, ободрять и одобрять, внушать уверенность в своих силах. Если бы ругань и наказания хоть кому-нибудь в жизни помогли стать умнее, у нас бы почти 95% школьников и взрослых давно бы получили Нобелевскую премию. Будет очень хорошо, если вы расскажете дочери или сыну о собственных трудностях в вашем детстве при освоении того или иного предмета. Это сближает, вы сами увидите.

А надо ли хвалить за хорошие отметки? Надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать маленького человека и его интерес к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес - дело вполне естественное для всех детей начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает. Наша задача - не отбивать этот интерес, а всячески его подкреплять и поощрять. Если ваш ребенок, что называется, "тянет" предмет, то попробуйте поискать вместе с ним, а что еще можно узнать, прочитать помимо школьной программы. А если "не тянет", если испытывает страх или отвращение к предмету, то тем более делайте это. В вашем распоряжении множество прекрасных детских энциклопедий, книг (в том числе аудио), замечательные красочные фильмы о природе, познавательные компьютерные программы - это неисчерпаемое море информации в Интернете. Вашим девизом, девизом для всей семьи, а не для одного лишь ребенка, должно стать: учеба - это классно, интересно и весело! Учимся вместе, всегда и везде, а не только в школе. Наш учебник - это весь мир!

Отметки и учителя

Очень трудно ставить школьнику отметку и не унижать при этом человеческое достоинство, считает известный педагог и общественный деятель Евгений Бунимович.

Большинство школьных учителей и вузовских преподавателей свидетельствуют, что испытывают определенный , ставя плохую отметку и видя, как переживает ученик или студент. Но бывает и так, что учитель использует оценку как метод наказания, он мстит строптивому ученику с помощью низкой отметки, злорадно ставит в тетради жирный кол.

Если бы отметки в их нынешнем виде были бы повсеместно ликвидированы, то педагогу была бы предоставлена возможность в первую очередь учить, быть помощником, консультантом учащихся, а не наказывающим или милующим ментором. Очевидно, что мы не сможем просто так взять и отменить существующую систему школьных отметок. Для начала следовало бы переучить преподавателей обучать детей так, чтобы тем было интересно.

Преподаватель нового поколения должен понять и принять, что школьник или студент может хорошо учиться не из страха быть наказанным и не для того, чтобы получить в дневник или в зачетку заветную цифру, а потому, что ему интересно, потому, что он видит реальную пользу от освоения наук.

Но у педагога и сейчас есть инструмент воздействия на сознание ребенка, причем не только кроваво-красного цвета. Используется он, правда, очень редко. Речь идет о зеленых чернилах Шалвы Амонашвили, известного гуманиста и педагога. Даже ассоциативный ряд в этом случае совершенно другой - это цвет зеленого ростка, цвет жизни и развития, разрешающий цвет светофора. Зелеными чернилами Амонашвили отмечал те места в школьных работах, которые заслуживали одобрения, это был знак - "ты молодец", "так держать".

А я вспоминаю замечательные уроки литературы в моей школе тридцать лет назад, когда мудрая и тактичная учительница Тамара Валентиновна Алексеева ставила нам плюсики за активность на уроке. Из нескольких плюсиков потом складывалась полновесная отметка. На ее уроках можно было без страха спорить, выдвигать гипотезы, отстаивать свое мнение.

Чем больше, тем лучше

В качестве переходной компромиссной меры в настоящее время есть предложение о введении 10-балльной оценки. Ее коренное отличие от ныне существующей системы заключается в том, что в ней принципиально нет отрицательных отметок. Положительно подкрепляется любая позитивная активность учащегося. Например, если помнишь всего одну-две строчки из стихотворения, то получи один балл, а лучше говорить - одно призовое очко. Если решил почти половину задания - вот тебе четыре, пять или даже шесть очков. Самой неприятной оценкой будет, таким образом, ноль очков. То есть если раньше школьник, не совсем уверенный в том, что знает на "4" или на "5", старался не поднимать руки, "не высовываться" и облегченно вздыхал в конце урока, что, мол, пронесло, то с новой системой такая тактика будет уже глупой - у тебя был шанс заработать хоть пару очков, а ты им не воспользовался.

В некоторых странах уже существуют 10- и даже 100-балльные системы оценки знаний. Такие системы, по мнению специалистов, должны снимать психологический барьер страха у ребенка перед проявлением активности, превращать урок в увлекательную игру, в род спортивного состязания, в котором нет проигравших.

Можно заметить, что и при такой системе дети будут сравнивать свои набранные очки - это правда, от этого не уйдешь, но дело в том, что при многобалльной системе все дети будут стоять по одну сторону, они все будут на своеобразном пьедестале почета. Конечно, при условии, что учителя правильно пользуются новым инструментом и не делят автоматически возросшее количество очков пропорционально отметкам старой системы.

Я выступаю за расширение оценочной шкалы, считаю, что многобалльные оценки позволят лучше дифференцировать знания учащегося, чем существующая система, превратившаяся, по сути, в 3-балльную, - говорит Вера Воронина, педагог с 20-летним стажем. - И вообще, педагог должен помнить: ставя оценку ребенку, ты ставишь оценку себе.

Карбюратор