Как называется такая разновидность политической культуры лидера. Классификация политической культуры. Типы политических культур

Политическая культура общества может быть проанализирована как по показателям политических культур его членов - граждан, их социальных групп и слоев, институтов, так и по показателям, характеризующим общество в целом. К числу последних следует отнести характер существующей политической организации общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и способы участия граждан в политической жизни общества, накопленный социально-политический опыт, существующие политические традиции и обычаи, систему политических идей, знаний, принципов.

Политические культуры классифицируют в связи с характером власти и политико-управленческих ценностей; участия в политике; политикоцивилизационного генезиса и др.

В связи с характером власти и правления выделяются: демократическая, авторитарная, тоталитарные и переходные виды политической культуры.

Для демократической политической культуры характерны ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы, правовое государство и гражданское общество, свободное участие в политике, идеологический, политический и экономический плюрализм, приоритет прав человека и гражданина, богатый политический язык. Основным «носителем» демократической политической культуры является средний класс.

Авторитарная политическая культура ориентирована на определяющую роль государства и одной партии в обществе, соответствующие формы и методы правления и контроля за политической жизнью и участия в ней. Политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. Политический язык стандартизирован.

Тоталитарная политическая культура предполагает государственно направляемые и контролируемые формы участия людей в политике, жестко идеологизированные стереотипы поведения, лояльную ориентированность на официальные институты и символы, полный контроль за деятельностью СМИ, наличие разветвленной системы слежения и контроля за идеологией, публичными выступлениями и частными беседами о политике. Политический язык формализован и идеологически жестко определен.

Следующий подход акцентирует внимание на различиях в характере и степени участия людей в политике в связи с их политическими ориентациями. Г. Алмонд и С. Верба (па основе сравнительного анализа США, Великобритании, Италии, Германии и Мексики) по характеру политического участия и поведения людей выделяли следующие основные типы политических культур: приходская (патриархальная), подданническая и партисипантная (подвид - гражданская) культуры.

Приходский (патриархальный) тип политической культуры характеризуется отсутствием у населения должных знаний о политике, слабым участием в политических событиях. В таких обществах нет специализированных политических ролей: власть вождей и шаманов представляет собой нерасчлененность политической, экономической и религиозных ролей. Патриархальная ориентация есть отсутствие каких-либо ожиданий, связанных с политической системой.

Подданническому типу политический культуры свойственно «пассивное политическое поведение», исключительная ориентация на господствующие ценности при очень слабом их осмыслении. Подданный хорошо понимает государственную власть и умеет эффективно (для системы) подчиняться ей. Во всем остальном он пассивен.

Для партисипаитного (от англ, participation - «причастность») типа политической культуры характерно активное участие индивидов в политической жизни, их воздействие на процессы принятия решений, умелая артикуляция собственных интересов. Этот тип культуры квалифицируется и как «рационально-активистский». Характерна ориентация на «активистскую роль самого себя», и это последнее не зависит от позитивного или негативного отношения к системе и ее ролям.

Особую разновидность политической культуры составляет гражданская культура , которая была наиболее характерна в рассматриваемый период для США и Великобритании. Этому смешанному типу свойственны консенсус легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, терпимость к плюрализму интересов, компетентность и взаимное доверие с гражданами. В рамках данной разновидности политической культуры многие граждане могут быть достаточно активными в политике, однако при этом значительная часть других играет пассивную роль подданных: политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, причем, как правило, не очень большую их часть.

Г. Алмонд и С. Верба предполагали, что формула политической куль- туры развитых индустриальных стран Запада выглядит примерно следующим образом: 60% - «участников», 30% - «подданных», 10% - «лиц приходской культуры». Формула авторитарной политической культуры (на примере Португалии до 1974 г.) определялась следующим примерным соотношением: 10% - 60% - 30%. Для доиндустриального общества (на примере Доминиканской республики) соотношение выглядело как: 5% - 40% - 55%.

По мнению Г. Алмонда и С. Вербы, в чистом виде типы «патриархальной», «подданнической», «партисипантной» и «гражданской» политических культур в современном мире не существуют. Обычно та или иная политическая культура представляет собой комбинацию этих типов. В этой связи Г. Алмонд и С. Верба выделили также три смешанных типа политических культур - провинциалистско-подданическую, подданическо-парти- сипаторную и провинциалистско-иартисииаторную культуры.

Специфика нровинциалистско-подданического типа состоит в том, что значительная часть населения отвергает исключительные притязания диффузной племенной, деревенской или феодальной власти и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными правительственными структурами.

Особенности нодданическо-партисипаторного типа политической культуры заключаются в том, что при нем у значительной части общества появляется «специализированная ориентация» по отношению к политической системе и ее элементам, равно как и «активистские самоориентации». Но при этом существенная часть населения продолжает ориентироваться на авторитарную правительственную структуру и придерживаться пассивной системы самоориентаций.

Провинциалистско-партисипаторная политическая культура характерна для многих развивающихся стран. Политическая система в большинстве из них характеризуется провинциалистской фрагментарностью, и проблема состоит в том, чтобы обеспечить активное участие граждан в политической жизни.

В политической культуре различается рациональный и эмоциональноволевой уровни. Первый складывается на основе коренных социально-экономических и политических интересов, социального статуса различных категорий населения, а также формируемых на базе этих интересов соответствующих ориентаций, установок и др.; второй - на основе рассудочных и иррациональных элементов и феноменов, которые определяются прежде всего социокультурными и социопсихологическими факторами.

Важное место в развитии и функционировании политической культуры занимают устойчивые общекультурные социально-психологические феномены: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и др.

Так, менталитет выражает характер, стиль, способ группового мышления, восприятия социальной жизни, влияет на состояние умонастроений и устойчивых норм поведения. В зависимости от сложившегося менталитета класс, народ, нация и иные общности и группы обладают определенной восприимчивостью к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических ценностей и т.д. В переходных обществах менталитет неустойчив: старые ценностные ориентации разрушаются, новые - находятся в стадии становления либо иллюзорны. По мере развития общества и его структур, влияния международных факторов в менталитете происходят соответствующие изменения.

В контексте политической культуры широко используется понятие политической идентичности. Под этим понятием понимается конечный результат процесса идентификации - самоотождествления, самоопределения индивидов. Как правило, идентификации связаны с главными общественными институтами, и как следствие разрушение последних влечет за собой дезориентацию и деидентификацию. Существует несколько уровней и аспектов рассмотрения идентичности. Можно выделить национально-этнический, государственно-территориальный, цивилизационный и другие уровни идентичности, рассматривать ее как ориентацию на культурно-географический ареал распространения социума или явление «радиации культуры» (А. Тойнби). Критериями национальной идентичности выступают язык, культура, образ жизни, особенности поведения, общность обычаев и традиций, наличие этнонимов, государства. Для идентичности в политике критериями являются язык (политический), политическая культура (во всей совокупности составляющих ее элементов), соответствующий этнос (народ, нация, сообщество), государственность и др.

Выделяются основные группы критериев (оснований и ориентиров) политической идентичности.

  • 1. По полноте и глубине идентификации с политическими институтами и ценностями, которые могут проявляться на коллективном, эмоционально-оценочном и поведенческом уровнях.
  • 2. По месту и роли в воспроизводстве политической структуры общества (функциональная или дисфункциональная).
  • 3. По механизму и генезису становления внешней солидарности - конформистская, нонконформистская.
  • 4. По вектору политических ориентаций и партийной принадлежности (социалист, либерал, консерватор, левый, правый, центрист и т.д.).
  • 5. По объекту и субъекту (личностная, групповая, партийная, классовая, государственная) и др.

Политическая идентичность воплощена в первую очередь в системе ценностей определенной политической группы. Такая идентичность наиболее отчетливо проявляется в таких формах политической активности населения, как участие в выборах по партийным спискам, социальная поддержка политических акций и мероприятий, солидарность с политическими требованиями и др.

Для анализа политической культуры используется понятие национального характера. Оно помогает синтетично охватить три исследовательские сферы: историко-культурную традицию, общественно-политическую практику и индивидуальный образ мышления. В известном смысле национальный характер можно трактовать как наиболее распространенный в данном народе тип личности и комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и традиций, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Изучение национального характера и традиций является существенной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа.

Актуальны подходы, обращающие внимание на характерные национальные признаки и особенности политической культуры в связи с ее цивилизационными основами. Речь идет о кросс-культурном анализе и синтезе политики и культуры различных обществ. Соответственно выделяется политическая культура западной, восточных, российской и других цивилизаций. В исследованиях ряда ученых показывается влияние цивилизационных и религиозных ценностей на развитие политических и управленческих культур, а также на роль культуры элит и лидеров в продвижении соответствующих политико-культурных и этических ценностей.

Отличительными чертами российской политической культуры являются державносгь, ориентация на субъекты власти, социально-коллективистские ориентации, высокий уровень образования населения, рациональное и уважительное взаимодействие основных религий, многовековая дружба народов и др. Целесообразно обратить внимание на особую значимость и ценность политической культуры России как уникальной цивилизации и державы; се духовных, языковых и нравственных основ, патриотизма. Выделяются также те политико-управленческие ценности, которые имеют непосредственное значение для успешного социально-экономического и политического развития: эффективная управленческая культура, оптимальное взаимодействие традиций и новаций, ориентации на конкурентоспособность страны, институтов и людей, на управленческие стратегии преодоления кризиса, на совершенствование качеств политической элиты и лидерства, на конкурентоспособность страны и общества в условиях глобализации. Иногда из системы ценностей выдвигаются ключевые, ориентационные политико-мобилизационные установки модернизацион- ного развития. Например, известные «пять “И”»: инновации, институты, инфраструктура, инвестиции, интеллект.

В различных макрорегионах России исходя из исторических и культурных традиций определенные политические ценности могут иметь соответствующие приоритеты. В зависимости от остроты проблемы, те или иные ценности актуализируются. Так, после возвращения Крыма в состав России патриотизм стал доминантной политической ценностью.

Уже сосуществуют как демократические, так и авторитарные и традиционалистско-патриархальные пласты (ценности и ориентации) политической культуры.

Уже давно актуализируется «русская идея». Применительно к современным условиям можно поставить вопрос о «Российской евразийской мечте» как о ценностном ориентире. В ее основе - понимание России как особой уникальной цивилизации и разработка на основе общественного консенсуса программ инновационного, социально справедливого развития.

Понятно, что сила системы политических ценностей состоит в их объединении и (или) взаимосвязи. Однако на практике различные политические силы (субъекты) используют их односторонне, в частных интересах. Даже в рамках одной культуры могут существовать противоречивые ценности. Кроме того, существуют и антиценности. Вот почему актуализируется вопрос об интегративных политических ценностях и соответствующем им политическом курсе. Сегодня объединяющим граждан России курсом на основе российских политических ценностей может стать государственная антикризисная, инновационная программа, поддержанная бизнесом и обществом.

Социально-политические ценности и их понимание, в силу особенностей культур, традиций и исторического генезиса, различаются в ряде обществ и цивилизаций (западной, конфуцианской, исламской, индуистской, российской и др.). Так, в западных цивилизациях акцентируются либеральные (либерально-консервативные) системы ценностей; в восточно-азиатских - традиционалистские (конфуцианские, коммунитаристские) с элементами либерализма и т.д.

Политические культуры можно рассматривать также как с точки зрения идеальных моделей социально-экономической развитости общества (традиционное - индустриальное - постиндустриальное), так и культуры (модерна - постмодерна).

Можно выделить ряд характерных черт общества постмодерна.

  • 1. Постиндустриальное, информационное производство, возникновение обширного сектора «интегрированных коммуникаций» и его противоречивое влияние на общество.
  • 2. Развитый средний класс, фрагментированная социальная структура.
  • 3. Повышение роли постматериальных ценностей и культуры индустрий, эстетизация повседневной жизни.
  • 4. Конструирование идентичности на основании индивидуального выбора и ценность самостоятельности.
  • 5. Различный опыт времени и пространства, роль конкуренции.
  • 6. Уменьшение социальной роли государства.
  • 7. Диктат потребителя, различных агентств, кастингов, индексов, «экспертов» и т.д.

В постиндустриальном, постмодернистском обществе появляются новые системы ценностей, которые сосуществуют или конфликтуют с системами традиционных, модернистских установок и ориентаций. В постиндустриальных странах распространены постматериальные ценности: культурный плюрализм и свобода самовыражения, интернетизированная сфера общественной жизни, внимание к экологии, множественность социальных связей и идентификаций и др. Постматериальные ценности стали источником возникновения новых гражданских групп, таких, как экологические и женские движения, а также ассоциаций по защите общественных интересов.

Меняющаяся система ценностей реформирует политическую повестку многих правительств; ряд партий и объединений граждан призывают власти активнее заняться сохранением окружающей среды, повысить роль местного управления и т.д. (табл. 2.3).

Таблица 23.

Характеристики ценностных систем и основ материалистического (модерна) и ностматериалистического (постмодерна) сознания

Постмодерн

Политика

Потребность в сильных институтах и лидерах; приоритетность порядка; ксенофобия; фундаментализм

Экономика

Приоритетность экономического роста; достижительная мотивация. I-IV технологические уклады.

Высшая приоритетность качества жизни; субъективное благополучие;

IV-VI технологические уклады (нанотехнологии, биотехнологии, робототехника и т.д.)

Коммуникация

Традиционные СМИ эпохи модерна: печать, радио, телевидение

Электронные интегрированные коммуникации, все более совмещаемые с человеком

Меняющаяся система ценностей реформирует политическую повестку.

Под влиянием технических инноваций в сфере коммуникаций дисгармонии в сложившейся культуре происходит определенная дисгармония, разрушаются ее многие базовые смыслы. Так, постепенно встраиваясь в современную культурную среду, компьютер, Интернет, другие интерактивные электронные СМИ не только по-своему дифференцируют социальную структуру общества или же создают непропорциональное представительство в Интернете политических меньшинств, но и, по-новому сочетая старое и новое в интерпретации индивидуального и группового опыта людей, активно провоцируют у них новые социальные и политические ожидания, меняют саму структуру их политически значимых интересов. Можно сказать, что новые возможности перемещения информации современными телетехномедиумами провоцируют и возникновение нового типа жизнедеятельности: одновременно всех со всеми и одновременно порознь. Этому же способствует виртуализация политического пространства, переплетение реальности с вымышленными событиями, искусственно выстроенной информацией, что нарушает некоторые черты рационального типа социальной и политической ориентации человека, порождает у него устойчивые элементы скепсиса, иронии в отношении к такой комбинированной реальности. Формируя особые способы культурного освоения политически значимой информации, новые коммуникации создают совершенно новую социальную атмосферу и для формирования различных форм политической жизни, и для воспроизводства культуры.

Так, массовые представления граждан о политике в настоящее время все больше и больше формируются средствами и образами, характерными для развлекательной индустрии. В результате в структуре политической культуры такого информационно продвинутого общества неизбежно формируется некая «культура политического развлечения». Очевидно, что такая культура через создаваемые утопические миры дает пользователям СМИ упрощенное понимание, интерпретацию и осмысление политической реальности. Понятно и то, что такой схематизм восприятия политических реалий оставляет массу возможностей для манипулирования общественным мнением, искусственного конструирования политических реакций, повышения управляемости политической активностью человека.

Выделяется постмодернистская политическая культура, делающая акцент на театрализацию окружающей жизни, гиперреальность, потребление символов, фрагментацию жизни, недоверие к государству, власти и уход от реальной политики.

В современной политической культуре возрастает роль расовых, этно- национальных, половозрастных, экологических, глобальных, сексуальных и иных ориентаций, имеющих мало общего с прежде привычными классовыми ориентациями. Происходит трансформация традиционного политического спектра с принятым разделением на «левых» и «правых», возникают межклассовые коалиции, в результате чего многим лидерам и гражданам стало труднее ориентироваться в происходящем в сфере политики. Усиливается поддержка политики, ориентированной на решение конкретных проблем, повышение роли новых общественных движений, выдвижение неформальных лидеров, расширение участия граждан в управлении. Идеи новой управленческой культуры распространены, прежде всего, среди более молодых, образованных и обеспеченных людей и обществ.

Сегодня насущными задачами реформирования российского государства и общества являются: развитие политической культуры на основе ценностей демократического типа; осознание значения традиционных культурных доминант России как уникальной цивилизации; учет повышающейся роли инновационных и модернизационных субкультур в XXI в.

Насколько важно поведение человека в определенный момент времени, и как он поступит – это зависит от многого, и в частности к каким типам политической культуры относятся взгляды в обществе и у каждого индивидуума отдельно. О том, что такое политика, и что такое культура, насколько они могут органично соединяться, и как влияют на принятие решений в различных ситуациях? О многих вопросах развития жизни в традиционном обществе далее.

Вконтакте

Немного о теории

Многочисленные государственные устройства, особенности развития страны и определение возможностей управления внутри нее, формируют менталитет, который присущ тому или иному народу.

О том, что такое политическая культура, спорили самые разные специалисты в области изучения всех сфер жизни человека. Какая политическая культура существует в традиционном устройстве общества?

Прежде всего, под этим понятием подразумевается стройный комплекс, куда входят идеи, взаимоотношения между людьми, результаты активного влияния на природные процессы. Любая из составляющих общественной жизни настолько плотно связаны между собой и своими фрагментами, что в каждой из общественных систем есть та или иная четко сформированная концепция поведения масс. Отдельными правовыми элементами являются:

  • Учреждения в своей совокупности;
  • Комплекс взаимоотношений обычаев, традиций;
  • Идеи, система убеждений и взглядов на те, или иные процессы;
  • Функциональные связи в социуме между людьми и народностями.

Важно! Особое внимание в каждой развитой цивилизации уделяется внутригосударственной структуре, которая является одним из компонентов и признаков развитого сообщества и совершенного государственного устройства в целом.

Концепция политической структуры государства

Под термином культура внутриполитической системы принято рассматривать структуру, состоящую из различных факторов:

  1. Сложившиеся в естественных исторических условиях, относительно устойчивые политические знания;
  2. Объективные и субъективные устойчивые в определенных условиях оценки действительности и модели поведения, чаще всего это авторитарная политическая культура ;
  3. Сложившиеся на протяжении длительного времени моральные ценности, традиции и нормы, которые позволяют регулировать взаимоотношения в социуме.

Если говорить об интегрированной политической культуре, как о самом важном оценочном критерии развития общества, она представляет собой наиболее качественный индикатор развития тенденций в отношении политики внутри государства.

Общая концепция является стройной системой, куда входят сформировавшиеся идейные убеждения, образцы коллективной жизни отдельных субъектов и их сообществ, модели действия разнообразных силовых институтов, которые обеспечивают безопасность страны. Этот вид политической культуры характерен для многих стран.

Политологи уделяют большое вниманию уровню политической культуры и принимают его в качестве основного критерия жизни, главного показателя стремления государства к демократичным цивилизованным отношениям. В плане ее изучения как механизма взаимоотношений, как внутри общества, так и на международном уровне следует уделить внимание такому фактору, как формирование устойчивых взглядов и убеждений. Они формируются обоснованными жизненным опытом представлениями и понятиями относительно различных аспектов политической жизни:

  • Национальные государственные ценности, характеризующиеся отношением членов общества к символике государства. Наличие флага, гимна, государственного герба, партии, иных организаций занимают огромное значение в формировании мировоззрения народа.
  • Политические системы, их институты.
  • Устройство государственной концепции.
  • Механизмы деятельности и системы работы органов власти.
  • Личностные особенности носителей властных полномочий, их приверженность социальной системе.

Важно! Убеждение, идея и их концепция — один из основополагающих, базовых моментов в формировании политики государства. Ничто не может столь сильно укрепить и повысить уровень мировоззрения, как прочность и обоснованность убеждений каждого отдельно взятого индивидуума.

Типы

Формирование политической культуры проходило в течение всей истории человечества, ее развитие и эволюция происходили в каждую из исторических эпох, начиная со времен глубокой древности. Каждому типу присущ свой вид. На сегодня принята следующая систематизация:

  1. К наиболее древнему типу относится . Данный тип характеризуется низким уровнем компетентности в принятии решения вопросов внутренней и внешней политики. Рядовые граждане не заинтересованы в участии в таких мероприятиях, в основном все события ориентированы на ценности местного порядка, какими являются община, род, племя. Патриархальный тип политической культуры выделяется тем, что основными лидерами, по мнению членов общества, людьми являются вожди, шаманы, предводители воинов. Он характерен для некоторых современных племен.
  2. Более развитым типом, ориентированным на интересы и стремления государства при невысокой активности личностей, является . Гражданская позиция состоит в непротивлении правлению монархов, политиканов, чиновников, самозванцев и авантюристов, которые легко манипулируют практически аморфной массой населения. Люди не заинтересованы получить больше информации, общие понятия в обществе уже присутствуют, однако возможность каким-либо образом оказать влияние на власть даже не подразумевается.
  3. Самый функциональный тип – . Граждане активно участвуют во всех процессах, в выборах органов власти и стремятся своим волеизъявлением влиять на разработки и принятие проектов и решений. Население проявляет значительный интерес к политическим событиям, достаточно большой объем информации о структурном строении и функционировании системы.

Приветствуется стремление самореализации с использованием законодательной базы и прописанных Конституцией прав и свобод в сфере политики. Активистский тип политической культуры распространен в развитых странах Западной Европы, Канаде.

Каждый гражданин может беспрепятственно реализовать свои амбиции, подобная ситуация рассматривается как один из наиболее эффективных рычагов развития общества.

Обычно определение чистого типа в реальном состоянии представляет значительные трудности. Если общество закрытое, четко регулятивное, где и гласность отсутствуют полностью, определить видовую принадлежность практически невозможно. Подобная ситуация присуща для отечественной политической культуры, характерно было и для Советского Союза. Советские идеологи десятилетиями утверждали про высокий уровень развития .

И только в конце прошлого века, когда пала тоталитарная система, и ей на смену пришли демократические принципы и гласность, стало известно о низком развитии государства и общества.

Внимание! Несмотря на многолетнюю идеализацию марксистско – ленинского принципа построения общества, как наиболее передового типа, граждане СССР не были единодушны во взглядах. На период окончания ХХ века население РФ значительно разделялось во взглядах.

Типы политической культуры, таблица:

Характерные черты

Убеждения, взгляды и поведенческий тип формируют комплекс характерных черт и признаков, состоящие в следующем:

  1. Закрепление и фиксация связей, между участниками и элементами процессов, стабильных сторон приобретенного опыта.
  2. Это результат естественного исторического развития определенного государства на протяжении большого промежутка времени. Относится к этатистской политической культуре , где применяется опыт предыдущих систем.
  3. Отличается тотальным всеобъемлющим характером во всех сферах политических отношений.
  4. Формирует самосознание и социальное поведение большинства жителей страны.
  5. Обеспечение целостности сферы политики и координации политических методов жизнедеятельности общества в глобальном смысле, гармоничное сочетание интересов социальных групп, классов, государства, личности с различными убеждениями.
  6. Создание определенных поведенческих образцов, норм органичного взаимоотношения властных структур и населения.

Для того чтобы конкретизировать формы, необходимо рассмотреть ее основные структурные элементы. В первую очередь это самосознание, состоящее их идеологических компонентов — знаний, ценностей, убеждений, способов мышления и психологических факторов в виде политических чувств, эмоций, переживаний, ориентиров, настроений. Комплекс политических установок, типов, форм, стилей, деятельности формирует поведение в этой сфере.

Основной для получения опыта служат политические и государственные устои и традиции, обычаи, историческая общественная память. В любом нынешнем обществе устройство является сложной системой, сформированной различными субкультурами. На основании доминирующей формы определяется политическая система и властный режим.

Типы политической культуры

Основы культуры и политики

Понятие политической культуры

Культура представляет систему идей, отношений меж людьми и итогов их активного взаимодействия с природой. Все части культуры переплетаются в сложное единое целое. Общность отношений, учреждений, идей, связанных функционально с неким элементом культуры, именуется культурным комплексом. К примеру, если принять норму права за отдельный компонент культуры, то все обычаи, учреждения, идеи, традиции, которые связаны с пропагандой, формулированием и реализацией норм права, составляют правовой культурный комплекс.

Определение 1

Политическая культура является системой исторически сложившихся, относительно устойчивых политических оценок, знаний и моделей поведения, а также традиций, ценностей и норм, которые регулируют политические отношения в общественной среде.

Политическая культура также важный критерий оценки политической жизни общества, интегральный показатель развития системы политики.

Замечание 1

Политическая культура представляет собой систему политически устойчивых убеждений, шаблонов коллективной жизни субъектов, в их числе моделей функционирования политических институтов, которые обеспечивают безопасность сообщества.

Существуют разнообразные типологии политической культуры, в частности типология преемственности истории.

В современной политической культуре традиционно выделяются две главные разновидности политкультуры: автократическую и демократическую. Большая частьисследователей полагают, что первая - второстепенная, а вторая - доминирующая.

Демократическая политическая культура

Основные признаки современной демократической политической культуры:

  1. Традиционализм в форме архаичных элементов, которые унаследованы от прошлой политической культуры (почтительность к власти, лояльность, законопослушание и пр.);
  2. Морализм, который выражает приверженность к нравственным общечеловеческим ценностям;
  3. Индивидуализм, который стоит на позициях того, что главная ценность политической культуры состоит в частных интересах, в отличие от коллективных; тяготение к отношениям, которые основаны на доверительных личных обязательствах и контактах;
  4. Политический активизм, который состоит в убеждении, что деятельное участие во всех областях жизни может нести личный успех.

В последние десятки лет под воздействием разных альтернативных движений (феминистских, антивоенных, экологических, молодежных и пр.) демократическая политическая культура включила в себя новые ценности: гражданское согласие, терпимость к инакомыслию; падение авторитета иерархической власти и пр.

Автократический тип политической культуры

Автократический тип политической культуры представлен в основном двумя видами:

  1. Авторитарным;
  2. Тоталитарным

Идеал автократической политической культуры представлен государством с неконтролируемой и сильной властью, которая практически исключает гражданские права и свободы. Авторитаризм отразил неудовлетворенную потребность в опоре, стабильности, и объединил всех тех, кто боится экономических и социально-политических изменений, вне зависимости от собственного социального статуса. Суть авторитарной политической культуры отражена в безграничном слиянии общественного сознания с властным субъектом - лидером партии политики либо монархом с сильным волевым характером.

Для субъектов тоталитарной культуры значимым является, прежде всего, то, что исходит от властного носителя.

Замечание 2

Тоталитарная политическая культура охарактеризована абсолютным отсутствием плюрализма в области политических отношений. Инакомыслие в ней не только подлежит подавлению, но и наказанию.

Типология политической культуры

Любому обществу соответствует собственный тип политической культуры, который обусловлен историческими особенностями. Выделяются три типа политической культуры:

  • патриархальная, когда у людей нет интереса к собственной политической системе. В патриархальных обществах политический ориентир на племенных вождей не отделен от их социально-экономических, религиозных и других ориентиров;
  • подданническая, она отлична сильнейшей ориентацией на политическую систему, но незначительным участием людей в процессе ее функционирования. Здесь уже существуют специальные институты политики, на которые ориентированы члены общества, проявляющие при этом различные чувства (от неприязни до гордости) и воспринимающие их как незаконные либо законные;
  • активистская, в границах которой людей интересует не лишь то, что политическая система дает им, но и то, как они могут играть активную роль в такой системе, исполнять собственные гражданские права и обязанности.

Определение реального состояния политической культуры общества является довольно сложным, особенно если в таком обществе отсутствуют гласность и демократия. Множество десятилетий советские идеологи марксисткой направленности делали попытки доказать, что уровень развития политической культуры в СССР более высок, чем в буржуазных государствах. Притом в форме основного аргумента они указывали на то, что социализм, согласно марксистской теории, представляет собой более высокую стадию общественного развития.

Однако утвердившиеся с конца 80-х годов двадцатого столетия в России гласность и демократия продемонстрировали, что состояние политической культуры в нашем государстве находится на довольно-таки низком уровне развития. По данным исследований, произведенных учеными в начале 90-х годов, приблизительно 45 % взрослого населения Российской Федерации отнесены к активистскому типу, 30 % - к подданническому типу политической культуры и 25 % - к патриархальному типу политической культуры.

Всяческое общество в современный период, любая политическая система представляют собой сложнейшую структуру, которая состоит из разного типа политических субкультур, и от того, какой тип политической культуры окажется доминирующим в общественной среде, во множестве зависят форма политической системы и политический властный режим.

Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные.

В зависимости от уровня общности : общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам).

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру (Таблица. 2).

Таблица 2

Интегрированная политическая культура

Фрагментарная политическая культура

Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия; преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльность по отношению к существующему политическому режиму.

Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества; расхождение в вопросах понимания власти; социальная разобщенность; отсутствие доверия между группами; отсутствие лояльности к государственным структурам; высокая степень конфликтности; применение насилия; нестабильность правительств.

Особое влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.

Примером «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.

По базовым ценностям , на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

  • o культура высокой гражданственности - базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;
  • o элитарная политическая культура - для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;
  • o архаическая политическая культура - главная ценность носителей данного типа культуры - интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

В зависимости от отношения к власти : господствующая и контркультура.

В зависимости от отношения к прогрессу : замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности).

По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:

  • o подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;
  • o гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

В зависимости от вида политического режима : демократическая и антидемократическая.

В зависимости от классового подхода : аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.

В зависимости от связи с религией : божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом).

Одним из критериев типов политических культур является ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы . История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство.

Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:

  • o рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика - разновидность бизнеса; политик - товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель - частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;
  • o бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая . В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа (таблица 3).

Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде . В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур (таблица 4).

Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Восточный тип политической культуры обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).

Таблица 3

Демократическая политическая культура

Тоталитарная политическая культура

Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы; правовое государство; гражданское общество; свободное участие в политике; идеологический, политический, экономический плюрализм; приоритет прав человека и гражданина; богатый политический язык

Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе; соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней; государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп; к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики

Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике; жестко идеологизированные стереотипы поведения; лояльная ориентированность на официальные институты и символы; политический язык формализован и идеологически жестко определен

Таблица 4

Западная политическая культура

Восточная политическая культура

Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия

Основные элементы политики - индивиды, различные политические объединения

Устойчивые традиции политической демократии

Индивид во многом «пресыщен» политикой

Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики

Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества

Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией

Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень

Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура

Существенный элемент политики - общность (клановая, этническая, семейная)

Индивид недостаточно приобщен к политике

Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре

Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры

Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими

Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой и изложена ими в сочинении "Гражданская культура". Сопоставляя политические системы Великобритании, США, Италии, ФРГ и Мексики они выделили три основных типа политической культуры :

  • 1) патриархальный , для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых - африканских и части азиатских - стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах - для части жителей сельских местностей);
  • 2) подданнический , при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто "вышестоящее" по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в "переходных" и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);
  • 3) активистский - при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).

Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре. Соединяясь в определенной комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.

Чистые типы политической культуры, по Г. Алмонду и С. Вербе, в реальной действительности проявляются в сметанном виде. Существование в реальной действительности элементов патриархальной и подданнической политических культур обусловливает наличие патриархально-подданической политической культуры, патриархальной и активистской -- патриархально активистской политической культуры, подданнической и активистской - подданнически-активистской политической культуры.

Классификация типов политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой, не является единственной, примером могут служить: Марксистская типология политической культуры; Экономико-центристская политическая культура, выдвинутая А.С.Панариным; Этноцентристская политическая культура; Социоцентристская политическая культура и т.д.

В ныне существующих обществах наличествуют самые разнообразные типы политической культуры. При этом в каждом конкретном обществе какой-то определенный тип политической культуры доминирует. Это, однако, не исключает существование в нем различных политических субкультур. Субкультуры -- это политические культуры отдельных социальных слоев, групп, политические представления, установки, идеи, ценности и поведение которых в значительной мере отличаются от доминирующих и обществе. Каждая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру. Ее особенности обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре, различиями по этническому, расовому, религиозному, образовательному, половозрастному и другим признакам.

Например, в российском обществе значительной спецификой обличаются политические субкультуры различных этнических общностей, крестьянства, молодежи, формирующегося класса новой буржуазии, а также социального слои, представителей которого народ называет спекулянтами. Субкультуры наличествуют и в других существующих в настоящее время обществах. Они особенно существенно различаются в обществах, в которых резко выражено социальное неравенство.

политический культура субкультура

Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.

Функции политической культуры:

Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.

Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.

3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как "по горизонтали", так и "по вертикали".

Нормативно-регулятивная функция - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.

Воспитательная функция - дает возможность сформировать личность, гражданина.

Структура политической культуры включает 3 составляющие: Познавательную - включает в себя политические знания, образованность и элементы политического мышления. Нравственную - касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую - установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения.

Уровни политической культуры:

Мировоззренческий уровень - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.

Гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.

Политический уровень - складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.

Типы политической культуры: Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.

Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.

Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг.


Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются пять типов субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

Основные пути формирования политической культуры. Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Сигнализация