Богатыри их имена. Самые знаменитые былинные богатыри руси. Никита Кожемяка. Змееборец

Ученик 4 - Б класса МБОУ лицея №3 Митянов Дмитрий

Цель работы – узнать, кто такие богатыри и есть ли сейчас богатыри в современной жизни.

Методы и приемы:

  • Сбор информации из книг, журналов, интернет-статей, фильмов
  • Наблюдение
  • Анализ
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Анкетирование

Основные результаты

  • Тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.
  • Современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины.
  • Если соединить качества спортсменов, военачальников и народных добровольцев вместе, то, как раз, и получится образ настоящего богатыря.
  • В наше время богатыри нужны России (гибнет окружающая среда, гибнет культура, теряются настоящие ценности жизни).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районный конкурс исследовательских работ

«Старт в науку»

МБОУ лицей №3

Русские богатыри:

Кто они?

Выполнил:

Ученик 4 «б» класса

Митянов Дмитрий

Руководитель:

Мокрова О.В. учитель начальных классов

Консультант:

Митянова А. А.

Кулебаки

2013г

1. Введение. Почему я выбрал эту тему……………………………………....3

2. Основная часть………………………………………………………………..4

2.1 Откуда к нам пришло слово «богатырь». …………………………………4

2.2. Былинные богатыри………………………………………………………..5

2.3. Былинные богатыри в русской культуре…………………………………10

2.4. Современные богатыри……………………………………………………12

2.5. Анкетирование…………………………………………………………….15

3. Наши выводы………………………………………………………………..19

4.Использованные материалы…………………………………………….......20

5. Приложение…………………………………………………………………21

5. 1. Сочинения………………………………………………………………...21

5. 2. Рисунки……………………………………………….…………………..23

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

1. Введение. Почему я выбрал эту тему.

Мне очень нравится познавать окружающий мир. Многие открытия для себя я сделал из книг, которые очень люблю читать.

Однажды мама подарила мне на праздник защитника Отечества (23 февраля) книгу с былинами о древнерусских богатырях и я как - будто приоткрыл дверь времени, и увидел стародавние времена нашего народа. Перед глазами возникли могучие образы русских богатырей и их великие подвиги в борьбе со злом, защищая нашу родную землю. Я восхищаюсь их храбростью, удалью, силой, волей, но самое главное – их горячей любовью к Родине.

Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной жизни, источник горячего патриотизма и наша национальная гордость. Недаром они вдохновляли великих русских поэтов, писателей, композиторов и художников. Великие подвиги русских богатырей, их беззаветная любовь к Родине и меня вдохновили на мое исследование. Мне захотелось узнать: почему их называют богатырями? познакомиться с ними поближе, а также узнать есть ли сейчас богатыри и кто они?

Поэтому цель моего исследования – узнать, кто такие былинные богатыри и есть ли сейчас богатыри в современной жизни.

Объектом исследования являются русские богатыри.

Гипотезы:

  • Допустим, что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой.
  • Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет.
  • А что, если богатырь – это пример великого духа русского человека.

Задачи:

Узнать, кто такие богатыри и провести опрос среди детей и взрослых;

Познакомиться с литературой и произведениями искусства о русских богатырях;

Познакомиться с «великими» людьми нашего времени;

Сравнить качества былинных и современных героев; сделать выводы.

Методы исследования: чтение книг, опрос, анализ, сравнение. Обобщение.

В работе над исследованием мне помогали моя мама и моя учительница.

2. Основная часть.

2. 1. Откуда к нам пришло слово «богатырь».

Сейчас слово «богатырь» можно услышать часто: «богатырское здоровье», «богатырская сила», «богатырский сон» говорим мы, «богатырем» называем каждого сильного и здорового человека, спортсмена, полководца, ветерана войны.

Но еще лет 150-200 назад всякий русский, говоря «богатырь», сравнивал кого то с былинными заступниками родной земли.

Что же означает это слово «богатырь» и откуда оно появилось в нашем языке? Сначала мнения ученых были трех видов:

1. Одни считали, что слово «богатырь» заимствовано от татарского и тюркских языков, где является в различных формах: багадур, батур, батыр, батор. Предполагается, что слово имеет значение исторического характера, что его первоначальная форма слова была «багатырь» и что оно первоначально употреблялось в значении «татарский воевода» и титула, как теперешнего «господин».

2. Другие ученые, Щепкин и Буслаев, выводили "богатырь" из слова "Бог" через "богатый".

3. О. Миллер и другие считали, что слово «богатырь» - русское и восходит к древнеславянской истории (праарийскомуначалуи санскритскому языку). Мнение исходило из того положения, что и «багадур» слово не татарское, а заимствовано с санскритскогоbaghadhara (обладающий счастьем, удатный).

В настоящее время после новых археологических открытий, открытий скрытых исторических фактов и исторических исследований, кажется, что намечается переворот в истории, так как информация очень противоречива той, что в учебниках и принятой истории России. И обсуждения по происхождению слова «богатырь» возобновились.

Против заимствования из татарского языка в пользу славянского происхождения выступают филолог В. Кожинов и историк Л. Прозоров. Они утверждают, что слово «богатырь» гораздо более близкой к былинной форме, появилось в надписях болгар - «боготур» (некоторые из этих боготуров носят вполне славянские имена - Славна, например).

Наше мнение о слове «богатырь» тоже в поддержку славянского происхождения. Оно не откуда не пришло, а было всегда исконно русским. Такое мнение основано на древнеславянской культуре нашего народа в период до Крещения Руси. Это подтверждают и многие ученые, историки, что у России великое прошлое и гораздо древнее, чем описывалось раньше.

2.2. Былинные богатыри.

Тема богатырей все больше уносит нас в древнюю культуру и историю нашего народа. Очень интересно было читать о миропонимании наших предков. Оказывается, они не были дикарями, как их описывают, например, в нашей книге «История России для детей и взрослых». Мы узнали, что наши предки были мудрыми с великой культурой и заботились о духовном будущем народа с самого детства. Это отражено в поговорках, пословицах, небылицах, сказах, былинах.

Былины – это тоже древняя мудрость нашего народа только для более старшего поколения. Былина произошла от слова «быль», а оно от древнеславянского глагола – «быти», то есть то, что было и происходило. Слагались былины сказителями - хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа. Они ходили от селения к селению и рассказывали нараспев (похоже на песню) о великих событиях нашей родины, о героях-богатырях, их подвигах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

В нашем исследовании мы попытались включить древнее образное мышление и познакомиться с былинными богатырями поближе.

Мы узнали, что по преданиям и древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны. Познакомимся с некоторыми из них.

Богатырь-стихия

Богатырь

Описание и умения

Горыня (Сверни-гора, Вертигор)

Горный великан, обладающий нечеловеческой силой, выворачивал камни, ломал горы, нарушал (изменял) природу вещей: « Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает»

Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб)

Лесной великан, обладающий нечеловеческой силой. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин: «Дубье верстает(ровняет): который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет»

Усыня(Усыныч, Усынка, Крутиус)

Речной великан, правит водной стихией : «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».


Дунай Иванович

Сильномогучий богатырь, «не похож Дунай на других богатырей; очевидно пришлец из других стран, буйный духом, он отличается какою-то особенною горделивою осанкою». Состоял на службе литовского короля, был женат на младшей дочери короля Настасьи, «воительнице-поленице». В былине Дунай, в состязании попадает в Настасью, и та умирает. В отчаянии бросился он на свое копье и умер рядом с женой, разливается рекою Дунаем, а жена – рекой Настасьей:« И падал он на нож да ретивым сердцем; С того ли времени, от крови горячия, Протекала матушка Дунай-река »

Святогор

Богатырь-великан невероятной силы. « Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой помериться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают».

Былины о богатырях-стихиях, по нашему мнению, воспевают величественность и одухотворенность природы и несут нам через века мудрость единения и взаимосвязи всего в мире. Былинные богатыри-стихии – не люди, но полностью соответствуют изначальному образу богатыря. Сила природных стихий превосходящая человеческую, могущественная и божественного происхождения (творящая и разрушающая). Она щедрая на природные дары и покровительствует всем: животным, растительности, человеку. Мы предполагаем, что поэтому стихии представляли в богатырском образе.

На смену богатырю-стихии пришел богатырь-человек . По мнению историков, былины про одного и того же богатыря писались столетиями (в разные века) и отражают подвиги реальных воинов. То есть образы большинства былинных богатырей собирательные (собирался с разных народных героев и событий). Познакомимся с некоторыми богатырями из былин « Вольга и Микула Селянинович», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин - царь», «Илья Муромец и Идолище».

Богатырь-человек

Богатырь

Описание и умения

Микула Селянинович

Сильномогучий богатырь-пахарь (оратай). Он сильнее не только Вольги, но и всей его дружины « …дружинушка хоробрая сошку за обжи вокруг вертят, а не могут мошки из земли повыдернуть…Тут оратай-оратаюшко приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул…». Микула помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: « Кто ж тогда Русь кормить будет?». Сила Микулы – в связи с землей и простым народом.

Алеша Попович

Русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, натиском, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град..) «…У Алеши была мольба доходная…»

Добрыня Никитич

Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, благородство помыслов и поступков, образованность, дальновидность и предусмотрительность Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг.

Илья Муромец

Великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.

Былинный богатырь-человек также соответствуют первоначальному значению слова «богатырь». Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение : «В старину люди были вовсе не такие, как теперь,- богатыри». По былинам богатыри наделены превосходящей силой с рождения или по достижению духовной зрелости. По преданиям такая сила давалась только духовно созревшим людям, потому что менее духовным человеком такая сила может применяться во вред окружающему. Кажется сказкой, но даже мои прадедушка и прабабушка рассказывали о таких необычных людях в их времена. А также богатыри духовно сильные. Сила в том, что они не за награды, а для торжества правды, справедливости, свободы совершают подвиги на благо всему народу; защищают Русь-матушку не щадя своей жизни при любых обстоятельствах (неравный бой и другое). Богатыри проявляют лучшие качества - любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость, независимость духа, борьбу за справедливость, правду, честь и др.

Мы думаем, что объединение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – это призыв и стремление народа к единству. Сила народа – в единении. Объединение качеств трех богатырей говорит о том, что для защиты родины, победы важна не только сила натиска, но и находчивость и умение решения вопроса мирным путем. «Три богатыря» - это образ богатырского духа и мощи русского народа. В старину говорили: «У Славянина руки - в труде, а ум – со Всевышнем».

2.3. Былинные богатыри в русской культуре.

Былины нашего народа вдохновили многих творческих людей. Теперь с великими героями-богатырями мы можем познакомиться по изобразительным, музыкальным, скульптурным, произведениям искусства.

С богатырями знакомят нас русские художники: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье» и др.; Н. Рерих « Илья Муромец», « Утро Богатырства Киевского» и др.; К. Васильев ««Илья Муромец освобождает узников», «Дар Святогора» и др.; И. Билибин « Илья Муромец и Соловей-Разбойник », «Добрыня Никитич» и другие.

В. Васнецов «Богатыри»

Например, для образного воплощения любимых народом героев Виктор Васнецов сумел найти такие художественные решения, которые сделали «живыми» и Илью Муромца, и Добрыню Никитича, и Алешу Поповича. Образы всех троих жизненно-правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своем личном своеобразии. Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему.Через такую заставу, полную величавого спокойствия, мужества, сознания мощи, отваги, правоты своего дела и готовности отдать жизнь за любимую родину, не пройдет ни человек, не пролетит и птица из-за рубежа.Непреодолимой силой веет от богатырей. Они полны народной красоты, в них неукротимый дух народа, готового в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли».

В каждом из богатырей художник сумел воплотить лучшие, типические черты русского характера, русской силы и доблести. Величавое спокойствие, идущее от сознания богатырями своей правоты и силы, насыщает всю картину. Кони под могучими всадниками под стать седокам - могучие, бесстрашные, смело и зорко глядят они с полотна. На заднем плане картины - русская земля, их Родина, которую они готовы защищать.

С богатырскими образами нас знакомит и русская музыка: А.П. Бородин «Богатырская», М. П. Мусоргский «Богатырские ворота», Н.А. Римский-Корсаков «Садко», А. Гречанинов опера «ДобрыняНикитич» и другие.

Например, Александр Бородин в своей симфонии №2 «Богатырская» часть 1 (по мотивам картины Васнецова «Богатыри») изобразил собрание русских богатырей.

Музыка этой части основана на двух темах:

Первая тема – грозная, решительная, звучит достаточно тяжело. Это образ богатырей, богатырской силы.

Вторая тема – мягкая, напевная, лирическая. Здесь композитор «рисует» образ родной русской природы.

С богатырскими образами нас знакомят и народные пословицы:

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  3. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
  4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
  5. Богатырь умрёт, а имя его останется.

Очень известен памятник Илье Муромцу (скульптор В.М. Клыков), который был установлен в 1999году в городском парке г. Мурома.


Он словно грозное напоминание всем чужеземным захватчикам, что не перевелись еще на русской земле герои - богатыри и Россию есть кому защитить, что богатырский дух жив в каждом из нас.

2.4. Современные богатыри.

А есть ли сейчас в современном мире богатыри? Чтобы узнать, мы решили познакомиться с некоторыми «великими» людьми прошлых столетий и нашего времени.

Таблица 4

Выдающиеся люди России

Ф.И.О.

Краткие сведения и заслуги

  1. Спортсмены : легендарные чемпионы - борцы И.М. Поддубный и И. С. Ярыгин; чемпионы - тяжелоатлеты В.И. Алексеев и Л.И. Жаботинский; наш земляк (кулебачанин) – чемпион-тяжелоатлет В.П. Садовников и другие. Особенно хотим отметить И.М. Поддубнова.

(1871-1949гг)

профессиональный борец и атлет

Родом из бедной крестьянской семьи с Полтавщины бедной крестьянской семье. С ранних лет помогал отцу пахать землю, молотить рожь. Простота крестьянского уклада жизни, нелегкий физический труд заложили в характере мальчугана необыкновенное упорство, помогли накопить могучую силу, которымив будущем и прославился русский самородок. На заработках в Севастопольском порту грузчиком он взваливал на плечи громадный ящик, что не под силу было и троим, поднимался во весь свой огромный рост и шагал верх по дрожащим сходням. Заслуженный артист России (1939), заслуженный мастер спорта (1945). Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1939) «в деле развития советского спорта». В 1905-08 гг. чемпион мира по классической борьбе среди профессионалов. Боролся на цирковой арене до 70 лет. За 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования. Одерживал блистательные победы почти над всеми сильнейшими профессиональными борцами мира, за что и был признан "чемпионом чемпионов". Это звание ему присудила народная молва.В народе его называли "Иван непобедимый", "Гроза чемпионов", "Человек-гора", «Иван Железный». Кода началась оккупация немцев в ВОВ, у Поддубного в то время уже болело сердце, ему было 70 лет, но он отказался от эвакуации и остался. Немцы предлагали ему тренировать немецких борцов, но он остался верен Родине: «Я - русский борец. Им и останусь » .После освобождения Ейска Иван Максимович ездил по близлежащим воинским частям и госпиталям, выступал с воспоминаниями и поднимал боевой дух народа.В Ейске установлен памятник, находится музей и спортивная школа его имени. На могильном камне И.М. Поддубноговысечено: «Здесь русский богатырь лежит».

  1. Военначальники : великий русский полководец А.В. Суворов; русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов; маршалы полководцы Великой Отечественной Войны A.M. Василевский и Г.К. Жуков;маршалы авиации И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин и другие. Особенно хотим отметить А.В. Суворова.

Александр Васильевич Суворов

(1730-1800гг)

великий русский полководец

Родился в семье военного, знатного происхождения. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел, но тяга с ранних лет к военному делу и решение стать военным вдохновляет Суворова на укрепление своего тела. Он закаляется и занимается физическими упражнениями, в любую погоду пешком совершает дальние переходы, вырабатывает выносливость. За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными; прошел все ступени армейской службы - от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России».Награжден многочисленными наградами.

Обладая чрезвычайной личной храбростью, он бросался в самый пыл боя, платясь за это неоднократными ранами. Бескорыстие, щедрость, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово преследовал мародёрство.

Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»). В историю России Суворов вошел как полководец-новатор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил оригинальную систему взглядов на способы и формы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в труде «Наука побеждать». Сущность его тактики - три воинских искусства: глазомер, быстрота, натиск.
Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании российских войск.

«Потомство мое, прошу брать мой пример!..»

  1. Офицеры и рядовые Великой Отечественной Войны. Они все настоящие герой нашей Родины. Они проявили стойкость, мужество, горячую любовь к Родине, сражались не жалея своей жизни за наше будущее и будущее России. Будем всегда помнить их подвиг!

Мы попробовали сравнить «великих» людей нашей Родины с характеристиками богатыря.

Характеристики богатыря:

  • Сила физическая –очень силен и могуч, наделен превосходящей силой с рождения или потом, когда духовно готов.
  • Сила духа – храбрый, благородный, решительный, с чувством справедливости, собственного достоинства, обладает независимостью духа, силой воли, смекалкой, находчивостью, любит родную землю и окружающий мир, готов сражаться до конца даже без надежды на победу, отдать жизнь за родину и народ.
  • Воинское дело – может быть обучен воинскому искусству, а может и нет. Свободен в решениях и от долга службы.
  • Дело всей жизни – защита народа и родной земли от смертельной угрозы не по долгу или личной выгоде (награде), а по велению души.

Мы не смогли среди «великих» людей современного времени найти богатыря в родном значении этого слова. Военачальники больше похожи на витязей. Спортсмены состязаются на соревнованиях без угрозы жизни стране, а если вдруг война, они могут и не пойти на нее. Добровольцы сильны духом, но могут не превосходить силой и участвовать не во всех войнах. Но мы не хотим сказать, что богатырей нет. Может, нам о них не известно, не слагают о них современных былин. Да и значение слова «богатырь» сейчас как-бы размытое.

2.5.Анкетирование

Мы провели анкетирование детей и взрослых, где хотели узнать осведомленность, мнение окружающих: насколько важна тема русских богатырей в наше время. В нашем опросе приняли участие 12 детей начальных классов и 12 взрослых.

Результаты опроса:

  • На вопрос «кто такие богатыри?» дети и взрослые написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.
  • Самые известные богатыри:

Среди детей и взрослых самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

75% детей и 58% взрослых хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал родную землю и был нашим земляком.

8% детей – на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым, а из взрослых 20% - на Алешу Поповича, потому что силен, самый молодой и смекалистый.

2% взрослых - на Пересвета и Ослябю – которые после военной жизни задумались о высоком смысле жизни, ушли в монашество. 17% - 20% детей и взрослых захотели быть похожими сами на себя.

  • Основные качества богатыря

Дети: Взрослые:

Физическая сила (67%) - физическая сила (75%)

Сила духа (33%) - сила духа (16%)

Силой духа отмечено – любовь к Отчизне, храбрость, мужественность, находчивость, сила воли, доброта, чувство справедливости и другие.

Военное искусство (9%)

Дети видят богатыря не обязательно воином, но человеком всегда очень могучим и сильным духом. Взрослые видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.

  • Привлекает в богатырях

Но привлекают и детей и взрослых в богатырях их духовные качества (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

  • Откуда узнали о богатырях?

Дети: Взрослые:

Книги (былины, сказы)(67%) - книги (былины, сказы) (50%)

Кино и мультфильмы (25%) - кино и мультфильмы (33%)

Рассказы, экскурсии (8%) - рассказы, экскурсии (17%)

О богатырях дети и взрослые узнали в основном из книг.

  • Может ли быть богатыркой женщина?

67% детей и 25% взрослых считают, что не может, потому что у женщины меньше силы и это не женское дело, женщина-хранительница домашнего очага и семьи. А 33% детей и 67% взрослых считают, что может, потому что побеждать женщине помогают женская мудрость, хитрость и смекалка.

  • А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?

83% детей и 25% взрослых считают, что настоящих богатырей уже нет, потому что со временем люди изменились или не знают о них, а богатыри остались героями древности. Но7% детей и 67% взрослых считают, что и сейчас есть богатыри – это спортсмены, солдаты войны, полководцы.

  • Можно ли стать богатырем?

Большинство детей и взрослых считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы (Бога). Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.

  • Почетно ли в наше время быть богатырем?

Половина взрослых и часть детей считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство детей и 42% взрослых считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее.

3. Наши выводы

В результате нашего исследования, мы провести опрос среди детей и взрослых, узнали их мнение о богатырях прошлого и настоящего времени; узнали происхождение слова «богатырь»; познакомились с литературой и произведениями искусства о русских богатырях; познакомились с былинными богатырями; познакомиться с «великими» людьми нашего и прошлого времени; сравнили качества былинных и современных героев.

Я уверен, что тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух.

Пусть современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины. И пока у нас есть такие герои, пока мы о них помним, жив и богатырский дух русского человека.

Мы думаем, если соединить качества спортсменов, военачальников и народных добровольцев вместе, то, как раз, и получится образ настоящего богатыря.

В наше время богатыри нужны России (гибнет окружающая среда, гибнет культура, теряются настоящие ценности жизни).

Разбудим богатырский дух в каждом из нас и дадим отпор любому врагу!

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

4. Использованные материалы.

1.Картинки с сайта в Интернете

2. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986.

3. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

4. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979.

5. Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1963.

6. Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа /Былины. М.: Советская литература, 1988. т.1. – с.5-25.

7. Интернет-сайт Википедия

5. Приложение

5. 1. Сочинения.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» ученика 4-Б класса МБОУ лицей №3 Богатова Ильи

На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые. Они зорко смотрят вдаль, исполняют свой богатырский долг. Выражение их лиц серьезное, взгляд – грозный, они очень собраны, готовы биться в любой момент. Богатыри очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

На Илье Муромце одета кольчуга, на руках серые рукавицы, а сапоги под цвет коричневым штанам. Он держит большое копье. И сам могучий богатырь восседает на своем вороном коне в центре картины.

Добрыня Никитич находится справа от Ильи Муромца. Одет он тоже по-богатырски, а в руках держит щит и меч. Его борода длинная и ухоженная.

Алеша Попович самый молодой из богатырей, он без бороды и достаточно худой. В руках у него лук.

Богатырские кони ухоженные, красивые. Их гривы и хвосты развеваются на ветру. Елочки на переднем плане картины художник изобразил маленькими, а богатырей большими, это подчеркивает мощь и силу богатырей. Небо на картине хмурое, все покрыто тяжелыми серыми тучами, и сильный ветер, который колышет траву и развевает конские гривы.

Мне очень понравилась эта картина. Я горжусь нашей Родиной, ее героями – богатырями, которые в трудную минуту выступали на защиту страны и простого народа.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» ученицы 4-А класса МБОУ лицей №3 Куровой Анастасии

Виктор Михайлович Васнецов работал над картиной «Богатыри» двадцать лет. А 23 апреля 1898 года она была закончена и куплена Третьяковым для своей галереи.

На картине изображены три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Илья Муромец – могучий, мудрый, он находится в центре на вороном коне. Он самый старший из богатырей. И конь ему под стать. Одет он в кольчугу. В одной руке у него копье, а в другой палица. Слева, на белом коне, решительный, порывистый, благородный богатырь – Добрыня Никитич. Он единственный из знатного рода. Одет в кольчугу, на голове у него остроконечный шлем, на ногах заморские сапоги. У коня нарядная сбруя, с тремя золотыми полумесяцами, это знак победы над татарами. Справа, на гнедом коне, Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алеши – колчан. Его конь нагнул голову, чтобы седоку можно было стрелять в любой момент.

Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокий холм, посреди которого мы видим пожухлую траву и изредка проглядывающих маленьких елочек. Небо на картине пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Васнецов хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.

5.2. Рисунки.

Рисунок «Илья Муромец» ученика 4-Б класса Чехлова Ильи

Https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские богатыри: кто они? Выполнил: Ученик 4 «б» класса МБОУ лицей №3 Митянов Дмитрий Руководитель: Мокрова О.В. учитель начальных классов Консультант: Митянова А. А.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется!

Цель исследования – узнать кто такие былинные богатыри есть ли сейчас богатыри в современной жизни Гипотезы: Допустим, что богатыри – это защитники от врагов, воины, обладающие большой силой. Возможно, что богатыри жили очень давно и сейчас их нет. А что, если богатырь – это пример великого духа русского человека. Русские богатыри: кто они?

План исследования

Исследование слова «богатырь» «Богатырь" в те далекие времена, когда это слово родилось, означало – того, кто, превосходит непомерной (нельзя измерить) силой от Бога и несущий его в себе (духовно сильный), «богатый» - не золотом и бриллиантами, а духовно и телесно.

Былинные богатыри Горыня (Сверни-гора, Вертигор) Дубыня (Дубынеч, Вернидуб, Вырви-дуб) Усыня (Усыныч, Усынка, Крутиус) Дунай Иванович Святогор

Былинные богатыри Микула Селянинович Алеша Попович Добрыня Никитич Илья Муромец

Былинные богатыри в русской культуре Картина В Васнецова «Богатыри» Выдержки из сочинений по картине «Богатыри» учеников 4-х классов МБОУ лицей №3: «Я смотрю на картину В. М. Васнецова «Богатыри». На ней мы видим трех богатырей, трех героев, которых народ воспел в своих былинах и сказаниях…» (Левкин Е.) «… В центре картины – самый главный из богатырей – Илья Муромец. Рядом с ним находятся Добрыня Никитич и Алеша Попович…» (Сухарева Л.) «…Богатыри могучие, храбрые. Они зорко смотрят вдаль, исполняя свой богатырский долг. Выражение их лиц серьезное, взгляд грозный… Они готовы в любой момент ринуться в бой…» (Богатов И.)

Былинные богатыри в рисунках учеников Рисунок «Илья Муромец» ученика 4-Б класса Чехлова Ильи Рисунок «Борьба богатыря с темными силами» ученика 4-Б класса Митянова Дмитрия

Былинные богатыри в русской культуре Памятник Илье Муромцу в г. Муроме (скульптор В.М. Клыков) Композитор А. П. Бородин Симфония №2 «Богатырская»

Современные богатыри Иван Максимович Поддубный (1871-1949гг) профессиональный борец и атлет Александр Васильевич Суворов (1730-1800гг) великий русский полководец Николай Гастелло Алексей Мересьев Александр Матросов

Опрос общественного мнения Кто такие богатыри? Каких богатырей ты знаешь? Откуда ты узнал о богатырях? Какими качествами и умениями наделены богатыри? Что привлекает в богатырях, почему былинные богатыри – национальные герои? На кого из богатырей ты хотел бы быть похожим? Почему? Как ты думаешь, может ли быть богатыркой женщина? Почему? А есть ли богатыри сейчас? Перечисли кого знаешь. Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему? Можно ли стать богатырем? Как? Почетно ли в наше время быть богатырем? Почему?

Результаты опроса 1. Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа. 2. Самые известные богатыри: 3. Основные качества богатыря: Дети: Взрослые: - физическая сила (67%) - физическая сила (75%) - сила духа (33%) - сила духа (16%) - военное искусство (9%) 4 . Привлекает в богатырях – духовные качества (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

Результаты опроса 5 . Откуда узнали о богатырях? Дети: Взрослые: - книги (былины, сказы)(67%) - книги (былины, сказы) (50%) кино и мультики (25%) - кино и мультики (33%) рассказы, экскурсии (8%) - рассказы, экскурсии (17%) 6. Может ли быть богатыркой женщина? 67% детей и 25% взрослых считают, что не может 33% детей и 67% взрослых считают, что может 7. А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать? 83% детей и 25% взрослых считают, что настоящих богатырей уже 7% детей и 67% взрослых считают, что и сейчас есть богатыри

9. Почетно ли в наше время быть богатырем? Результаты опроса 8. Можно ли стать богатырем?

Мои выводы Тема нашего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас русский дух. Современные герои не похожи полностью на богатырей, но они вобрали в себя часть их силы. Они тоже сильны духом, стоят на страже мира и жизни, показывают мощь и силу нашей Родины. В наше время богатыри нужны России (гибнет окружающая среда, гибнет культура, теряются настоящие ценности жизни).

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Герои былин

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.

Нет, наверное, такого человека в России, кто не слышал бы о богатырях. Герои, пришедшие к нам из древнерусских песен-сказаний - былин, всегда были популярны у писателей, художников, деятелей киноискусства. Очередной виток популярности богатырей связан с выходом серии мультипликационных фильмов, посвящённых их несколько осовремененным приключениям.

При этом большинство россиян знают лишь об очень узком круге богатырей. На деле количество богатырских былин, дошедших до нашего времени, исчисляется сотнями, а сами богатыри подразделяются учёными на несколько категорий. Выделяются богатыри языческой и христианской эпохи, дотатарской, татарской и послетатарской…

«Илья Муромец и Святогор». Картина Ивана Билибина. Фото: Commons.wikimedia.org

Есть большая группа богатырей, связанных с Киевом и князем Владимиром , но есть и такие, которые к «центральной власти» отношения не имеют вовсе, оставаясь «региональными богатырями» отдельных городов.

Приключения одних богатырей переплетаются друг с другом, а другие действуют независимо.

Святогор

Святогор настолько огромен, что он «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Обитал богатырь на Святых горах, при его поездке Мать - Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Отцом богатыря называли «тёмного», то есть слепого, что в восточнославянской мифологии было признаком существ из иного мира.

Никакой службы Святогор не несёт, хотя и пересекается с другими богатырями. Так, в одной из былин Святогор путешествует вместе с Ильёй Муромцем, и они встречают на пути каменный гроб. Решив его примерить, Святогор оказывается его пленником и умирает, передав часть своих сил Илье Муромцу. В другой былине истории с гробом предшествуют интимные приключения — Илью Муромца соблазняет жена Святогора. Узнав об этом, Святогор убивает падшую женщину, а с наставившим ему рога Ильёй вступает в братство.

В ещё одной былине Святогор меряется силушкой богатырской с другим «коллегой» — Микулой Селяниновичем. Хитрый соперник бросает на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная», предлагая Святогору поднять её. Заканчивается эта попытка смертью богатыря.

В былинах Святогор умирает чаще других богатырей. Учёные связывают это с тем, что данный образ олицетворяет первобытные силы природы, стихию, которая не служит человеку.

Микула Селянинович

Микула Селянинович, как и Святогор, не состоит на какой-либо службе у князя и не является воином. Но, в отличие от Святогора, Микула Селянинович занят общественно-полезным делом — он богатырь-пахарь.

Микула Селянинович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Фото: Commons.wikimedia.org / Butko

Биться с Микулой Селяниновичем невозможно, ибо за ним стоит Матушка Сыра Земля. Именно поэтому Микула Селянинович в состоянии поднять суму со «всей тягостью земною», в отличие от Святогора, которого эта попытка губит.

Учёные находят в образе Микулы Селяниновича много общего со славянским богом Перуном. По одной из версий, популярность на Руси Николая Чудотворца уходит своими корнями в почитание Микулы Селяниновича.

Если же учесть, что образ святого Николая послужил созданию истории о рождественском волшебнике, который в наших краях упорно ассоциируется с Дедом Морозом, то можно выстроить цепочку, согласно которой Дед Мороз — это богатырь Микула Селянинович на пенсии.

В отличие от Святогора, у которого в былинах есть только неверная супруга, у Микулы Селяниновича есть дочери — Василиса и Настасья. Настасья стала женой Добрыни Никитича, а что касается Василисы, то она хорошо знакома любителям советских мультфильмов — это та самая Василиса Микулишна, что, прикинувшись послом из Золотой Орды, освободила из тюрьмы своего мужа Ставра Годиновича.

Илья Муромец

Илья Муромец, первый в ряду так называемых «младших богатырей», богатырей-воинов, пожалуй, наиболее известен широкой публике.

Просидев до 33 лет дома, не владея руками и ногами, он был исцелён старцами и отправился совершать подвиги. Любопытно, что о службе Ильи киевскому князю Владимиру повествовали былины только на части русских земель — в остальных регионах подвиги богатыря были исключительно его личным делом.

Илья Муромец на картине «Богатырский скок» Виктора Васнецова. Репродукция

Самый распространённый и классический подвиг Ильи Муромца — победа над Соловьём-разбойником. При этом Муромец, пожалуй, самый популярный богатырь, его подвигам посвящено более полутора десятков оригинальных былин. Среди тех, кого одолел Илья, — Идолище Поганое, некий змей, Калин-царь и многие другие.

Жизнь у Ильи довольно бурная: есть жена Златыгорка, сын Сокольник (в другом варианте — дочь), он активно взаимодействует с другими русскими богатырями. При этом если отношения с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем чаще товарищеские, то встречи со Святогором плачевно заканчиваются для последнего.

Если у Святогора и Микулы Селяниновича нет реального прототипа, то у Ильи Муромца таких несколько.

Чаще всего его связывают с Илией Печёрским , иноком Киево-Печёрской лавры, жившим в XII веке. Силач, рождённый в Муроме, носил прозвище «Чоботок». Прозвище это богатырь получил за то, что однажды отбился от врагов «чоботом», то есть сапогом.

«Добрыня Никитич». Иллюстрация Андрея Рябушкина к книге «Русские былинные богатыри». Фото: Commons.wikimedia.org / Butko

По одной из версий, иноком богатырь стал после тяжёлого ранения, полученного в бою. Обследование мощей Илии Печёрского показало, что он действительно погиб от последствий удара острым орудием в грудь. Погибнуть прототип Муромца мог в 1204 году во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда Киево-Печёрская лавра подверглась разгрому половцами.

Добрыня Никитич

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич — приближённый к киевскому князю человек, выполняющий его поручения. Добрыня не гнушается сбором и перевозкой дани, берётся за те задания, от которых по каким-то причинам отказываются коллеги, и имеет склонность к дипломатии.

Самый знаменитый противник Добрыни — Змей, более известный как Змей-Горыныч, из плена которого богатырь освобождает племянницу князя Забаву Путятишну.

Добрыня — самая творческая личность среди богатырей. Он хорошо играет в тавлеи (древнерусские шашки), отлично поёт и играет на гуслях.

У Добрыни Никитича обширные связи — помимо близости к князю, он женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

Согласно былинам, Добрыня — сын рязанского воеводы. Наиболее вероятным прототипом богатыря называют Добрыню, воеводу князя Владимира Святого . Добрыня был чрезвычайно влиятельной персоной, поскольку приходился князю родным дядей — он был братом его матери Малуши . В течение определённого времени Добрыня являлся для князя наставником, старшим товарищем.

Алёша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». Фото: Commons.wikimedia.org / Butko

Алёша Попович

Алёша Попович — самый сомнительный персонаж из «классической тройки» богатырей. Сын ростовского попа, Алёша хвастлив, кичлив, лукав, порой позволяет себе недопустимые шутки, за что порицается своими товарищами.

Так, например, в одной из былин Алёша домогается жены Добрыни Настасьи Микулишны, распространяя ложные слухи о смерти товарища.

В другой былине Алёше отрубают голову разгневанные братья соблазнённой им Елены или Алёны. Правда, в более известном варианте Алёше Поповичу пришлось жениться на Алёнушке, дабы избежать худшего.

Главный противник Алёши — Тугарин, злой богатырь, за которым угадывается образ кочевника, борьбу с которыми русские вели на протяжении долгого времени.

Основной исторический прототип Алёши Поповича — ростовский боярин Олёша (Александр) Попович. Превосходный воин, Олёша служил князю Всеволоду Большое Гнездо , а затем участвовал в междоусобных войнах его сыновей. Впоследствии Олёша Попович отправился на службу к князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в 1223 году в битве на Калке, ставшей первой встречей русских с татаро-монголами. В той же битве погиб и Добрыня Рязанец Злат Пояс , ещё один кандидат в прототипы былинного Добрыни Никитича.

Предисловие

о временам давно минувшим, в совсем особый мир - мир витязей и богатырей, неслыханных геройских подвигов, сил могучих, не знающих удержу, переносят нас старинные песни, распеваемые народом, так называемые былины.

Народ сам в незапамятные времена сложил эти удивительные песни-сказания про русских богатырей и витязей седой, отдаленной старины.

И переходили эти сказания из уст в уста, от стариков к детям, безыскусственно передавая каждому новому поколению древние были. Были - потому, что народ верит в существование богатырей в прошлом, верит, что все рассказываемое действительно было. В исторических записях и летописях сохранилось многое, указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно совершились, только народ переделал по-своему эти сказания, разукрасил их и преувеличил.

Былины рассказывают нам о диковинной «старинушке», когда народ еще не знал предела своей «силушке» и еще не умел употребить ее на пользу родине. Но проходило время: народ, как ребенок, вырастал и учился мыслить; устраивал свою жизнь, приобретал друзей и врагов, и силушка нашла себе исход в служении на пользу близким, на пользу родине; и народ стал петь уже о других героях, стоявших на страже Руси, на заставе.

Былина - это сам народ со всеми его темными и светлыми сторонами; былина - это сама жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всех сторон, со всеми подробностями обстановки домашней, военной и придворной. И это придает былине особенную ценность: она воскрешает перед нами древнерусский уклад жизни с самыми мелочными подробностями.

Каждый народ имеет свою поэзию, подобную нашим былинам, свой, как говорят, эпос, рисующий жизнь того или другого народа, и наши былины принадлежат к числу самых поэтических и прекрасных эпических песен.

Долгое время народные песни-сказания, известные под названием былин, не останавливали на себе внимания и оставались незаписанными, пока ученые Рыбников и Гильфердинг (и еще многие другие) не заинтересовались ими. Когда былины собрали и напечатали, все с удивлением узнали о новом богатстве русской поэзии, о новых красотах, которые скрывали в себе эти «сказки», какими их раньше считали. И за этими «сказками» помимо их глубокой поэзии признали громадное педагогическое значение, признали, что былины учат нас любить родину и создавший их народ, сила, доблесть, недюжинный ум и добрые качества которого открываются в созданных им легендах.

Но в подлинном своем виде, в том виде, как их «сказывал» народ, былины слишком объемисты и неудобны для чтения малоподготовленному читателю. Тут нужен доступный для общего понимания пересказ, но такой, который сохранил бы все основные формы былины, дух и образы оригиналов, устраняя все неподходящее, противоречивое или слишком часто повторяющееся в ущерб ясности содержания.

Удовлетворить этому требованию и имеет целью настоящее издание, в котором собраны все наиболее выдающиеся былины о русских богатырях и витязях.

То, что дано могучей фантазией народа, дополнено в настоящем издании рисунками художника, всецело проникшегося героическим духом былин и пытавшегося соответственно этому воспроизвести дивные эпизоды богатырских деяний и воплотить величавые образы могучих русских былинных богатырей и витязей.

Вольга Святославич

Закатилось красное солнышко за синие моря, за высокие горы, вышел на небо светлый месяц и вывел за собою веселый хоровод ясных частых звездочек… В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Святославич.

В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры забрались в свои норы, лисицы и зайцы скрылись в лесные чащи, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла на них: родился могучий богатырь.

Растет Вольга не по дням, а по часам, говорит громко, словно гром гремит; говорит молодой своей матушке Марфе Всеславьевне такие речи:

Государыня-матушка! Не пеленай меня в дорогие пеленки, не надевай на меня пояса шелкового - пеленай меня в булатные латы крепкие, золотой шлем надень мне на буйную голову, в руки дай палку свинцовую тяжелую, грузную, весом в триста пудов!

Подрос могучий Вольга; семи лет отдала его мать учиться; пошла ему впрок наука: выучился он всяким наукам и хитростям, да мало ему этого ученья показалось. Уходил Вольга из дома в горы высокие, в леса темные, к старым волхвам-мудрецам и научился у них Вольга разным премудростям: научился Вольга обертываться ясным соколом, да серым волком, да гнедым туром с золотыми рогами.

В двенадцать лет стал Вольга прибирать себе дружинушку: три года приходили к нему добрые молодцы, приходили с полудня , и с севера, и с востока, и с запада: набралось дружины семь тысяч, все храбрые да сильные молодцы.

И поехал Вольга с дружиною в чистое поле добывать себе славы и богачества.

Храбрая моя дружинушка! - говорит Вольга, - вейте-ка вы веревочки шелковые, становите силки по сырой земле, ловите куниц и лисиц, диких зверей и черных соболей.

Послушалась Вольги дружина: вили веревки, ставили силки; три дня и три ночи провели за работой добрые молодцы: только не ловится никакой зверь, как нарочно, - вернулась к Вольге дружина с пустыми руками.

Оборотился тогда Вольга львом могучим, побежал в леса, набил всякого зверя, накормил по-царски свою дружинушку, разодел в шубы черного соболя.

Во второй раз посылает Вольга добрых молодцев:

Храбрая моя дружинушка! вейте-ка вы шелковые веревочки, наставьте силков на ветвях деревьев: наловите гусей, лебедей, ясных соколов, мелкой птички!

Три дня и три ночи провела на охоте дружинушка Вольги: ни одной птички в силках не запуталось; пришли к Вольге с пустыми руками.

Обернулся Вольга науй-птицей, взвился стрелой под небеса; наловил, набил всякой птицы, принес своей дружинушке.

В третий раз говорит Вольга:

Храбрая моя дружинушка! Возьмите-ка вы стальные топорики, постройте крепкое судно дубовое, забросьте в море невода шелковые, наловите всякой рыбины: семги и белужинки, и щук, и плотичек маленьких, и осетров дорогих.

Три дня и три ночи пробыли витязи на море; не поймали и одной маленькой рыбки! Не знают, как Вольге и на глаза показаться.

Видит Вольга, плохо дело, придется самому отправляться за добычей. Обернулся тут Вольга рыбой-щукой, опустился на морское дно глубокое, наловил всякой рыбы; накормил свою дружинушку яствами сахарными, да все переменными. Живут они себе, поживают, никакой заботы не знают, не ведают.

Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.



Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.


Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.


Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.


Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.


Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.


Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.


Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.


Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Кузов