«Рабочая шпаргалка по проведению тематического контроля в ДОУ. Всё о контроле. Карты контроля Результат тематического контроля - аналитическая справка

Контроль работы в ДОУ – самая значимая часть методической работы, так как педагогическая деятельность требует особого внимания и профессионального развития. Совершенствование педагога напрямую зависит от материально-технических условий и информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Существует несколько видов контроля в ДОУ:

  • предупредительный,
  • текущий,
  • итоговый.

Предупредительный контроль в ДОУ

Цель предупредительного контроля – оказать помощь педагогу и предупредить ошибки в воспитательной деятельности. Такого рода контроль проходит в виде беседы, чтобы выявить компетентность педагога в определённом разделе, его представления о занятиях и формах работы. Чтобы помочь выстроить систему, в процессе беседы методист и педагог составляют и разбирают перспективный план по работе с дошкольниками. Начинающий педагог также составляет конспект каждого занятия, что помогает ему планировать свою деятельность на уроке. Предупредительный контроль нацелен на повышение профессионализма воспитателя и развитие его потенциала.

Текущий контроль в ДОУ

Текущий контроль в ДОУ направлен на анализ проблем в усвоении учебной программы, сравнение уровня развития дошкольников с установленными нормами. А также при текущем контроле педагоги получают рекомендации, узнают об изменениях сроков прохождения программ, корректируют формы и методы организации воспитанников. Текущий контроль может быть тематическим, оперативным, фронтальным и сравнительным.

Тематический контроль позволяет выявить уровень работы ДОУ по задачам и результатам, запланированным на год. Тематический контроль проводится как за выполнением педагогами требований нормативно-правовых актов, так и за эффективностью использования рекомендаций методистов, проводимых консультаций и семинаров. Контроль осуществляется с подготовленным планом проверки, где указаны цели, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные лица и методы контроля.

Виды и формы контроля в ДОУ

Важность всесторонней реализации контролирующей функции, без которой невозможно определить уровень существующих проблем и возможности для развития учреждения, обуславливает актуальность классификации видов контроля в ДОУ, остающейся неоднозначной ввиду вариативности подходов. В современной педагогической науке выделяют два типа реализации контрольных функций - внешнюю и внутреннюю.

Внешний контроль осуществляется с целью:

  1. Выявления социально и культурно значимых объектов на территории микрорайона.
  2. Определения социального статуса семей, воспитывающих дошколят.
  3. Фиксации запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг - родителей воспитанников детского сада.
  4. Контроля обеспечения , не посещающих ДОУ.

Готовимся к проверкам

Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»

Внутренний контроль является более сложной и многогранной системой, реализуемой для отслеживания динамики функционирования детского сада по всем ключевым направлениям деятельности - непосредственно воспитательной, методической, социально-психологической, хозяйственной, медицинской, организационной и т.д.

Скачать виды внутреннего контроля в ДОУ по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Виды контроля по содержанию Содержание контроля Цели
Фронтальный

Выполняется с целью получения первичных сведений о функционировании детского сада в целом, работе отдельных подразделений или педагогических сотрудников.

Актуален при смене руководящего состава учреждения, определении тактики методической работы с новыми сотрудниками.

  1. Получение первичных данных о кадровом и материально-техническом обеспечении ДОУ.
  2. Определение сформированности педагогического процесса по отдельному направлению или комплексно.
  3. Выявление профессиональной компетентности нового сотрудника.
  4. Определение соответствия реализации образовательных услуг актуальным нормативным требованиям.
Тематический Тематический контроль, отражаемый в годовых планах ДОУ, осуществляется в соответствии с целями в разных возрастных группах для систематической актуализации внимания на отдельных аспектах воспитательной работы.
  1. Привлечение внимание воспитателей на ключевых задачах дидактического, развивающего и методического характера.
  2. Предупреждение неэффективной деятельности педработников по одному из направлений реализации рабочей программы.
  3. Оценивание результатов педагогической работы за контрольный период (месяц, полугодие, год).
  4. Распространение инновационного опыта ведения педпрактики.
Оперативный Направлен на выявление стадии работы сотрудников ДОУ над реализацией заданной проблемы. Оперативный контроль проводится только после предупреждения со стороны проверяющего лица.
  1. Предупреждение нарушений в работе педагогического коллектива по вопросам организации воспитательного процесса.
  2. Оперативное выявление несоответствия психофизического уровня развития воспитанников программных требованиям, а также определения круга причин возникновения такой ситуации.
Сравнительный Может реализоваться представителями административного состава при проверке двух воспитателей или проводиться двумя педработниками при взаимоконтроле.
  1. Сопоставление результатов профессиональной деятельности воспитателей параллельных возрастных групп.
  2. Определение отличий в работе педагогов ДОУ, ответственных за ведение воспитательного процесса в одной группе.
  3. Распространение передового опыта ведения педпрактики.
Самоконтроль Предусматривает систематическое проведение сотрудниками самоанализа и самокоррекции деятельности. Развитие у педагогических сотрудников (руководителя, заместителей руководителя, воспитателей) умения адекватно оценивать успешность реализации намеченных профессиональных целей.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Дополнительно в структуре контролирующих функций выделяют различные формы контроля в ДОУ по последовательности и периодичности:

  1. Предварительный мониторинг, который проводится с целью предупреждения ошибок еще до начала реализации запланированных процессов. Профилактический контроль очень важен или на этапах запуска экспериментальных образовательных проектов, расширения структуры и функций детского сада.
  2. Текущий, необходимый для соотнесения промежуточных результатов с прогнозируемыми и обеспечения своевременной реакции.
  3. Результирующий - заключительный мониторинг, в ходе осуществления которого фиксируют достигнутые результаты и анализируют причины их достижения для закрепления положительной динамики.
  4. Поисковый - комплекс разносторонних контролирующих мер, направленных на поиск оптимальной тактики достижения поставленной задачи в конкретных условиях.
  5. Исполнительный - порядок реализации рекомендаций, озвученных управленцами.


Оперативный контроль в ДОУ

Организация и обеспечение воспитательного процесса неизменно связаны с необходимостью реализации целого ряда задач, определить эффективность выполнения которых позволяет оперативный контроль в ДОУ - система управленческих мер, направленных на изучение хода и результатов педагогического процесса. Ошибочно полагать, что данный тип контролирующей функции основан исключительно на сборе количественных данных, а на их обобщении и анализе с последующим внесением изменений в организационные процессы.

Оперативный, или текущий контроль выполняется согласно разным моделям, выбор которых определяется с учетом специфики актуальных задач. С целью получения необходимой информации руководитель детского сада может проводить или инициировать проведение:

  1. Экспресс-диагностики - эффективного метода сбора данных для выявления актуального состояния воспитательного комплекса по конкретному направлению. Экспресс-диагностика осуществляется посредством анкетирования или тестирования, личных бесед с воспитателями, методистами, представителями семей.
  2. Выборочного контроля, который предусматривает оценивание профессиональной деятельности педработника, актуальный анализ воспитанности детей в группе, оценивание уровня , мониторинг условий педагогической работы или другие точечные вопросы. Эпизодические проверки выполняются в течение дня в ходе посещения руководителем детского сада групп, проведения консультаций и бесед.

С целью обеспечения непрерывной мониторинговой функции и эффективной управленческой работы целесообразно организовывать проверки по 5-7 вопросам ежемесячно и составлять справки по планированию оперативного контроля в ДОУ в произвольной форме, например:

Скачать образец справки по планированию оперативного контроля в ДОУ
Скачать бесплатно в.docx

Вопросы контроля Группы и недели месяца
Младшая Средняя Старшая Подготовит.
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

При составлении карт оперативного контроля в ДОУ важно помнить о существовании круга компонентов воспитательного процесса, которые требуют управленческого вмешательства с различной периодичностью:

  1. Ежедневно. В ходе обхода планового контроля ДОУ руководителю важно проверить порядок выполнения нормативных требований по охране жизни и здоровья воспитанников, ход педагогической деятельности в группах, организацию питания, соблюдение режимных моментов, поддержание здорового психоэмоционального климата в коллективе, обеспечение методической поддержки молодых воспитателей, ход выполнения запланированных хозяйственных работ.
  2. Один раз в месяц. На основании данных, полученных в ходе систематического сбора сводок, анкетирования, бесед, руководитель ДОУ с помощью заместителя проводит анализ заболеваемости детского контингента, соблюдение натуральных норм питания, правильность заполнения документов воспитателями групп, ход проведения и результативность спортивных и музыкальных развлечений, уровень педагогического мастерства аттестуемых сотрудников, эффективность проведенных методических дней.
  3. Один раз в квартал. Ежеквартально оценивается анализ заболеваемости воспитанников и результативность проведения дней здоровья, выполнение программных требований в группах, соблюдение педагогами дошкольного образования рекомендаций по подготовке к аттестационному оцениванию и непрерывному самообразованию, участию членов педагогического коллектива в МО, эффективность взаимодействия воспитателей с семьями.
  4. Сводки, справки и таблицы, составленные в ходе реализации оперативного контроля, хранятся в дошкольной образовательной организации в течение 1 календарного года.

Тематический контроль в ДОУ представляет собой разновидность внутреннего мониторинга работы детского сада по заданному направлению. Главная его цель - комплексное изучение реализации педагогического процесса, своевременное внесение изменений в задачи педколлектива детского сада или отдельного педагога, совершенствование программного минимума. Управленческий процесс предполагает:

  • оценку профессиональной компетентности педагогов;
  • определение уровня воспитанности дошкольников, их навыков, умений и знаний;
  • анализ условий, которые были созданы для реализации образовательной программы;
  • оценку системы планирования учебно-воспитательной деятельности по выбранному направлению;
  • проверку уровня взаимодействия родителей и педработников , методов и форм работы с членами семей воспитанников.

В методкабинете хранится полная документация по мониторингу, в дальнейшем используемая в ходе подготовки к лицензированию или внешней проверке, выступая в роли подтверждения состояния педагогического процесса по заданному направлению. Темы проверки вносятся в годовое планирование. В обязанности старшего воспитателя и руководителя входит оказание всесторонней поддержки воспитателям в подготовке к проверке. Контроль осуществляется в четыре шага:

  1. Старший воспитатель разрабатывает проект тематического контроля, тогда как за исполнением приказа следит заведующий ДОУ или его заместитель. Определяются цели тематического контроля и результаты, которые должны быть достигнуты по итогам работы. Результативность оценивается в контексте взаимодействия с семьями дошкольников, внедрения ФГОС второго поколения, стимулирования самообразования воспитателей, модернизации учебно-воспитательного процесса или иному направлению.
  2. Учитывая региональные особенности, годовую задачу и результаты предыдущих контролей в ДОУ составляется план работы. За две недели до старта проверки воспитатели должны получить план-задание для ознакомления (чаще всего для проверки выбирается раздел ООП). Независимо от тематики мониторинга, план контроля включает пять блоков.
  3. Подготовительный этап предполагает определение сроков, выбор диагностических методик, формирование опросников, таблиц и схем для контроля результатов проверки. В методическом кабинете детского сада хранится экземпляр плана проверки, чтобы воспитатели могли в любой момент с ним ознакомиться. Старший воспитатель сопоставляет текущие разработки с теми, что использовались в предыдущих проверках, чтобы исключить использование малоэффективных методик. Этот шаг во многом зависит от руководителя, которому следует изучить локальную документацию, чтобы понять, насколько качественно и в какой форме проводилась работа ранее, аргументировать роль проверки в процессе улучшения деятельности детского сада.
  4. Последний этап - самый ответственный и важный, поскольку в ходе него все участники контроля (педагоги, руководитель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и медсестра) получают конкретные задачи со строгим порядком их выполнения. После этого сотрудники детского сада переходят к реализации плановых мониторинговых действий. Итоги проверки вносят в аналитическую справку, которую зачитывают на итоговом заседании педагогического совета.

Руководитель издает Приказ о проведении тематического контроля, фиксируя в документе сроки и тематику проверки. Различают три разновидности мониторинга.

Скачать три разновидности мониторинга
Скачать бесплатно в.docx

Тематическая проверка Управленческий процесс проводится с привлечением педколлектива к тем задачам, которые в детском саду реализуются недостаточно успешно. Контроль может оценивать выполнение образовательных, воспитательных, методических, развивающих и исследовательских задач. Анализируется степень выполнения годовых задач, обозначенных в плане работы на учебный год, и уровень освоения ООП по выбранным направлениям развития и учебным областям. Фиксируется в годовом плане работ, где указываются сроки проведения и выбранные темы, о чем воспитатели информируются за 4-8 недель. Проверка проводится в отдельных или всех возрастных группах. Длительность контроля составляет 1-3 дня. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которую оглашают на заседании педагогического совета.
Итоговый контроль Проводится для оценки результатов работы за выбранный период (квартал, полугодие и год). Проверка затрагивает содержание учебно-воспитательной, методической или дидактической работы и степень выполнения поставленных задач. Эффективность работы за полугодие и год озвучивается на заседаниях педсовета. Регламентируется приказом заведующего, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Анализируется условия для выполнения педагогических задач, степень освоения воспитанниками образовательной программы, педагогическое мастерство воспитателей.
Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.
Персональный контроль Проверке подвергается система работы, самообразования, уровень педагогического мастерства, навыки использования инновационных технологий и достижений педагогической науки отдельного педработника. Оценивается работа по поиску и устранению недочетов в профессиональной деятельности по заданной теме. Назначается приказом заведующего ДОУ, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Воспитателя информируют о предстоящем контроле за 7-14 дней. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.

Результат тематического контроля - аналитическая справка

Аналитическая справка о проведении проверки является логическим завершением процедуры тематического контроля в ДОУ по ФГОС, заполненные таблицы или тестовый доклад которой оглашается после завершения мониторинга. Документ состоит из трех смысловых частей, в которых находит отражение оценка всех блоков плана проверки.

  1. Вводная - основная информация о сроках и тематике проведения проверки, предмете изучения, целях и методах работы, ответственных за контроль.
  2. Аналитика - перечисляется и анализируются полученные в ходе проверки факты, выявляются причины обнаруженных недостатков работы и факторы, повлиявшие на них. Важно дать ответ на каждый поставленный в плане контроля вопрос, сформировать причинно-следственные связи между преимуществами и недостатками решения изучаемого вопроса.
  3. Завершение - обобщенные выводы и рекомендации педагогическому коллективу ДОУ с уточнением сроков их выполнения.

Планирование контроля в ДОУ на 2019-2020 учебный год

Внутренний мониторинг невозможно проводить без наличия плана, который составляется на месяц или год, учитывая локальные нормативные акты и план-график местного органа управления в сфере образования. Планирование контроля в ДОУ отражает: направления или мероприятия, которые подлежат проверке, основания для проведения, виды, сроки, цели мониторинга, контрольные результаты и рекомендации ответственных лиц, направленные на устранение обнаруженных недочетов.

Практика доказала эффективность графического (табличного) изображения плана внутреннего контроля, поскольку воспитателям важно знать:

  • когда и кто будет оценивать их педагогическое мастерство и учебно-воспитательный процесс;
  • какие критерии проверки будут использоваться;
  • осознавать, что мониторинг направлен на оценку эффективности работы, а не на личность.

Для разработки мониторингового плана из числа администрации ДОУ и ведущих специалистов формируется рабочая группа, которая определяет цели и задачи проверки, составляет алгоритм работы, распределяя между собой сферы ответственности и обязанности. Планируя контроль в ДОУ на 2017-2018 учебный год, рабочая группа или заведующая руководствуются положениями годового плана , на базе которого формирует месячный, где определяется перечень мониторинговых мероприятий, о чем незамедлительно информируют коллег. Разрабатывая план отдельной проверки, важно соотносить его с единой системой контроля в детском саду, чтобы достичь максимальной эффективности процедуры и строгого выполнения рекомендаций, выданных по ее завершению.

Тщательное планирование обеспечивает замкнутость управленческого цикла и опирается на ряд положений:

  • Мониторинг направлен не только на поиск недостатков работы, но и на эффективное устранение их, определение новых методов работы, способных повысить результативность учебно-воспитательного процесса.
  • Гласность проверки и строгий административный контроль способствуют воспитанию кадров, повышению уровня ответственности и педагогического мастерства, стремления к самообразованию педагогов.
  • Систематические проверки позволяют заведующей оперативно вмешиваться в учебно-воспитательный процесс, внося изменения и осуществляя управленческие функции, исключая момент стихийности работы. Мониторинг является эффективным инструментом поиска слабых звеньев работы и ее модификации, а не проформой бюрократической машины.
  • Тотальный контроль всех сфер профессиональной деятельности действует от обратного и провоцирует педагогическую небрежность, а скрытые проверки - недоброжелательность коллег. Мониторинг проводится не из-за недоверия к конкретному работнику, а для улучшения работы учреждения.

Методы и правила контроля в ДОУ по ФГОС

Реализация контролирующей функции со стороны руководителя ДОУ связана с рядом противоречий: с одной стороны, главному администратору важно обеспечить строгий контроль в детском саду по всем ключевым направлениям деятельности, что периодически связано с необходимостью вынесения выговоров, с другой - сохранить положительный эмоциональный настрой в коллективе, высокую профессиональную мотивацию сотрудников. Поэтому руководителям детских садов важно учредить правила проведения проверок в соответствии с актуальными нормами профессиональной этики, а также выбрать оптимальные методы контроля - прозрачные и комфортные для всех участников воспитательного процесса способы ведения мониторинговой деятельности, позволяющие получить объективные результаты.

Скачать таблицу методов контроля в ДОУ по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Наблюдение Изучение актуальной ситуации в ходе посещения отдельных занятий или режимных моментов, ежедневного обхода групп.
Анализ Выявление причин сложившейся ситуации на основе зафиксированных фактов, поиск путей модернизации воспитательного процесса.
Беседы и консультации Обмен мнениями со специалистами ДОУ.
Обсуждение точечной мониторинговой ситуации с педагогами, родителями воспитанников для составления объективного мнения.
Проверка документации Ознакомление с документами планирования и отчетности - планово и внепланово.
Анкетирование Тематические опросы членов педагогического коллектива и потребителей образовательных услуг.
Проверка навыков и умений воспитанников Выявление соответствия знаний и умений воспитанников программным требованиям в ходе присутствия на занятиях, бесед, проведения игровых экспериментов.

При реализации контролирующей функции руководителю детского сада следует ориентироваться не столько на выявление недостатков воспитательного комплекса, сколько на определение причин сложившейся ситуации и поиск путей по ее их преодолению с последующим достижением положительной динамики. А это значит, что административные проверки не должны становиться самоцелью - в противном случае возможна утрата положительного настроя воспитателей на активную трудовую деятельность, снижение профессионального интереса и нежелание проводить непрерывный педагогический поиск.

  1. Выполнять плановый, а не точечный контроль. Практика выполнения мониторинга в случае возникновения инцидентов является в корне неправильной. Проведение систематических проверок воспринимается как норма, позволяющая воспитателям работать в психологически комфортной обстановке и демонстрировать лучшие профессиональные качества, а заведующему - получать достоверную информацию. Агрессивный контроль после фиксации нарушения способствует исключительно нагнетанию негативных реакций, поэтому он должен быть заменен совместным обсуждением выявленных ошибок, определением последующей тактики работы, при необходимости - предоставлением методической помощи .
  2. Важно избегать тотального контроля, который повлечет отказ сотрудниками от поиска прогрессивных решений, а впоследствии - станет причиной нежелания членов педагогического коллектива брать на себя ответственность за любые начинания.
  3. Учитывать индивидуальные особенности педагогов, ведь даже отличники дошкольного образования имеют недостатки.
  4. Отказаться от практики скрытых проверок без анонса ввиду высокой вероятности получения недостоверных сведений.
  5. Воспринимать контроль не как базовый инструмент реализации управленческой функции, а формальную обязанность. Важно помнить, что за качество организации воспитательного процесса и предоставления образовательных услуг первоочередно несет ответственность руководитель ДОУ, обязанный проявлять повышенную внимательность, твердость позиций и готовность непрерывно искать эффективные пути развития детского сада.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю пошаговую инструкцию по проведению тематического контроля и созданию сопровождающих документов в ДОУ .

Контроль помогает собрать наиболее полную информацию, своевременно внести корректировку в деятельность конкретного педагога или педагогического коллектива в целом.

Нормативно-правовая база контроля:

1. Положение о должностном контроле в ДОУ.

2. Приказ об утверждении плана должностного контроля заведующего и текущего контроля воспитательно-образовательной работы в … учебном году:

  • циклограммы контрольной деятельности ДОУ;
  • план должностного контроля всех подразделений ДОУ;
  • план текущего контроля воспитательно-образовательной работы ДОУ.

3. Приказы о проведении тематического, фронтального, оперативного контроля, итогах проверки, на проведение повторной проверки, если есть необходимость.

4. Аналитический материал: схемы, таблицы, опросники, анкеты.

5. Итоговый материал: аналитические справки, выводы в схемах и таблицах, журнал контроля.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

«Рабочая шпаргалка по проведению тематического контроля в ДОУ»

КОНТРОЛЬ В ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

« ВНУТРИ САДОВСКИЙ КОНТРОЛЬ - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ:

Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.

КОНТРОЛЬ В ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ :

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

ВАЖНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Транскрипт

1 Контроль в ДОУ Виды контроля Таяновская Е.В., методист по дошкольному образованию

2 Определение: Контроль это проверка, наблюдение с целью проверки; Контроль процесс проверки и сопоставления фактических результатов с запланированными или установленными стандартами; Контроль функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в дошкольном учреждении, деятельности его подразделений, сотрудников требованиям нормативных правовых актов, норм, стандартов, локальных актов, принятых управленческих решений Принципы контроля: Стратегическая направленность контроля. (Все основные усилия администрации и педагогов, сосредоточены на главных направлениях совершенствования и обновления образовательного процесса, связанных с годовыми задачами). Целевая, предметная, персональная и временная определенность контроля. (Деятельность его субъектов будет осуществляться успешно, если будут точно определены: а) цель и задачи контроля; б) предмет контроля; в) состав контролирующей и контролируемой групп; г) сроки контроля) Системность контроля. Демократичность и толерантность. Оптимальность и объективность. (При реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые являются адекватными целям проверки и позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта.

3 Управление дошкольным учреждением, и контроль в том числе, целесообразно осуществлять на основе системного подхода Для того, чтобы система контроля была эффективной, необходимо обеспечить: планирование контроля; целенаправленность контроля; своевременное информирование педагогов о контролируемых вопросах; полноту охвата контролем изучаемой проблемы; фиксацию хода и результатов контроля; заинтересованность всех участников; повторность. Компоненты системы контроля Компонентами системы контроля являются: цели, задачи, объекты, субъекты, содержание, виды, формы, методы, результаты контроля. Отсутствие хотя бы одного из компонентов приведет к сбою, а точнее к невозможности создания целостной системы контроля.

4 Параметры контроля Внешний контроль Внутренний контроль Цель контроля Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи Содержание контроля Маркетинговое исследование микрорайона: - расположение социально-культурных объектов; - социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста; - потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; - социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: - организационно-педагогической; - образовательной; - социально-психологической; - медико-социальной; - финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ

5 Параметры контроля Требования к контролю - руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ; - контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу; - в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; - контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно; - необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами; - после контроля должно происходить гласное подведение итогов; - контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива Алгоритм контроля Цель контроля объект контроля разработка плана контроля сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников и других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе) первичный анализ изученного (изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) проверка исполнения рекомендаций

6 Параметры контроля Содержание контроля заведующего ДОУ Содержание контроля старшего воспитателя - работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала); - выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; - проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; - качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ; - выполнение решений педагогического совета; - сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; - ведение документации педагогами и администрацией; - организация и осуществление работы с родителями; - финансово-хозяйственная деятельность ДОУ; - выборочный контроль за работой педагогов - состояние образовательного процесса в разных возрастных группах; - выполнение ООП ДОУ, внедрение новых педагогических технологий; - календарно- тематическое планирование и документация педагогов; - наличие и хранение детских работ; - повышение квалификации и аттестация педагогов

7 Виды внутреннего контроля в ДОУ 1. Тематический контроль: тематическая проверка; итоговый контроль (за квартал, полугодие, учебный год) персональный контроль. 2. Фронтальный контроль: предварительный контроль; текущий; итоговый. 3. Оперативный контроль: предупредительный; экспресс-диагностика; выборочный (эпизодический) контроль 4. Сравнительный контроль: контроль работы воспитателей двух параллельных групп; контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы; взаимоконтроль (взаимопосещение). 5. Самоконтроль

8 Методы контроля -методы педагогического исследования: наблюдение, изучение и анализ педагогической документации, продуктов детской деятельности. -опросные методы: беседа, интервью, опрос анкетирование -диагностические методы: диагностика, самооценка, тестирование, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности педагогов и детей

9 1. Тематический контроль. Целью данного контроля является изучение системы работы педагогов по реализации годовых задач дошкольного учреждения. Содержание тематического контроля включает вопросы пяти блоков, выделенных К. Ю. Белой, позволяющие изучить систему работы по определенной теме: 1. Изучение и оценка уровня профессионального мастерства педагогов по проведению системы НОД и совместной деятельности с детьми (изучается методическая, технологическая, базовая культура, самообразование педагогов). 2. Система планирования образовательного процесса по теме контроля. 3. Предметно-развивающая среда. 4. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. 5. Результаты (показатели здоровья, физического развития детей, профессиональный рост педагогов и др.).

10 1. Тематический контроль. Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете или совещании. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля. Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки. Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада. Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю. Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого педагога в любой момент. Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию и лицензированию.

11 1. Тематический контроль. Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам контроля. I. Первая часть вводная. В ней содержатся материалы, отвечающие на вопросы: «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает: - предмет изучения; - сроки изучения; - тема контроля; - цель и объект контроля; - методы контроля; - кто проверяет. Пример. «Согласно годовому плану работы ГБДОУ «Детский сад» на учебный год в период с 24 по 28 февраля 20 года был проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в группе «Солнышко» и старшей группе «Почемучки» Цели контроля: выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса, наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников. Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в группе «Солнышко» и старшей группе «Почемучки». Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин. Проверяющий: заведующий Иванова А.А. (старший воспитатель, психолог, воспитатель) ГБДОУ детский сад.

12 1. Тематический контроль. Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам контроля. II. Вторая часть аналитическая. Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?». III. Третья часть заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо: - обобщить результаты анализа, сделать выводы; - определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения; - указать сроки и формы подведения итогов; - поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки; - проставить дату составления справки Выводы: Рекомендации: Заведующий ГДОУ А.А.Иванова г.

13 2. Фронтальный контроль. Целью фронтального контроля является всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (одного из них) или специалистов по организации образовательного процесса, определение причин, которые привели к неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации. В настоящее время данный вид контроля используется администрацией дошкольного учреждения лишь в случае необходимости. Это может быть: неудовлетворительные результаты работы педагога, низкий профессионализм, чрезмерно высокая заболеваемость, случаи травматизма детей, жалобы родителей и др. Фронтальный контроль осуществляется в течение двух недель в соответствии с разработанным планом. Кроме старшего воспитателя и заведующего во фронтальной проверке могут участвовать педагог-психолог, руководитель по физической культуре и другие специалисты. Результаты контроля оформляются в виде справки и обсуждаются на педагогическом совете или совещании.

14 3. Оперативный контроль. Целью данного вида контроля является изучение состояния работы по определенной проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий. Оперативный контроль по срокам может осуществляться: один день (например День здоровья, День знаний), неделю (режимные процессы) и месяц (НОД). Характерной особенностью оперативного контроля является однократное посещение деятельности воспитателей по изучаемой проблеме, на основании которого делается вывод об их профессиональном уровне.

15 3. Оперативный контроль. Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным. Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме: Возрастные группы, недели месяца Вопросы контроля Младшая Средняя Старшая Подготовительная I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

16 3. Оперативный контроль. Примерные вопросы для оперативного контроля. 1. Вопросы, требующие постоянного контроля. - выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей; - осуществление образовательного процесса, уровень развития детей; - результаты медицинского осмотра детей; - проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня; - организация питания; - посещаемость; - выполнение режима дня; - выполнение санэпидрежима; - вопросы преемственности в работе ДОУ и школы; - повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ; - работа с молодыми воспитателями, наставничество; - соблюдение здорового психологического климата в коллективе; - работа с неблагополучными семьями; - соблюдение правил внутреннего распорядка; - техника безопасности; - сохранность имущества; - укрепление материальной базы; - финансово-хозяйственная деятельность.

17 3. Оперативный контроль. Примерные вопросы для оперативного контроля. 2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц. - анализ заболеваемости; - выполнение натуральных норм питания; - выполнение плана по детодням; - проведение физкультурных досугов и развлечений; - состояние документации в группах; - анализ детских работ по направлению «Художественно-эстетическое развитие»; - выполнение решений педсовета; - документация и отчетность подотчетных лиц; - снятие остатков продуктов питания; - проведение дней методической учебы педагогических кадров; - уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году; - подведение итогов смотров и конкурсов.

18 3. Оперативный контроль. Примерные вопросы для оперативного контроля. 3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал. - участие педагогов в работе методических объединений; - анализ детской заболеваемости; - проведение дней здоровья; - уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах; - выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива); - выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

19 Циклограмма оперативного контроля работы ГБДОУ детский сад на учебный год Вопросы контроля Месяцы IX X XI XII I II III IV V VI-VIII Санитарное состояние Охрана жизни и здоровья Анализ травматизма Анализ заболеваемости Выполнение режима прогулки Культурно-гигиенические навыки при питании Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании Культурно-гигиенические навыки при умывании Режим проветривания Проведение закаливающих процедур Проведение фильтра Проведение развлечений Подготовка воспитателей к НОД Содержание книжных уголков Содержание уголков изодеятельности + + Содержание природных уголков Содержание уголков ручного труда + + Содержание физкультурных уголков + + Содержание музыкальных уголков + + Оборудование для сюжетно-ролевых игр Оборудование для театрализованной деятельности + + Наличие дидактических игр по задачам программы + + План воспитательно-образовательной работы с детьми Наглядная педагогическая пропаганда Проведение родительских собраний + + +

20 4. Сравнительный (взаимоконтроль)контроль. Взаимоконтроль осуществляется педагогами дошкольного учреждения. Целями данного вида контроля являются: 1) согласование, координация деятельности воспитателей, работающих в одной группе; 2) демократизация процесса управления дошкольным учреждением, привлечение педагогов к контрольной функции. В первом случае воспитатели изучают друг у друга какую-либо деятельность, оценивают ее и обсуждают возможность согласовывать, координировать ее в целях совершенствования образовательного процесса. Во втором случае взаимоконтроль осуществляется педагогами параллельных групп. Необходимо грамотно определить содержание вопросов взаимоконтроля; можно включить такие вопросы, как создание условий для различных видов деятельности (игровой, познавательной, трудовой, изобразительной и т. д.), содержание родительских уголков

21 ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Схема планирования контроля Вариант 1 Вид контроля Содержание контроля Тематический Методы Объект Сроки Ответствен ный Оперативный Предупреди - тельный Итоговый

22 ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Схема планирования контроля Вариант 2 I квартал Сентябрь Октябрь Ноябрь Цель контроля Объект контроля Вид контроля Методы контроля Ответствен ный

23 ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Схема планирования контроля. Вариант 2 Месяц Вид контроля Тематический Оперативный Предупредительный Самоконтроль Персональный Взаимоконтроль Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

24 Желаю успехов!


Контрольно-аналитическая деятельность в детском саду Можно выделить два типа контроля: внешний и внутренний контроль. Внешний контроль ДОУ имеет место со стороны органов образования, здравоохранения, санитарных

КОНТРОЛЬ И РУКОВОДСТВО 2013-2014 учебный год Мероприятия, объект Цели, формы контроля Срок Ответственны е Отметка о выполне нии Оперативный контроль Ежедневный контроль Цель: качественное выполнение ежедневных

Руководство и контроль Цель работы: совершенствование работы Учреждения в целом, выявление уровня реализации годовых и других доминирующих задач Учреждения Месяц Предупредитель ный Диагностика, смотры

Задачи контроля: 1. Получение информации о качестве работы сотрудников ДОУ. 2. Обеспечение соответствия результатов деятельности целям дошкольной образовательной организации. 3. Определение путей и методов

Организация системы контроля воспитательнообразовательной работы в соответствии с ФГОС ДО в МДОУ детском саду 59 «Умка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 «Умка» г. Подольск

ПРИНЯТО: педагогическим советом МАДОУ «ДС 10» протокол 20 УТВЕРЖДЕНО: заведующий МАДОУ «ДС 10» Усольцева Е.В. ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИУЧРЕЖДЕНЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ муниципального автономного дошкольного образовательного

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; умелое, корректное оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей; анализ и оценка эффективности результатов

Контроль в дошкольном образовательном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательнообразовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы дошкольного

Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 2.3. Функции внутреннего контроля: информационно-аналитическая; контрольно-диагностическая; коррективно-регулятивная. 3. Содержание

Контрольная деятельность в ДОУ Теоретическое обоснование и основные моменты контроля в ДОУ Из опыта работы МАДОУ детского сада 63 «Лучик» комбинированного вида ЩМР МО Заместитель заведующего по ВМР Конюхова

Виды контроля (по содержанию и объему) Комплексный план-график контроля на 2018-2019 учебный год по МБДОУ «Детский сад 29» Соблюдение нормативов Август Соблюдение графика 2. Организация питания. Выполнение

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ Заседания органов самоуправления 1.1.Общее собрание трудового коллектива Содержание деятельности Заседание N 1. 1. Принятие графика работы сотрудников 2. Итоги подготовки

Годовой план МБДОУ г. Мурманска 7 на 018-019 учебный год Цель: Достижение высокого качества образовательных услуг за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной

Циклограмма методического контроля в МБДОУ «Детский сад 26 «на 2015-2016 учебный год Месяц Вид и форма контроля Ответственные Подведение итогов Сентябрь Тематический контроль: Задачи: -проверить состояние

Осуществление контроля, за исполнением законодательства в области образования; выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Предмет контроля деятельность: Готовность групп к началу учебного года состояния Уровень подготовки и проведения родительских собраний Выполнение режима прогулки Проведение фильтра Подготовка педагога

Нормативных актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов Управления образованием. 1.5.Должностной (внутриучрежденческий) контроль процесс получения и переработки информации о ходе

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение определяет содержание, порядок организации и проведения в колледже. Положение составлено в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273

Принято: решением педагогического совета протокол У УТВЕРЖДАЮ: заведующая, Лаптева приказ от «201 S ~ Положение о мониторинге ДОУ Сысерть, 201_5 Положение о мониторинге I Общие положения 1.1. Настоящее

1 руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством в области образования, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными

УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната -------------------- Г.Ю. Ерошина Положение о ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ ОГБОУ «Школа- интернат «Вера»» Принято на заседании педагогического совета школы-интерната. Протокол

2.2. Задачи внутреннего контроля: - осуществлять контроль над исполнением законодательства в области образования; - выявлять случаи нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов,

1. Общие положения. 1.1.Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ Оперативный контроль предполагает сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает, проводится или не проводится тот или иной вид

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для ГБДОУ детского сада 65 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - ДОУ) в соответствии: > С законом Российской Федерации от 29.12.2012 273-ФЗ

2. Основные задачи контрольной деятельности 2.1. Задачи контроля: - исполнение законодательства Российской Федерации, реализация принципов государственной политики в области дошкольного образования; -

Информационно-аналитическая; - контрольно-диагностическая; - коррективно-регулятивная; - стимулирующая. 3. Основные вопросы организации и проведения ВК 3.1. заведующая ОО, старший воспитатель, эксперты

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предположений по распространению

ПОЛОЖЕНИЕ об административном контроле Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада «Солнышко» I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии

Координация деятельности структур педагогической системы МАОУ СОШ 1 и совершенствование механизма управления качеством и результативностью образования. 2.3. Функции внутришкольного контроля: - планово-организационная;

1.4. В рамках мониторинга могут проводиться исследования о влиянии тех или иных факторов на качество воспитательно-образовательного процесса. 2. Цель, задачи и направления мониторинга 2.1. Целью мониторинга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 33 Кировского района Санкт-Петербурга Принято Решением Педагогического совета ГБДОУ детского сада 33 Кировского района Санкт-Петербурга

1. Общие положения Настоящее Положение определяет порядок проведения инспектирования руководителем дошкольного образовательного учреждения. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об

Анализа деятельности педагогического коллектива; - научность; - актуальность; - гласность; -дифференцированный подход в работе с кадрами. 2.4. Функции внутришкольного контроля: информационно-аналитическая;

Принято на педагогическом совете Протокол "/ «Р/» / у 20 /У МБДОУ 56 С^реденко у 20 г. о* ПОЛОЖЕНИЕ о контрольной деятельности 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению; анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по предупреждению; анализ

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания тренерского совета от 2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор СШ «Рассвет» Ейского района Н.С.Галанов 2016г ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ 1 1. Общие положения. 1. Настоящее Положение

Административный контроль за качеством образования Объекты, содержание контроля Группы Цель контроля Вид, формы, методы Выход 1 Санитарное состояние групп, кабинетов, залов. Проверка ТБ. Наличие актов

II. Цель и задачи внутришкольного контроля 2.1. Целью являются повышение качества образования в школе и стимулирование методического потенциала педагогов. 2.2. Задачи: организационное и методическое обеспечение

План-график основных мероприятий по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в работу МБДОУ Детский сад 28 на 2014 2016 годы Цель: создание

1.5. Целями контрольной деятельности являются: совершенствование деятельности Учреждения; повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения; улучшение качества

Положение о системе внутренней оценки качества дошкольного образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе внутренней оценки качества образования в ГБДОУ 34определяет цели, задачи, принципы

Выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); изучение документации (рабочие программы, поурочное планирование,

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 104 общеразвивающего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Распоряжениями правительства РФ, нормативно-правовыми актами, изданными Министерством образования и науки РФ, органами местного самоуправления, их лдокальными актами, Уставом муниципального казенного дошкольного

13 Содержание контроля: - выполнение Закона «Об образовании в Российской Федерации» в части обязательности общего образования (глава 7,ст.63); - соблюдение конституционных прав граждан на образование и

3. Задачи внутриучрежденческого контроля. 3.1 Осуществление контроля над реализаций образовательных программ, соблюдение Устава и иных локальных актов МБДОУ. 3.2. Выявление случаев нарушений и неисполнения

Методический кабинет детского сада - это центр работы по повышению профессионального мастерства педагогов. Задачи: 1.Оказание дифференцированной помощи педагогам в повышении педагогического уровня, вооружение

Принято Педагогическим советом Протокол от Утверждено приказом от Директор школы К.Р. Ибрагимов Положение о контрольно-оценочной деятельности в МБОУ Садковской ООШ П. Садковский 1. Общие положения 1.1.

План-график систематического контроля в МАДОУ 8 на 207-208 уч.гг. Вопросы контроля Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Контроль за санитарным режимом ДОУ + +

1.4.1. обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). 1.4.4. ВОК в виде административных и диагностических работ осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной

Осуществлять контроль за выполнением государственного стандарта и образовательных программ. - управлять процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствовать

2.2. Основными задачами внутреннего контроля являются: компетентная проверка исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МБУ ДО ДД(Ю)Т; анализ причин, лежащих в основе нарушений,

Приложение 7 к приказу директора от 01.09.2014 255 ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении внутришкольного контроля. СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета от 30.12.2014 5 1. Общие положения 1.1. Настоящее

УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего 183 от 11.09.2014 Порядок осуществления индивидуального учета результатов освоения воспитанниками образовательных программ 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок разработан

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;! изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации

3. Цели, задачи и принципы мониторинга 3.1. Цель мониторинга - получение объективной информации о качестве образования в Учреждении для принятия обоснованных управленческих решений, а также обеспечение

Совершенствование деятельности Учреждения; - повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения; - повышение качества образования. 1.6. Изменения и дополнения

1 1.1. Задачами внутришкольного контроля являются: организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; осуществление

5. Контроль за работой педагогических кадров, состоянием методической работы 6. Контроль за ведением школьной документации, ББЖ. 7. Контроль за воспитательной деятельностью. 8. Контроль санитарно-гигиенического

Повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников ДОУ; повышение качества образования. 1.6. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся руководителем ДОУ. 1.7. Срок

Функциональные обязанности которых входит данное направление работы и закрепленные приказом руководителя Учреждения. 2. Цель, задачи и предмет контроля 2.1. Целью внутриучрежденческого контроля является

1.3. Улучшение качества образования во Дворце творчества. 2. Задачи контроля внутри Дворца творчества: 2.1. Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования. 2.2. Выявление

УТВЕРЖДЕНО приказом 33 от 03.09.3013 ПОЛОЖЕНИЕ о системе внутреннего мониторинга качества образования ПРИНЯТО на общем собрании Протокол 1 от 28.08.2013 1.Общие положения 1.1. Положение о внутреннем мониторинге

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; изучение результатов педагогической

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработке на этой основе предложения по распространению

1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», и регламентирует содержание и порядок, проведения внутришкольного контроля администрацией. 1.2. Внутришкольный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГБПОУ МО «Красногорский колледж») Согласовано

Образовательным учреждением Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООПДО) требованиям действующих нормативно-правовых документов; - параметры, характеризующие соответствие

Исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). ВШК в виде административной работы осуществляется директором школы и зам.директора по УВР с целью

3.1. Директор образовательного учреждения, заместители директора, эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам: соблюдения законодательства

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6» xy»yy,ui, у РАССМОТРЕН: на заседании педагогического совета Протокол от 25 августа 2017г 1 УТВЕРЖДЕН: приказом МБДОУ.«Детский

Выявление случаев нарушений и неисполнения нормативных правовых актов в области образования и принятие мер по их предупреждению; - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических

КОНТРОЛЬ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ

Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка — одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка.

Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно — образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что помо жет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию.

Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

· развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

· внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составитьплан ее проведения, который включает:

изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой

· определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

· состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

· анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого карт ина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня. Для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно — образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого — показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия

Цель их проведения — оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы, и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец).

Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав то лько номер карто чки и вопроса.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ дет ских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием кон кретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили про граммное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач — изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, — например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, ан ализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К учас тию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета .

· если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

· при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

· недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

· при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

· если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ (СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ)
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как нора. Если вскрылись недостатки в работе нужно побеседовать с работником, постараться вместе выявить причины ошибок, напомнить о правильных действиях, организовать систему методической помощи.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.

4. Не следует контролировать только свой «любимый» участок, группу, объект.

Если сосредоточится на «любимом» объекте, то другие лены коллектива не подпадают в поле зрения проверяющего.

5. Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчинёнными – плохой спутник руководителя.

6. Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опёку и выводит подчинённых на самоконтроль.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

  • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
  • анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
  • анкетирование (способ исследования путём опроса)
  • проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обучености)

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ

1. Определить и сформулировать тему контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить объект и субъект контроля.

4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.

5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.

6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.

7. Зарегистрировать все результаты контроля.

8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

9. При необходимости провести повторный контроль.

Объект контроля.

Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.

Объекты внутрисадовского управления и контроля.

1. Образовательный процесс

  • выполнение образовательной программы
  • степень личностно – ориентированного взаимодействия
  • уровень знаний, умений, навыков детей
  • продуктивность деятельности педагога
  • организация индивидуальной работы
  • степень участия родителей в образовательном процессе
  • здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
  • степень активности и самостоятельности детей
  • развитие коммуникативных качеств

2. Методическая работа.

  • диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
  • планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
  • работа над передовым педагогическим опытом
  • повышение квалификации (самообразование и др.)
  • методический уровень каждого педагога.

3. Инновационная деятельность.

  • соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
  • степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
  • результативность нововведения (должны быть определены результаты);
  • спланировать (поэтапное планирование).

4. Психологическое состояние коллектива.

  • степень психологического комфорта педагога;
  • степень психологического комфорта детей
  • психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
  • Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого».

5. Условия реализации образовательного процесса.

  • охрана труда;
  • санитарно-гигиеническое состояние;
  • обеспеченность учебно-методической литературой;
  • обеспеченность дидактическими пособиями;
  • обеспеченность ТСО.

Субъект контроля

Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.

ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ:

Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.

Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.

Правила этики поведения инспектирующего:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.

Оперативный контроль устраняет незначительные сбои в работе, регулирует деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяют предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностику и др. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчётного периода (полугодие, год).Итоговый контроль направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива дошкольного учреждения.

Контроль профессиональной деятельности педагогов

Нет никакого сомнения в том, что существует связь между профессиональной компетентностью педагога и уровнем усвоения программного материала; более того, это, от части, самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что педагоги и ДОУ являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависит степень усвоения детьми образовательной программы. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля его профессиональных качеств важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на образовательные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности воспитанника (задатки, мотивация и пр.)

Перечень вопросов оперативного контроля

1.Контроль качества оформления документации

2.Контроль организации работы по ПДД.

3.Контроль организации работы по ОБЖ

4. Контроль организации двигательной активности детей

5.Контроль праздника (досуга, развлечения)

6.Контроль организации, проведения, эффективности

утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

7.Контроль физкультурного занятия

8.Контроль организации и проведения прогулки

9. Проверка плана воспитательно- образовательной деятельности в группах

10.Анализ плана работы музыкального руководителя

11. Анализ предметно –развивающей среды в группах

по конструктивной деятельности.

12. Контроль организации питания детей.

13. Анализ организации экспериментальной деятельности

14. Контроль игровой деятельности детей.

15. Контроль организации режима дня.

16. Контроль организации кружковой работы.

17. Контроль организации наблюдений в природе.

18. Контроль организации и проведения сна.

19. Анализ профессионального мастерства педагогов

20. Контроль подготовки воспитателя к НОД.

21.Анализ самообразования педагогов

22.Анализ непосредственно образовательной деятельности

Вопросы на контроле.

Группа, месяц

Младшая

Средняя

Подготовительная

План и результаты оперативного контроля по месяцам.

Оценка: О – отлично

Х – хорошо

У – удовлетворительно

П – плохо

Основные формы и методы проверки

1. Просмотр документации

2. Анализ документации, её соответствие ФГОС.

3. Беседа с воспитателем.

4. Просмотр групповых помещений

5. Анализ календарного плана воспитателей.

6. Анализ детских рисунков.

7. Посещение занятий и других форм работы с детьми — нет (низкий)

БЗ – без замечаний

С-ПК – собеседование, повторный контроль

Используемая литература:

· О.А.Скоролупова «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» — М: «Издательство Скрипоторий 2003», 2009. – 160 с.

· Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001

· Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. _ М: — .: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000

· Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: Новая школа. 1997.

· Поздняк Л.В.. Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. — М.: Академия, 1999.

Ходовая часть