Ультраправые русские. Ультраправые - это кто такие? Об ультраправых в России

Для чего российские власти заигрывают с европейскими ультраправыми?

Россия могла повлиять на решения британцев о Брекзите при помощи медиа. Для этого надо было бы убедить проголосовать как надо примерно сто тысяч человек. Об этом рассказал политолог, исследователь отношений России с европейскими правыми Антон Шеховцов в интервью Тимуру Олевскому, для телеканала “Настоящее время “.

Научный сотрудник Института гуманитарных исследований в Вене Антон Шеховцов – автор нескольких книг и исследований, посвященных ультраправым движениям в Европе. Последняя его книга Tango Noir. Russia and the Western Far-Right (“Черное танго. Россия и западные крайне правые”) – вышла несколько месяцев назад.

Поговорим, наверное, сперва о практически содержании вашей новой книги. Во-первых, что это за книга, в двух словах расскажите нам.

- А как же прогресс левой идеи, вот это все? Он исчерпан?

Я думаю, что его никогда особенно и не существовало, этого прогресса левой идеи. Они остановились все-таки на таких достаточно конформистских позициях, они совершенно не учитывают новые запросы общества. Но и, скажем, многие из электората левых стали переходить непосредственно даже в электорат крайне правых.

Тюремная культура политическая России, она существует совершенно точно. Во-первых, есть люди, которые прошли места заключения в России, они находятся у власти, во-вторых, существует определенные субкультурные элементы, проявления которых присущи даже президенту Владимиру Путину. Как вам кажется, выросшее после ГУЛАГа, его можно классифицировать как левое или правое?

Нет, я думаю, здесь я бы не стал вообще употреблять к обществу как к таковому какие-либо политические идеологии, то есть привязывать к политическим идеологиям. Общество всегда неоднородно.

Я, конечно, неправильно сказал, нельзя обобщать всех россиян, по крайней мере, тот класс власть имущих, чиновников, которые заряжены этим уголовным видением, они кто?

Этому есть определенный термин – это mafia state, государство-мафия.

- У него есть идеология?

У него в определенный период может развиться идеология, если это мафиозное государство собирается играть какую-то роль на мировой арене, и для того, чтобы втиснуться в конкуренцию между большими государствами, между региональными или глобальными игроками, они должны представить какую-либо идеологию.

- То есть без идеологии они встроиться не могут все равно?

Они не могут позиционировать себя как глобальную державу без идеологии.

- А Россия тогда какой идеологии сейчас придерживается?

Я думаю, что сейчас они продвигают тезис, что это является таким консервативным государством, я бы его назвал таким право-авторитарным государством.

- Остались ли ведущие правые государства в Европе вообще?

Вполне. Я думаю, что Евросоюз – это достаточно центристское образование.

- То есть по-прежнему, все еще?

Да, по-прежнему центристское. Есть некоторые отклонения от правого центризма к левому центризму. Например, если брать Скандинавию – это совершенно очевидно, скорее, левоцентристский блок государств. В Центральной Европе сейчас есть сдвиг вправо, это совершенно очевидно. Но это по-прежнему не выходит за рамки правого центризма. В то время как Западная Европа – это, скорее, именно такой центристский блок, особенно при Меркель и Макроне это такой достаточно центристский блок.

Как вам кажется, правые и ультраправые в Европе, я имею в виду, даже не обобщая, в Австрии, в Германии, во Франции, это был фальстарт, они исчерпают свой потенциал перед избирателями или только наберут его к следующим выборам, к следующему электоральному циклу?

Это зависит все-таки от каждого конкретного государства. То, когда “Альтернатива для Германии” стала третьей по значимости партией в Бундестаге, это нечто уникальное, абсолютно уникальное для послевоенной истории Германии.

- Ну все, закончилась история про покаяться, теперь уже надо начинать думать про себя. Возможно, это так?

Отчасти это было причиной, почему они получили так много голосов на выборах. Если мы говорим об Австрии, в и правых традиционно сильна, здесь нет ничего удивительного. Австрийская Партия свободы, которая получила третье место на выборах, там один голос разница, была создана практически сразу после войны, кстати, как и Либеральная партия, и уже 17 лет назад она получала примерно 30% голосов.

Многие хотят перемен. Потому что если мы говорим об Австрии, то правящая коалиция уже на протяжении десятилетий – это либо социал-демократы с консерваторами, либо консерваторы с социал-демократами. И вот эта большая коалиция существует очень долго, и для общества это представляет некоторую проблему, потому что они не видят изменений.

- Объясните мне, существует ли неловкость при голосовании за правых в Европе или нет, не существует?

Опять же, зависит от государства. Где-то есть такой все еще комплекс вины, как в Германии, где именно неудобно, и именно по этой причине, что неудобно, мы часто видим, что в опросах общественных мнений крайне правым партиям дают меньше, чем они в конечном итоге получают на выборах. Потому что человеку неудобно отвечать на вопрос социологов, за кого они собираются голосовать, а уже в кабинке для голосования они делают свой выбор. Такое существует во Франции до сих пор. Людям неудобно говорить, что они готовы поддержать Марин Ле Пен на выборах. Но этого нет, я думаю, в Австрии совершенно.

- Где просто все открыто и свободно.

Все открыто, и крайне правые в какой-то степени являются частью традиционной культуры, политического спектра Австрии.

А что тогда происходит, например, в постсоветских странах? Украина или Россия? Про Украину понятно, что быть левым неприлично, скорее.

Да, скорее, да. Правые пользуются большей такой общественной легитимацией в украинском обществе, чем левые.

Это, на ваш взгляд, какая-то угроза или это просто формирование новой, вполне легальной политической культуры, как в Австрии?

Да, я думаю, что политический спектр Украины уже на протяжении 17 лет постоянно переживает какие-то пертурбации. Выигрывают во многих случаях популисты, и неважно, кто они, левые или правые. Они просто популисты, люди, которые пытаются давать очень простые решения очень сложных вопросов, те, которые разделяют постоянно народ на некоторые элиты коррумпированные и на простой страдающий народ. Тут просто постоянный популизм, и он выигрывает. Если посмотреть, какие партии представлены в украинском парламенте, большинство этих партий – популистские партии.

- Это правда, да.

Если не говорить по их количеству, вот просто по количеству самих партий, это, по большей части, популистские партии.

Давайте еще восточнее – Россия. Мне кажется, что сейчас в России впервые за историю 20-го и 21 века появилась спокойная возможность обсуждать строительство русского национального государства, и, более того, эта идея очень востребована. Она политически не только приемлема, но и ее носители – совершенно современные, модные и хорошо образованные люди, то есть там, конечно, хватает мракобесов, как и в любой идее, но очень много нормальных абсолютно людей. Вам кажется, что у России есть перспектива построить такое государство или нет?

Мне кажется, эти дискуссии начались, наверное, с того момента, когда был в какой-то степени легитимирован антизападнический дискурс, скажем, после “оранжевой революции” в Украине. То есть это примерно 2005 год. Многие люди, многие идеологи, которые были маргинальными в 90-х годах и даже в первый срок правления Владимира Путина, были вынесены государственной машиной, государственной пропагандой на мейнстрим. То, что произошло в посткрымской России, тогда действительно была легитимация именно , “русское национальное государство”.

- Но для таких людей, вы понимаете, что Путин тоже враг?

Естественно. Они смотрят на Путина как на имперца, а империя – это всегда многокультурность, то, чем является Россия сейчас. Но я не думаю, что существуют какие-либо предпосылки для того, чтобы Россия стала русским национальным государством, по крайней мере, в существующих границах. А я не вижу никаких, опять же, предпосылок для изменения этих границ.

Но даже если Россия может поучаствовать и как-то повлиять, предположим, есть тролли и боты какие-то в интернете, которые могут создать дискуссию, общественное мнение. Что, собственно, болевые точки, что нужно вбросить в обсуждение европейского общества в разных странах отдельно, чтобы правые набрали плюс 2% голосов?

Это зависит от каждого национального государства.

- Может быть, про Австрию, совсем прям конкретно?

Смотрите, в Германии сработал случай с так называемой девочкой Лизой, когда был мобилизован протест против Меркель и против политики миграции, по мигрантам и по беженцам.

- Прям сработал?

Сработал абсолютно. Девочка Лиза сработала, да.

- Бомба взорвалась, и это заработало.

Да. Точно такое же было 10 лет назад с памятником Бронзовому солдату в Таллине. Это была одна из чистейших операций психологических, которая действительно очень сработала. Это была проблема для Эстонии.

Но это была проблема для Эстонии. Для многих людей в России это казалось продолжением борьбы Эстонии за независимость. А в истории с девочкой Лизой в Кельне, если я не ошибаюсь, мне кажется, те же люди, кто поддерживал 10 лет назад Эстонию, они встали на сторону русскоязычного населения в Кельне.

Да. Но российские акторы используют всегда самые болевые точки в обществе. Это может быть самое разное. Это может быть миграция, это может быть защита экологии. Существуют примеры, когда российские акторы пытаются повлиять на общественное мнение в плане добычи сланцевого газа, есть такие случаи. И это вносит некоторый дисбаланс в общество, поэтому это успешно используется, скажем, российской дезинформационной машиной или теми акторами, которые независимо от Кремля пытаются посеять некоторую рознь, а потом представить это как свой проект и продать его Кремлю.

А существует какая-то линия, где кончается, очевидно, влияние Кремля существенное на настроения и политическую систему?

Я придерживаюсь того мнения, что Россия не может на все повлиять. Но как мы видим в случае с Брекзитом, когда разница между теми, кто проголосовал на референдуме за выход из Евросоюза, и за то, чтобы Британия осталась, была очень невелика. Иногда достаточно 2-3%, чтобы изменить исход референдума или выборов. Поэтому достаточно повлиять, скажем, на 100 тысяч человек каким-либо образом, чтобы это как-то изменило. Я всегда говорю о том, что Кремль достаточно некреативен в создании проблем Евросоюза. В Евросоюзе существуют объективные проблемы, которые никак не связаны с Россией.

- Они просто есть, Россия просто их знает.

Россия их не только знает, она их еще эксплуатирует и углубляет эти проблемы. И лучшая защита против российской дезинформации, против информационной войны и так далее – это лечить раны, которые существуют у самого Евросоюза. Если эти раны будут закрыты, у России не будет шансов использовать эти раны для того, чтобы причинить боль Западу и западному обществу.

- Крепкий организм не болеет.

2013 год прошел для ультраправых достаточно удачно, многие помнят его по сопровождавшимся антимигрантской риторикой ксенофобским кампаниям выборов в мэры Москвы и по событиям в городе и московском районе . Националисты расценивали все это как позитивные знаки для своего движения и возлагали большие надежды на 2014-й. Но когда в феврале прошлого года российская политика стала формироваться вокруг украинского вопроса, ситуация резко изменилась. Внутри движения образовался раскол. Националисты разделились на сторонников и противников «Русской весны», каждая из сторон начала обвинять противоположную в бандеровщине или «ватничестве» и в предательстве идей русского национализма.

Идея о защите русского населения, которая транслируется в российской официальной политике, привела к росту проправительственных националистических движений. К числу таких националистов можно отнести партию «Родина» и Национально-освободительное движение — НОД, которым руководит депутат от «Единой России» Евгений Федоров. Они используют риторику ультраправого движения, которое не обладает серьезными политическими ресурсами, и перетягивают на себя значительную часть россиян с ксенофобскими и антимигрантскими настроениями.

В российском обществе происходит общая милитаризация. Среди националистов всегда были агрессивные группы, но с конца 2014 года вооружаться они стали намного активнее: самые боевые уже отправились на Украину воевать за ту или иную сторону. Остальные проходят подготовку и овладевают навыками ведения боя. Это крайне опасно: несложно догадаться, на ком будут отрабатывать свою подготовку ультраправые, ориентированные на насилие.

Новые цели ультраправых активистов и уголовное преследование участников движения

Наталия Юдина, эксперт центра «Сова»:

Внимание ультраправого движения переключилось на события в соседней стране, что стало одной из причин спада расистского и неонацистски мотивированного насилия. На фоне этого спада увеличилось число нападений на политических противников — на тех, кого праворадикалы считают «национал-предателями» и «пятой колонной». В первую очередь речь идет об активистах НОД: в августе 2014 года Сергей Смирнов, участник Национально-освободительного движения, избил журналиста «Эха Москвы» Арсения Веснина во время освещения акции в поддержку Украины в Санкт-Петербурге; в декабре активисты НОД напали на пикет движения «Солидарность» в Москве. Помимо НОДа активизировалась «Другая Россия»: самой известной стала на концерте .

На фоне спада уголовного преследования за насилие произошел рост количества уголовных дел за националистическую пропаганду. Это не совсем то, чем с особым упорством следовало бы заниматься правоохранительным органам. Нельзя сказать, что государство преуспело в противодействии радикальным формам национализма и ксенофобии.

В 2014 году количество обвинительных приговоров за насильственные преступления на почве национальной ненависти по всей стране сократилось на треть: центру «Сова» известно о 21 приговоре.Тревогу вызывает тот факт, что 16% признанных судом виновными получили условные сроки. Как показывает практика, такое наказание в большинстве случаев оставляет у осужденного чувство безнаказанности, что приводит к повторению преступления.

Правоохранительные органы активно преследуют представителей наиболее одиозных и радикальных националистических организаций, движения «Русские» и «Реструкт!». В августе 2014 года лидер неонацистского движения «Реструкт!» Максим (Тесак) Марцинкевич был к пяти годам лишения свободы, но после кассационной жалобы приговор был до двух лет и десяти месяцев. Всего по делу против движения «Реструкт!» проходят около 20 человек, которых обвиняют в нападении на продавцов запрещенных курительных смесей, хулиганстве, разбое или грабежах.

В октябре прошлого года был один из самых известных националистов, лидер объединения «Русские» Александр Белов (Поткин). Суд рассматривает дело в отношении другого известного петербургского националиста Николая Бондарика — за подготовку провокации на Курбан-байрам в октябре 2013 года.

Антиэкстремистское законодательство в борьбе с инакомыслием

Мария Кравченко, эксперт центра «Сова»:

В злоупотреблении антиэкстремистским законодательством наметилось две тенденции. Первая — неправомерное или заведомо непропорциональное использование законов, причина чего — низкое качество подготовки сотрудников правоохранительных органов и их стремление к пополнению отчетности. Вторая тенденция — сознательное формирование механизмов подавления оппозиционных и просто независимых форм активности. То есть антиэкстремистское законодательство теперь применяется не только в отношении радикалов, но и против обычных граждан.

Одной из основных форм давления властей на российское общество стала блокировка сетевого контента по «закону Лугового» . В прошедшем году произошло несколько массовых блокировок «за распространение призывов к участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка»: во время первого приговора по «Болотному делу», шуточной акции «Марш за федерализацию Сибири» и в день приговора Алексею и Олегу Навальным.

, директор центра «Сова»:

Некоторые поправки в закон явно мотивированы украинскими событиями, как Административного кодекса о запрещенной символике, например нацистской, которая также запрещает использовать атрибутику бандеровских организаций. Конституционный суд постановил , что использование нацистской атрибутики «безотносительно ее генезиса может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны». Что в этой ситуации делать религиозному движению Фалуньгун со свастикой на эмблеме — неясно.

Ответ на вопрос о том, где сегодня власти видят угрозу, остается загадкой. В отдельных случаях уголовное преследование понятно, когда речь идет о каких-то нацистских группировках или мусульманских группах, связанных с террористическим подпольем. Но есть истории, которые не поддаются объяснению. И непонятно: это осознанная политика властей или искаженная практика правоохранительных органов? Многое выглядит как случайность, но если мы посмотрим на ситуацию шире, то обнаружим, что власти немедленно направляют все силы правоохранительных органов туда, где видят угрозу дестабилизации.

(Сатоси Акао , Митихико Акао)

  • Ливан
  • Малайзия
  • Пакистан
  • Таиланд
    • Красные гауры (Судсай Хасадин)
  • Турция
    • Партия националистического движения (Алпарслан Тюркеш , Девлет Бахчели)
    • Серые Волки (Абдулла Чатлы)
  • Австралия

    Европа

      • Aginter Press (Ив Герен-Серак)
    • Европейский Союз
    • Австрия
    • Бельгия
    • Болгария
    • Великобритания
    • Венгрия
    • Германия
      • Союз немецкой молодёжи (Пауль Лют)
      • Национал-демократическая партия Германии (Адольф фон Тадден , Мартин Мусгнуг , Гюнтер Деккерт , Удо Фойгт , Франц Франк)
      • Военно-спортивная группа Гофмана (Карл-Хайнц Гофман)
      • Национал-социалистическое подполье (Беата Чепе)
      • Немецкая консервативная партия - Немецкая правая партия (Франц-Йозеф Зонтаг , Вильгельм Егер)
      • Немецкая партия свободы (Генрих Кунстман , Оскар Лутц)
      • Фронт действия национал-социалистов/Национальные активисты (Михаэль Кюнен)
      • Народно-социалистическое движение Германии/Партия труда (Фридхельм Буссе , Франк Шуберт)
      • Свободная немецкая рабочая партия (Мартин Папе , Михаэль Кюнен , Фридхельм Буссе)
      • Националистический фронт (Майнольф Шёнборн , Андреас Поль , Штеффен Хупка)
      • Немецкая альтернатива (Михаэль Кюнен , Франк Хюбнер)
      • Республиканцы
      • Deutsche Heidnische Front - (German Heathen’s Front)
      • Немецкий народный союз
      • Deutsche Liga für Volk und Heimat (DLVH) - German League for People and Homeland
      • Правые (Кристиан Ворх)
    • Греция
  • Испания
  • Италия
    • Итальянское социальное движение (Артуро Микелини , Джорджио Альмиранте)
    • Национальный авангард (Стефано Делле Кьяйе)
    • Революционные вооружённые ячейки (Франко Ансельми , Валерио Фиораванти , Франческа Мамбро , Джорджо Вале)
    • Fiamma Tricolore (Люка Романьоли)
    • Движение социальной идеи (Пино Раути)
    • Новая сила (Роберто Фиоре)
    • Социальный национальный фронт (Адриано Тильгер)
    • Фашизм и свобода (Карло Гарильо)
  • Латвия
  • Люксембург
  • Мальта
  • Нидерланды
  • Польша
  • Португалия
    • Армия освобождения Португалии (Барбьери Кардозу)
    • Движение национального действия (Луиш Энрикеш , Мариу Машаду)
  • Россия
    • Этнополитическое объединение Русские
  • Румыния
  • Сербия
  • Словения
    • Lipa (The Lime Tree)
  • Украина
    • Правый сектор
  • Франция
  • Хорватия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Северная Америка

    • Гаити
      • Тонтон-макуты (Клеман Барбо , Люкнер Камбронн , Роже Лафонтан)
      • Фронт за развитие и прогресс Гаити (Эммануэль Констан , Луи-Жодель Шамблен , Мишель Франсуа)
    • Гватемала
      • Движение национального освобождения (Марио Сандоваль Аларкон)
      • Mano Blanca (Марио Сандоваль Аларкон , Лионель Сисниега Отеро)
      • Партия антикоммунистического единства (Лионель Сисниега Отеро)
      • Секретная антикоммунистическая армия (Херман Чупина Бараона)
      • Братство (Хосе Луис Кило Аюсо , Эдгар Хустино Овалье Мальдонадо)
    • Гренада
      • Объединённая лейбористская партия Гренады (Эрик Гейри)
      • Банда мангустов (Мослин Бишоп)
    • Канада
    • Сальвадор
      • Националистический республиканский альянс (Роберто д"Обюссон)

    Южная Америка

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Ультраправые"

    Примечания

    Источники

    • Шеховцов, Антон (2011). Новые праворадикальные партии в европейских демократиях: причины электоральной поддержки . Stuttgart: ibidem -Verlag.
    • Arzheimer, Kai and Elisabeth Carter (2006).
    • Betz, Hans-Georg and Stefan Immerfall, eds. 1998. The New Politics of the Right: Neo-Populist Parties and Movements in Established Democracies . New York: St. Martin’s Press.
    • Betz, Hans-Georg (1994). Radical Right-wing Populism in Western Europe . New York: St. Martins Press.
    • Durham, Martin (2000). The Christian Right, the Far Right and the Boundaries of American Conservatism . Manchester, England: Manchester University Press.
    • Durham, Martin (2002). «From Imperium to Internet: the National Alliance and the American Extreme Right» Patterns of Prejudice 36(3), (July): 50-61.
    • Hainsworth, Paul (2000). The Politics of the Extreme Right: From the Margins to the Mainstream . London: Pinter.
    • Schoenbaum, David. Hitler’s Social Revolution: Class and Status in Nazi Germany,. ISBN
    • Formisano, Ronald P. (2005). «Interpreting Right-Wing or Reactionary Neo-Populism: A Critique». Journal of Policy History 17 (2): 241–255. DOI :10.1353/jph.2005.0010 .
    • Radical conservatism: the right’s political religion / Robert Brent Toplin., 2006
    • Radical conservatism and the future of politics / Göran Dahl., 1999
    • Fascists and conservatives: the radical right and the establishment in twentieth-century Europe / Martin Blinkhorn., 1990
    • The Routledge companion to fascism and the far right / Peter Davies., 2002
    • The terrorist next door: the militia movement and the radical right / Daniel Levitas., 2002
    • Right-wing populism in America: too close for comfort / Chip Berlet & Matthew N. Lyons, 2000
    • The extreme right: freedom and security at risk / Aurel Braun ., 1997
    • The impact of radical right-wing parties in West European democracies / Michelle Hale Williams., 2006
    • Right-wing extremism in the twenty-first century / Peter Merkl., 2003
    • Extreme right parties in Western Europe / Piero Ignazi., 2003
    • The United States and right-wing dictatorships, 1965-1989 / David Schmitz., 2006
    • The emergence of a Euro-American radical right / Jeffrey Kaplan., 1998
    • The politics of the extreme right: from the margins to the mainstream / Paul Hainsworth., 2000
    • The revival of right-wing extremism in the nineties / Peter Merkl., 1997
    • Shadows over Europe: the development and impact of the extreme right in Western Europe / Martin Schain., 2002
    • Western democracies and the new extreme right challenge / Roger Eatwell., 2004
    • The voice of modern hatred: encounters with Europe’s new right / Nicholas Fraser., 2000
    • Extreme right activists in Europe: through the magnifying glass / Bert Klandermans., 2006
    • Preachers of hate: the rise of the far right / Angus Roxburgh., 2002
    • Movements of exclusion: radical right-wing populism in the Western world / Jens Rydgren., 2005

    Ссылки

    • - slideshow by Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
      – Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
      Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
      – Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
      – Это сам хозяин, – послышались голоса.
      – Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

      От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
      Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.
      Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы.
      Он велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство. Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали свое белье, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал посредине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта. Дорожки сада уже заросли, и телята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей подъехал к оранжерее; стекла были разбиты, и деревья в кадках некоторые повалены, некоторые засохли. Он окликнул Тараса садовника. Никто не откликнулся. Обогнув оранжерею на выставку, он увидал, что тесовый резной забор весь изломан и фрукты сливы обдерганы с ветками. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плел лапоть на зеленой скамеечке.
      Он был глух и не слыхал подъезда князя Андрея. Он сидел на лавке, на которой любил сиживать старый князь, и около него было развешено лычко на сучках обломанной и засохшей магнолии.
      Князь Андрей подъехал к дому. Несколько лип в старом саду были срублены, одна пегая с жеребенком лошадь ходила перед самым домом между розанами. Дом был заколочен ставнями. Одно окно внизу было открыто. Дворовый мальчик, увидав князя Андрея, вбежал в дом.
      Алпатыч, услав семью, один оставался в Лысых Горах; он сидел дома и читал Жития. Узнав о приезде князя Андрея, он, с очками на носу, застегиваясь, вышел из дома, поспешно подошел к князю и, ничего не говоря, заплакал, целуя князя Андрея в коленку.
      Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Все ценное и дорогое было отвезено в Богучарово. Хлеб, до ста четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч, урожай нынешнего года зеленым взят и скошен – войсками. Мужики разорены, некоторый ушли тоже в Богучарово, малая часть остается.
      Князь Андрей, не дослушав его, спросил, когда уехали отец и сестра, разумея, когда уехали в Москву. Алпатыч отвечал, полагая, что спрашивают об отъезде в Богучарово, что уехали седьмого, и опять распространился о долах хозяйства, спрашивая распоряжении.
      – Прикажете ли отпускать под расписку командам овес? У нас еще шестьсот четвертей осталось, – спрашивал Алпатыч.
      «Что отвечать ему? – думал князь Андрей, глядя на лоснеющуюся на солнце плешивую голову старика и в выражении лица его читая сознание того, что он сам понимает несвоевременность этих вопросов, но спрашивает только так, чтобы заглушить и свое горе.
      – Да, отпускай, – сказал он.
      – Ежели изволили заметить беспорядки в саду, – говорил Алпатыч, – то невозмежио было предотвратить: три полка проходили и ночевали, в особенности драгуны. Я выписал чин и звание командира для подачи прошения.
      – Ну, что ж ты будешь делать? Останешься, ежели неприятель займет? – спросил его князь Андрей.
      Алпатыч, повернув свое лицо к князю Андрею, посмотрел на него; и вдруг торжественным жестом поднял руку кверху.
      – Он мой покровитель, да будет воля его! – проговорил он.
      Толпа мужиков и дворовых шла по лугу, с открытыми головами, приближаясь к князю Андрею.
      – Ну прощай! – сказал князь Андрей, нагибаясь к Алпатычу. – Уезжай сам, увози, что можешь, и народу вели уходить в Рязанскую или в Подмосковную. – Алпатыч прижался к его ноге и зарыдал. Князь Андрей осторожно отодвинул его и, тронув лошадь, галопом поехал вниз по аллее.
      На выставке все так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя, и две девочки со сливами в подолах, которые они нарвали с оранжерейных деревьев, бежали оттуда и наткнулись на князя Андрея. Увидав молодого барина, старшая девочка, с выразившимся на лице испугом, схватила за руку свою меньшую товарку и с ней вместе спряталась за березу, не успев подобрать рассыпавшиеся зеленые сливы.
      Князь Андрей испуганно поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их видел. Ему жалко стало эту хорошенькую испуганную девочку. Он боялся взглянуть на нее, по вместе с тем ему этого непреодолимо хотелось. Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного – унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками.
      Князь Андрей освежился немного, выехав из района пыли большой дороги, по которой двигались войска. Но недалеко за Лысыми Горами он въехал опять на дорогу и догнал свой полк на привале, у плотины небольшого пруда. Был второй час после полдня. Солнце, красный шар в пыли, невыносимо пекло и жгло спину сквозь черный сюртук. Пыль, все такая же, неподвижно стояла над говором гудевшими, остановившимися войсками. Ветру не было, В проезд по плотине на князя Андрея пахнуло тиной и свежестью пруда. Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была. Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот. Небольшой мутный с зеленью пруд, видимо, поднялся четверти на две, заливая плотину, потому что он был полон человеческими, солдатскими, голыми барахтавшимися в нем белыми телами, с кирпично красными руками, лицами и шеями. Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку. Весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно.
      Один молодой белокурый солдат – еще князь Андрей знал его – третьей роты, с ремешком под икрой, крестясь, отступал назад, чтобы хорошенько разбежаться и бултыхнуться в воду; другой, черный, всегда лохматый унтер офицер, по пояс в воде, подергивая мускулистым станом, радостно фыркал, поливая себе голову черными по кисти руками. Слышалось шлепанье друг по другу, и визг, и уханье.
      На берегах, на плотине, в пруде, везде было белое, здоровое, мускулистое мясо. Офицер Тимохин, с красным носиком, обтирался на плотине и застыдился, увидав князя, однако решился обратиться к нему:
      – То то хорошо, ваше сиятельство, вы бы изволили! – сказал он.
      – Грязно, – сказал князь Андрей, поморщившись.
      – Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать.
      – Князь хочет.
      – Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.
      «Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
      7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
      «Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
      (Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
      Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…
      Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
      Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
      Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

      В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
      С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.
      В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург.
      В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот.
      Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям.
      Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю.
      – Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.
      – Все какая то мания фрондировать, – продолжал он. – И пред кем? И все оттого, что мы хотим обезьянничать глупым московским восторгам, – сказал князь Василий, спутавшись на минуту и забыв то, что у Элен надо было подсмеиваться над московскими восторгами, а у Анны Павловны восхищаться ими. Но он тотчас же поправился. – Ну прилично ли графу Кутузову, самому старому генералу в России, заседать в палате, et il en restera pour sa peine! [хлопоты его пропадут даром!] Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов! Хорошо он себя зарекомендовал в Букарещте! Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой! Он ничего не видит. В жмурки играть… ровно ничего не видит!

    Ответ на вопрос о том, кто такие ультраправые, обычно звучит следующим образом: это представители политических течений, взгляды который полностью противоположны коммунистической идеологии. Однако подобное объяснение кажется несколько упрощённым и недостаточно детальным. Существует довольно широкий спектр ультраправых группировок. Их общая характеристика заключается в признании социального неравенства и дискриминации в качестве допустимой официальной государственной политики.

    Определение

    Для того чтобы сформировать объективное представление о том, кто такие ультраправые, следует принять во внимание, что их идеология включает в себя некоторые аспекты авторитаризма, антикоммунизма и нативизма, но не ограничивается только этим. Приверженцы данных политических течений часто вызывают ассоциации с печально известными утверждениями о превосходстве одной группы людей над всеми остальными.

    Радикальные правые исторически поддерживают концепцию наделения исключительными полномочиями и привилегиями небольшого количества избранных личностей. Такое устройство общества называется элитизмом. Это понятие уходит корнями в работы знаменитого философа Макиавелли, посвящённые искусству управления государством. С точки зрения средневекового мыслителя, судьба страны зависит только от мудрости политической элиты, а народ представляет собой всего лишь пассивную массу. Данная теория естественным образом приводит к оправданию и легализации социальной дискриминации. Идеи Макиавелли получили дальнейшее развитие в двадцатом столетии, став частью фашистской системы взглядов на оптимальное устройство общества.

    Нативизм

    Без объяснения этой политической концепции невозможно дать исчерпывающий ответ на вопрос, кто такие ультраправые. Нативизм представляет собой движение в защиту интересов коренных жителей какой-либо территории. Эту политическую позицию часто трактуют как неприязнь по отношению к иммигрантам. Сторонники данной идеологии считают термин "нативизм" негативным и предпочитают называть свои взгляды патриотизмом. Их протесты против иммиграции основаны на вере в разрушительное влияние переселенцев на существующие культурные, социальные и религиозные ценности. Нативисты считают, что представители других этнических групп в принципе не могут быть ассимилированы, поскольку сложившиеся в обществе традиции являются чуждыми для них.

    Разница между крайне правыми и фашистами

    Самым трагическим в истории человечества стал геноцид. Нацистские идеи о необходимости избавления от отдельных народов и социальных групп привели к их массовому физическому истреблению. Чарльз Грант, директор британского Центра европейских реформ, заявил о существовании немаловажных различий между ультраправыми партиями и фашизмом. По его мнению, далеко не все подобные политические движения являются по своей природе радикальными и экстремистскими. В качестве примера можно привести французский Национальный фронт. Другим доказательством наличия существенной разницы служит тот факт, что многие партии, придерживающиеся ультраправой идеологии, в настоящее время проповедуют экономические концепции, обычно свойственные левым социалистам. Они выступают за протекционизм, национализацию и антиглобализм.

    Так называемая теория подковы, которую создал французский писатель Жан-Пьер Фэй, утверждает, что противоположные концы политического поля очень похожи друг на друга. Пытаясь определить, в чём отличие ультраправых и ультралевых, автор пришёл к заключению, что они не являются антагонистами в полном смысле этого слова. Удаляясь от политического центра, представители радикальных левых и правых течений сближаются подобно концам подковы и обнаруживают много общих характеристик.

    История

    Немецкий исследователь Клаус фон Бейме выделяет три фазы развития правых партий в Западной Европе после завершения Второй мировой войны. В первое десятилетие после поражения нацизма они превратились в политических маргиналов. Преступления Третьего Рейха полностью дискредитировали правую идеологию. В этот исторический период влияние приверженцев данных политических взглядов было равно нулю и их основная цель сводилась к выживанию.

    С середины 50-х до конца 70-х годов прошлого века в странах Западной Европы резко усилились протестные настроения. Их причина заключалась в растущем недоверии населения по отношению к государственной власти. Избиратели противопоставляли себя действующему правительству и были готовы голосовать за любые оппозиционные движения. В течение этого периода в правых партиях появились сумевшие в определённой степени использовать протестные настроения в обществе в своих интересах. Начиная с 80-х годов прошлого века наплыв большого количества иммигрантов в западноевропейские страны стал причиной постоянного недовольства некоторых групп населения. Эти граждане способствовали возрождению правых партий, регулярно отдавая им свои голоса на выборах.

    Причины поддержки в обществе

    Существует множество теорий, объясняющих, почему такие политические течения пользуются симпатиями населения. Самая популярная из них основана на исследовании причин прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера. Она называется теорией социального распада. В соответствии с этой доктриной, разрушение традиционной структуры общества и уменьшение роли религии приводят к потере людьми своей идентичности и понижению уровня самооценки. В такие исторические периоды многие становятся восприимчивыми к риторике националистических политических движений, поскольку простые и агрессивные этноцентрические идеи помогают им вновь обрести чувство принадлежности к группе. Иными словами, рост отчуждения и изоляции в обществе становится благодатной почвой для расцвета правых партий.

    Стоит заметить, что теория социального распада неоднократно подвергалась критике и ставилась под сомнение. Её оппоненты указывают на тот факт, что современные ультраправые в США и Западной Европе в качестве главного пункта своей выдвигают противодействие иммиграции. Они завоёвывают голоса избирателей, сосредотачиваясь на давно назревших социальных противоречиях, а не на таких психологических проблемах, как потеря идентичности и чувства принадлежности к группе.

    Терроризм

    На протяжении истории к насильственным методам прибегали и левые, и правые политические движения. Террористические действия, совершаемые представителями радикальных националистических и этноцентрических группировок, носят спорадический характер и не дают серьёзных причин верить в существование международного сотрудничества экстремистских организаций подобного типа. Ряды крайне правых сил, готовых к применению насилия, традиционно состоят из футбольных хулиганов и так называемых скинхедов, субкультура которых зародилась в Великобритании и основана на идее превосходства белой расы.

    В Германии

    В 2013 году в Христианско-демократическом союзе сформировалась фракция евроскептиков. Эта политическая группа нашла поддержку среди интеллектуальной элиты: экономистов, журналистов, юристов и бизнесменов. Новая партия получила название Её члены критикуют действующее правительство за пренебрежение национальными интересами ради Европейского союза и выступают за ограничение иммиграции. По результатам голосования на выборах в Бундестаг в 2017 году "Альтернатива для Германии" заняла третье место по числу депутатов.

    Во Франции

    "Национальный фронт" была основана в 1972 году Жаном-Мари Ле Пеном. На протяжении долгого времени она считалась самым правым политическим движением во Франции. "Национальный фронт" призывает к возврату к традиционным ценностям. Программа партии содержит пункты, требующие прекращения иммиграции из мусульманских стран, ограничения абортов, восстановления смертной казни и выхода из НАТО. Успех Национального фронта на парламентских выборах остаётся довольно скромным в течение нескольких десятилетий. В настоящее время эта партия имеет 8 депутатских мандатов из 577. В ходе напряжённых президентских выборов в 2017 году Марин Ле Пен, дочь основателя Национального фронта, составила серьёзную конкуренцию Эмманюэлю Макрону, одержавшему победу с незначительным отрывом. Эксперты отмечают, что во Франции позиции левых и правых в отношении некоторых вопросов постепенно сближаются. Партия Ле Пенов по экономическим взглядам становится похожа на социалистическую.

    В Великобритании

    Наиболее ярко выраженное правое движение Объединённого Королевства, как и во Франции, носит название "Национальный фронт". Эта партия образовалась в результате слияния нескольких мелких радикальных Их основным электоратом стали представители рабочего класса, столкнувшиеся на рынке труда с конкуренцией со стороны иммигрантов. "Национальный фронт" на протяжении всей истории своего существования не получил ни одного депутатского мандата в британском парламенте. Противники открыто называют его неофашистской партией. Сторонники этого политического течения пропагандируют расовую сегрегацию, поддерживают антисемитские конспирологические теории и отрицают Холокост. Они выступают за отказ от либеральной демократии и депортацию из Соединённого Королевства всех иммигрантов, цвет кожи которых не является белым. Постепенно британский "Национальный фронт" пришёл в упадок и в настоящее время представляет собой малочисленную группу, не имеющую почти никакого политического влияния.

    В Соединённых Штатах

    Самая старая и легендарная организация ультраправых в США носит название Ку-клукс-клан. Она была основана противниками отмены рабства после завершения американской Гражданской войны. Главными врагами глубоко законспирированного общества стали представители негроидной расы. В первые годы существования организации члены Ку-клукс-клана совершили такое большое количество убийств и различных актов насилия, что правительство США было вынуждено прибегнуть к использованию армии для пресечения их деятельности. Впоследствии радикальное тайное общество пришло в упадок, но дважды возрождалось: в начале ХХ века и после Второй мировой войны. На сегодняшний день членами Ку-клукс-клана называют себя небольшие группы расистов в южных штатах.

    В Японии

    Кто такие ультраправые в Стране восходящего солнца, население которой является этнически однородным? В основе их идеологии лежат мечты о восстановлении императорской Японии и борьба с коммунизмом. Некоторые радикальные партии поддерживают тесные отношения с преступными синдикатами, известными как якудза. Японские ультраправые активно занимаются агитацией и организуют уличные протесты.

    Ультраправые – слово из политического лексикона. Является определением для групп, движений и лиц, находящихся в правом спектре политического поля на крайне консервативных позициях. Реакционные, экстремистские взгляды являются характерными для ультраправых.

    Идеология ультраправых

    Идеология ультраправых опирается на нацизм, расизм и ксенофобию. Они разделяют людей на «высших» и «низших», достойных и недостойных. Такое разделение преподносится как врождённая характеристика для конкретных людей, как объективная реальность. Отрицается социальное равноправие.

    В наиболее радикальных течениях проводится пропаганда угнетения и геноцида групп людей на основании их национальности, религиозной или языковой принадлежности, предполагаемой неполноценности.

    Как распознать ультраправые взгляды

    Принято характеризовать как ультраправые:

    • антимигрантские настроения и действия, основанные на презрительном отношении к группам людей, которые преподносятся как опасные и нежелательные;
    • антиинтеграционные позиции, проповедующие чистоту «титульной нации»;
    • продавливание национальных интересов с помощью военной силы, пренебрегая демократическими нормами и мировым общественным мнением;
    • агрессивную риторику, проповедующую религиозную и этническую нетерпимость;
    • социальную неприязнь;
    • пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.

    В качестве примеров ультраправых групп можно привести неонацистов, наци-скинхедов, агрессивных футбольных хулиганов, так называемую «правую сцену» (музыкальные группы с националистическим репертуаром), субкультуру стритейджа (пропаганда здорового образа жизни и национал-социализма).

    Видео — Ультраправые движения Европы

    Карбюратор