Святая магдалена католическая. Марии Магдалина имела детей от Иисуса Христа? Святая равноапостольная мария магдалина

В третье воскресенье после Пасхи Православная Церковь вспоминает служение жен-мироносиц , пришедших ко гробу Спасителя, чтобы возлить на Его Тело благовония. Каждый из евангелистов передает смысл события с различными деталями. Но все четыре апостола вспоминают о Марии Магдалине. Кем была эта женщина? Что о ней рассказывает Священное Писание? Чем отличаются православное и католическое представления о Магдалине? Откуда появились кощунственные ереси и как их преодолеть? Обо всем этом читайте далее.

Как православные представляют Марию из Магдалы?

Мария Магдалина — один из самых известных новозаветных персонажей. Ее память Православная Церковь чтит 4 августа по новому стилю. Родилась она в галилейском местечке Магдале у Генисаретского озера, была одной из самых верных учениц Иисуса. Священное Писание очень лаконично описывает ее жизнь и служение Христу, но даже этих фактов хватает, чтобы увидеть ее святость.

Исцеленная от беснования становится преданной ученицей Спасителя

Православный взгляд на личность Марии Магдалины полностью основан на евангельском повествовании. Священное Писание не рассказывает о том, чем занималась женщина до того, как последовала за Христом. Ученицей Иисуса она стала тогда, когда Христос избавил ее от семи бесов.

На протяжении всей оставшейся жизни она оставалась преданной Христу. Вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном следовала на Голгофу. Она была свидетельницей земных страданий Иисуса , издевательств над Ним, пригвождения ко Кресту и ужаснейших мучений.

В Страстную пятницу вместе с Богоматерью она оплакивала умершего Христа. Мария знала, где тайные последователи Иисуса — Иосиф Аримафейский и Никодим — погребли тело Спасителя. Это было в субботу.

А в воскресенье с раннего утра она примчалась ко гробу Спасителя, чтобы до конца засвидетельствовать собственную верность . Настоящая любовь не знает преград. Так было и в случае с Марией Магдалиной. Даже после смерти Иисуса она пришла, чтобы излить на Его тело благовония.

И вместо бездыханного тела в гробу она увидела лишь белые погребальные пелены. Тело похитили — с такой новостью и слезами на глазах жена-мироносица прибежала к ученикам. За ней к месту погребения последовали Петр и Иоанн и удостоверились, что Христа там нет.

Первой увидела воскресшего Господа

Ученики вернулись в дом, а мироносица осталась оплакивать Спасителя. Сидя у гроба, она увидела двух ангелов в сияющих облачениях. Заметив ее скорбь, небесные вестники спросили, почему она плачет. Женщина ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».

За ее спиной уже стоял Христос, но мироносица не узнала Спасителя даже тогда, когда он заговорил. Ученица Иисусова подумала, что это садовник, забравший Тело Христа, и обратилась: Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Лишь только когда Спаситель назвал Ее по имени, Мария Магдалина узнала родной голос и с неподдельной радостью воскликнула: «Равуни!», то есть «Учитель!».

Именно от Марии апостолы услышали, что Христос жив. Евангелист Иоанн сдержанно описывает, что жена-мироносица пошла и известила ученикам, что видела Господа. Но наверняка Мария Магдалина буквально ворвалась в дом и радостно закричала: «Я видела Его, Христос воскрес!». Именно из уст этой мироносицы человечество приняло благую весть — Спаситель преодолел смерть.

Проповедь в Риме и красное яйцо

Больше о жизни и миссионерстве этой жены-мироносицы Священное Писание не извещает, разве что апостол Павел вспоминает о Марии, которая много трудилась для нас. А Православная Церковь недаром чтит ее как равноапостольную, ведь святая занималась распространением благой вести среди римлян до апостола Павла.

В старости она, согласно достоверным источникам, жила в городе Эфес в Малой Азии. Там она также благовествовала, а еще помогала Иоанну Богослову — по ее свидетельству апостол написал 20-ю главу Евангелия. В этом же городе святая мирно упокоилась.

С мироносицей из Магдалы обычно связывают традицию красить на Пасху яйца. Проповедовала Евангелие в Риме, равноапостольная якобы явилась к императору Тиберию . Среди иудеев существовал такой обычай: если ты в первый раз приходишь к известному человеку, то должен принести ему какой-нибудь подарок. Бедняки обычно дарили плоды или яйца. Вот и проповедница принесла правителю яйцо.

Согласно одной версии, оно было красным, что и заинтересовало Тиберия. Тогда Мария Магдалина рассказала ему о жизни Спасителя, смерти и воскресении. Император якобы даже поверил ее словам и хотел причислить Иисуса к римскому пантеону. Сенаторы воспрепятствовали такой инициативе, но Тиберий решил хотя бы в письменном виде засвидетельствовать воскресение Христа.

По другой версии равноапостольная явилась к императору с яйцом и сказала: «Христос воскрес! ». Он засомневался: «Если твои слова соответствуют действительности, пусть это яйцо станет красным». Так и случилось.

Историки ставят под сомнение достоверность этих версий. Вполне возможно, что женщина все-таки беседовала с императором и приносила ему символический дар. Зато современный мир благодаря этому обрел еще одну красивую традицию с глубоким смыслом.

Католики о Магдалине: между правдой и выдумкой

В католической традиции Марию Магдалину вплоть до 1969 года изображали как великую блудницу. С чем это связано? С тем, что этой ученице Иисуса они приписали фрагменты биографий многих персонажей новозаветной истории.

Считается, что она предалась распутству, за что и была поражена беснованием. Иисус изгнал из нее семь бесов, после чего она превратилась в его преданную последовательницу.

  • В Евангелии упоминается безымянная женщина, омывшая ноги Христа миром и отершая их собственными волосами. Согласно католическому учению, это была Магдалина.
  • Другая женщина накануне Тайной Вечери возлила на голову Иисуса драгоценное миро. Евангелие не называет ее имя, но католическая традиция говорит, что это тоже была Мария из Магдалы.
  • В сестре Марфы и Лазаря католики также почитают Марию Магдалину.

Кроме того, у них образ этой жены-мироносицы частично переплетается с фактами из жизни Марии Египетской, которая, будучи блудницей, ушла в пустыню и провела там 47 лет. А по одной из версий мироносице из Магдалы «приписали» 30 лет пустынножительства.

По другой гипотезе последние годы она провела на территории современной Франции. Эта жена-мироносица проживала в пещере недалеко от Марселя. Там, по легенде, она прятала Грааль — чашу, которую наполнил Кровью Спасителя Иосиф Аримафейский, погребавший Христа.

Мария Магдалина является одной из самых почитаемых в Католической Церкви святых. Она считается покровительницей монашеских орденов, в честь ее освящают храмы.

В целом образ Марии в католицизме не вполне соответствует евангельскому тексту. Ведь приписывание фактов к биографии святой не прошло бесследно, а привело к множеству домыслов и еретических учений.

Как противостоять ересям? Изучать Евангелие

Разум падшего человека не способен вместить тайну христианской любви и воплощения Сына Божьего. Этим и объясняется кощунственная версия о том, что Магдалина была не только последовательницей Христа, но и Его спутницей жизни.

По этой же причине некоторые читатели Священного Писания считают, что любимым учеником Христа был не Иоанн, а Мария, которой даже приписывается авторство апокрифического «Евангелия от Марии Магдалины».

Существует еще множество версий, кем якобы была жена-мироносица, но все они больше похожи на истории из желтой прессы, чем на правду.

Православная Церковь осуждает подобные еретические размышления и призывает к осмысленному изучению Священного Писания.

Более подробно о жизни Марии Магдалины рассказывается в этом фильме:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

22 февраля 1992 года были обретены мощи святителя Тихона, известного как Патриарх Тихон. Тот самый, который предал анафеме гонителей Церкви (читай - безбожную советскую власть) и открыто осудил расстрел Николая ІІ. Интересные факты из жития святого, о служении и покушении на жизнь вы найдете в статье.

Мария Магдалина в православии - это личность, почитаемая в качестве равноапостольной святой. Она являлась мироносицей, следовавшей за Христом до Его Распятия. Мария Магдалина стала той, перед которой впервые предстал воскресший Мессия. Она упоминается не только в православии, но и в католицизме и протестантизме. Святую считают покровительницей проповедников и учителей, а её образом восхищались мастера эпохи Ренессанса.

Роль Магдалины в христианстве

Описание её деятельности начертано лишь в нескольких фрагментах Почитание этой женщины различно в традициях католицизма и православия. Для последнего она предстает исключительно в качестве мироносицы, излеченной от бесовского наваждения. Католическая церковь говорит о Марии как о необыкновенной красавице и раскаявшейся блуднице, сестре воскресшего Лазаря. К тому же западная традиция прилагает к евангельским текстам колоссальный мифический материал.

Икона святой мироносицы Марии Магдалины

Равноапостольная святая родилась и выросла в городе под названием Магдала. Сегодня на его месте стоит маленький поселок Медждель. В Священных Писаниях нет повествования о юных годах Магдалины, но сказано, что Иисус Христос исцелил её от нашествия семи бесов. Этот коренной поворот в её судьбе стимулировал женщину последовать по стопам Великого Учителя и Спасителя.

  • Мария являлась неотлучной спутницей Божьего Сына в период, когда Он и выбранные Им апостолы проповедовали христианство в населенных пунктах Иудеи и Галилеи .
  • Вместе с Магдалиной Христу служили и другие благочестивые женщины: Иоанна, Сузанна, Соломия и др. Эти жены-мироносицы разделяли труды апостолов, разнося благие вести о пришествии Спасителя.
  • Мария Магдалина шла первой за Христом, когда Его вели на Голгофу. Лука утверждает, что жены-мироносицы рыдали, видя страдания Иисуса, но Он утешал их и напоминал о Царстве Божием. Мария находилась вместе Богородицей и Иоанном у Креста в момент Распятия Мессии.
  • Магдалина проявила верность Иисусу не только в период Его возвышения, но и в дни полнейшего уничижения. Она присутствовала на похоронах Божьего Сына и своими глазами видела, как Его тело вносили в гробницу. Далее, равноапостольная святая стала свидетельницей закрытия этой пещеры большим камнем.
  • Мария, верная Божьему закону, вместе с другими женами-мироносицами пребывала , совпавший с праздником Пасхи, в полном покое. В первый день недели верные ученицы планировали прийти к гробу и помазать тело Христа благовониями. Мироносицы добрались до места захоронения на восходе солнца, а Мария прибыла, когда еще царствовала темнота ночи.

Дополнительные статьи:

Равноапостольная святая увидела, что камень, закрывавший вход, отвален. В страхе она устремилась к апостолам Петру и Иоанну, которые жили ближе остальных. Прибыв на место, они удивились, увидев свернутую плащаницу и пелены. Апостолы покинули пещеру, ничего не сказав, а Магдалина осталась и плакала, тоскуя о Своем Господе.

Мария Магдалина и ангелы в гробе Господнем

Желая убедиться в том, что тела действительно нет, она подошла к гробу. Внезапно перед женщиной засиял божественный свет, и она увидела двух ангелов в белоснежных одеждах.

  • Когда она ответила на вопрос Небесных посланников о причине ее скорби и отвернулась в другую сторону, на входе грота предстал Воскресший Христос. Однако ученица не узнала Божьего Сына, пока Он не заговорил с ней. Этот голос изначально стал для Марии великим лучом света после исцеления от бесовской болезни. Она с колоссальной радостью произнесла: «Учитель!». В этом возгласе слились воедино уважение и любовь, грандиозное почтение, признание и нежность.
  • Магдалина бросилась к ногам Христа, чтобы омыть их слезами божественной радости, но Иисус не разрешил прикасаться к себе, ибо не «восшел еще Сын к Отцу».
  • После всего увиденного Мария отправилась к апостолам и сообщила весть, которую все с нетерпением ожидали. Так произошла первая проповедь о божественном Воскресении Спасителя.
  • Когда апостолы разошлись по миру, чтобы рассказать людям о великом учении Спасителя, вместе с ними отправилась отважная Мария Магдалина. Святая, в сердце которой не утихал огонь любви к Господу, держала путь в языческий Рим. Она возвестила о Воскресении, но малое количество людей принимали слова проповедницы за правду.
Интересно! Имя «Мария» имеет еврейское происхождение и несколько раз встречается в тексте Нового Завета. Прозвание «Магдалина» несет в себе географическую нагрузку и указывает на место, где святая была рождена. В связи с тем, что «башня» (Магдала) являлась рыцарским символом, в Средние века образу Марии придали аристократические черты. В Талмуде прозвание «Магдалина» часто расшифровывали как «завивающая волосы».

Хождения в Италии и кончина

Писание утверждает: первая ученица Христа явилась во дворец императора Тиберия и преподнесла ему красное яйцо - символ Воскресения. Она поведала историю невинно осужденного Христа, творившего чудеса и казненного по злому навету первосвященства.

Красное яйцо - символ Воскресения Иисуса Христа

Она напомнила, что спасение от мирской суеты приходит через кровь чистого Агнца, а не золотых или серебряных изделий.

  • Мария продолжала распространять благую весть в Италии. Её труды восхвалял апостол Павел в «Послании к Римлянам», признавая за ней необыкновенное мужество и беззаветную преданность Всевышнему. Писание гласит: Магдалина уже в преклонном возрасте отбыла из Рима после того, как над Павлом совершили первый суд. Равноапостольная святая отправилась в Эфес, чтобы помогать в проповедничестве апостолу Иоанну. Здесь же она тихо и мирно покинула бренный мир.
  • Её нетленные мощи в IX столетии перенесли из Эфеса в Константинополь. Некоторые исследователи предполагают, что останки во время крестовых походов транспортировали в Рим. Мощи разместили в храме Иоанна Латеранского, который вскоре переименовали и освятили в честь самой преподобной Марии Магдалины.
  • Часть останков находится во Франции, близ Марселя, а также монастырях Святой Афонской Горы и Иерусалима. Поклониться мощам преподобной приходит огромное количество благочестивых паломников.

Интересные статьи:

На заметку! Благодаря проповеднице во всем христианском мире прижился обычай дарить пасхальные яйца с восклицаниями: «Христос воскрес! Воистину Воскрес!». После апостольского периода в церквях читали молитвы на освящение яиц и сыра. Братия и прихожане слышали хвалебные песни во славу Магдалины, первой подавшей пример радостного жертвоприношения.

Православный храм в честь святой

Церковь расположена в местности под названием Гефсимания, что в Восточном Иерусалиме. Рядом находится гробница преподобной Девы Марии. Эта церковь воздвигалась православным обществом Палестины на средства императорской семьи и была освящена в 1888 г. С 1921 г. здесь хранятся останки великомучениц Елисаветы и Варвары.

Церковь Святой Марии Магдалины входит в комплекс Гефсиманского православного монастыря

  • Идея постройки и выбор местности на склоне Елеонского холма принадлежит архимандриту Антониону. Первый камень церкви Марии Магдалины заложили в 1885 г. В 1934 г. на территории организовали православную женскую общину, настоятельницей которой стала инокиня Мария, имевшая шотландское происхождение.
  • В монастыре хранится икона «Одигитрия», прославившаяся чудесами в 1554 г. Останки великомучениц Елисаветы и Варвары располагаются в отдельных раках. Здесь же прихожане поклоняются чудотворному изображению Марии Магдалины.
  • Семиглавый Иерусалимский храм возведен из белого камня и выполнен в стиле московской архитектуры. Колокольня имеет небольшие размеры, а иконостас создан из мрамора с бронзовым орнаментом.

Иконы и изображения Марии Магдалины

Образы равноапостольной святой демонстрируют перед верующими пример величайшей любви и преданности Всевышнему Отцу. Святые лики Магдалины указывает на истинный путь и требует от человека терпеливости и духовной стойкости.

  • Православная иконопись изображает Марию с пасхальным яйцом красного цвета, а также с сосудом, в котором сосредоточено миро.
  • Часто на полотнах она показана вместе с Богородицей и Иоанном Богословом рядом с распятием. Святую можно наблюдать на иконах с сюжетом, демонстрирующим положение Христа в гроб. В православной традиции её изображают в числе пришедших жен-мироносиц, которые увидели пустоту в пещере и благовестных ангелов.
  • Сцена явления Христа после Воскресения для отечественной церкви - редкое явление. Его можно видеть только в образцах поздних икон греческого стиля.
  • Перед святым ликом просят об обретении истинной веры и избавлении от вредоносных привычек, льстивых искушений. Молитвы перед образом избавляют от телесных и душевных недугов.

В католицизме Мария Магдалина предстает как «раскаявшаяся блудница», которая в конце жизненного пути удалилась в пустынную местность и предавалась суровой аскезе, сожалея о грехах. Её одеяние распалось от ветхости, и волосы покрывали все тело чудесным образом. После божественного исцеления она была вознесена ангелами в Царствие Небесное. Эта легенда оказала огромное влияние на западное искусство.

  • Множество произведений, где Магдалина выступает главным персонажем, выполнено в жанре «Vanitas» (Суета). Рядом с женщиной демонстрируется череп, символизирующий осознание бренности и понимание важности истинного пути. Дополнительными атрибутами выступают плеть и терновый венок. Место действия - пещера на территории Франции: здесь святая размышляет, читает Писание или кается, возведя взгляд в небеса.
  • В западноевропейской иконописи Магдалина изображается омывающей ноги Мессии и вытирающей их своими роскошными волосами.
  • В католической традиции жена-мироносица изображается с распущенными волосами и держащей сосуд с благоухающими маслами.
  • В других вариациях ее поддерживают над землей крылатые ангелы. Этот сюжет встречается в западном искусстве с XVI столетия.
  • Очень редко в католицизме и протестантизме изображается последнее причастие Марии и её смерть.
  • На некоторых полотнах она скорбно обнимает ногу Спасителя, распятого на кресте Голгофы. На иконах «оплакивания» она придерживает стопы Спасителя и скорбит об утере.
Интересно! Имя Магдалины сыграло важную роль в становлении гностицизма - богословско-религиозного направления, испытывающего влияние языческих воззрений и античных философов. Гностики говорили, что Мария является единственной и истинной получательницей откровения, любимейшей ученицей Спасителя. Это религиозно-богословское течение признали как ересь в III веке.

Эта женщина проявила божественную любовь к своему Учителю, осталась навсегда Ему преданной и несла благие вести наравне с апостолами. В православной традиции Мария Магдалина считается святой, излеченной Иисусом Христом от болезни «семи бесов», и последовавшей за Ним до самого Воскресения. В ортодоксальных текстах о ней сказано мало, но в католицизме приобрели популярность различные легенды с участием равноапостольной ученицы.

Видео о житии равноапостольной Марии Магдалины

Имя Марии Магдалины - чуть ли не одно из самых известных библейских имен для современного человека. Только прославили его среди широкого круга людей, к сожалению, . На эту тему пишутся многочисленные статьи, снимают фильмы...

Но на самом деле история блудницы Марии, которая была женой Иисуса, не нова: еще в III веке среди еретиков-гностиков ходила легенда о возлюбленной Христа, хранившей все Его слова и поучения. Со временем появлялись новые и новые подробности, постепенно сложившиеся в предание о том, что от брачного союза Иисуса и Марии в итоге произошел род Меровингов – хранителей элитного знания и магических приемов, которыми якобы владел сам Христос.

К этой сомнительной легенде Церковь не имеет никакого отношения. Она знает совсем другую Марию Магдалину и почитает ее за совершенно иные заслуги.

«Старец даёт гиматий Марии Магдалине». Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е гг.

Грешница

Строго говоря, о Магдалине мы знаем мало. Родилась она в городе Магдала близ Капернаума на западном побережье Тивериадского озера в Галилее. Евангелие почти ничего не говорит о ее прошлом, и это деликатное молчание Библии породило в кругу исследователей две версии.

Первая группа богословов, преимущественно восточная, склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, которая, избавившись от своего недуга, бросила все и последовала за галилейским Проповедником. Евангелие как бы вскользь говорит, что Магдалина была одержима – из нее Спаситель изгнал семь бесов. А что такое одержимость? Это жуткое состояние, когда человек в той или иной степени находится под контролем темных сил. В своем крайнем выражении одержимость приводит к полному подчинению бесовской воле, поэтому избавление от такой страшной болезни воспринимается несчастным человеком как второе рождение на свет. Это освобождение стало праздником и для Марии. Вполне вероятно, что благодарность женщины Христу была настолько велика, что она решила посвятить Господу всю свою жизнь.

Вторая, западная, группа исследователей отождествляет Магдалину с блудницей, которую Христос спас от избиения камнями, и которая совершила очень трогательный поступок – когда Иисус обедал у одного из фарисеев, она припала к Его ногам, стала возливать на них дорогое благовонное масло, омывать их слезами и вытирать роскошными прядями своих волос. Евангелие содержит три упоминания об этом эпизоде. По крайней мере, один из них приписывается Марии.

О том, что она могла быть женщиной легкого поведения, говорит и ее прозвище: слово «magadella» обозначает в талмудической традиции женщин с завитыми волосами. Подобного рода украшательством занимались именно гетеры. Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказывался святитель Дмитрий Ростовский – крупнейший русский систематизатор житий XVIII века. Аргумент ученого прост: если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница.

Но все это – лишь версии. Ясно лишь одно – после встречи с Христом жизнь Марии круто изменилась. Она полностью оставила свой прежний образ жизни, каким бы он ни был, и стала неразлучной спутницей Иисуса, помогая Ему и Его ученикам. Внимательное чтение Евангелия показывает, что она не была единственной ученицей Спасителя, – вместе с Ним ходили еще несколько женщин. Все они были ближайшими родственницами апостолов, в чьи обязанности входило создавать элементарный минимум бытовых удобств для членов апостольской общины.

Ученица

Среди учениц Спасителя Мария занимала особое место. Ее чаще всего упоминают евангелисты, рассказывая о спутницах апостолов. На первый взгляд, такое возвышение одной женщины над другими выглядит весьма подозрительным. Но непредвзятое чтение Писания показывает, что уважение, испытываемое к Магдалине другими членами первохристианской общины, было оправданным. Ее любили за столь искреннюю и горячую преданность Христу, какой, поначалу не имели даже многие апостолы. И вовсе не случайно Господь удостоил Марию чести стать первой, кто увидел Его воскресшим.

В отличие от большинства учеников, которые в день казни своего Учителя разбежались, перепуганные, еще в Гефсиманском саду, ученицы не побоялись быть схваченными солдатами, растерзанными толпой или обвиненными в соучастии в преступлениях, которые приписывались Иисусу. Их любовь была выше страха. Это они следовали за Спасителем до Голгофы, были там до самого момента Его смерти. Это они сняли Его тело с креста, оплакали и завернули его в погребальную ткань. И они же, вместе с Иоанном Богословом, Иосифом и Никодимом проводили своего Учителя в последний путь. Верили ли они в то, что Христос воскреснет? Вряд ли... Такую веру имела разве что Пречистая Богородица, которой было дано проникнуть сердцем в тайны домостроительства своего Сына. Остальные же были в очень подавленном состоянии. Мир в одночасье рухнул для них, и апостолы не знали, что им делать дальше. Они были поражены и растеряны.

Но если мужчины поддались унынию и страху, то женщины поступили иначе. Они знали, что Христос умер, они понимали, что Ему уже ничем нельзя помочь. И все же любовь их была столь велика, что они решили отдать Христу последнюю дань почтения – помазать Его тело миром – благовонным маслом. По традиции, это необходимо было делать в день похорон. Но поскольку Иисуса распяли накануне субботы, то погребение проходило в спешности: ведь в субботу нельзя было заниматься никакими делами. Христа положили в пещеру без омовения и бальзамирования, поэтому, когда суббота миновала, женщины поспешили завершить недоделанное. Зачем это было им нужно? Разве умерший нуждается в этом? Рассудок посчитал бы излишним подобные вещи, но великая любовь, которая горела в сердцах учениц, говорила обратное. Она подняла их среди ночи и звала к заветной пещере. Она словно бы говорила им: «Спешите! Вы увидите чудо, и ваша скорбь сменится на радость!».

И женщины живо ощутили, что обязательно должны идти! Они даже не думали, как отвалят тяжелый валун от входа в пещеру – они просто пошли, руководствуясь одной лишь любовью. Что было дальше – знают все. Мироносицы пришли к гробу и увидели, что камень, закрывавший вход, лежит поодаль, погребальное ложе пусто, а на его краю сидит ангел. Он и рассказал женщинам о Воскресении. И снова – испытание! Другой бы не поверил, посчитал бы увиденное галлюцинациями. А мироносицы – поверили! И кинулись в город, чтобы рассказать остальным апостолам о свершившемся чуде.

Магдалина узнала радостную весть несколько иначе, чем прочие женщины. Она пришла ко гробу раньше всех и, увидев, что он пуст, бросилась рассказывать об этом апостолам, посчитав, что тело Христа украли. Вернувшись к гробу вместе с Иоанном и Петром, она уже не застала ни остальных мироносиц, ни ангела. Постояв в растерянности, апостолы удалились, а Мария осталась одна, пытаясь хоть как-то осознать происходящее. И вот, невдалеке от пещеры она увидела человека. Подумав, что это хозяин виноградника, расположенного по соседству, женщина стала расспрашивать его, надеясь, что он расскажет хоть что-нибудь о судьбе похищенного тела. И в ответ вдруг услышала свое имя:

– Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему; иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Это было прямое благословение иди на проповедь, и Мария пошла! Она стала первой, кто возвестил миру о том, что Христос воскрес. Сначала апостолы посчитали ее сумасшедшей. Некоторые из них ругали ее, некоторые жалели: мало ли что могло привидеться несчастной женщине после пережитого горя. Но несчастной Магдалина не выглядела. Наоборот, она вся сияла от радости и твердила лишь одно: «Я видела Господа». Позже, когда Христос явился всем апостолам, они устыдились того, что они не поверили Марии. А она еще сильнее стала свидетельствовать всем, что Господь воскрес.

Равная апостолам

После того, как Господь окончил свое земное служение и вознесся на небо, Мария ушла на проповедь. Местом ее подвига стал Рим – столица тогдашней мировой цивилизации. И везде, где бы ни звучало ее слово, она повторяла одну и ту же фразу: «Я видела Господа! Он воскрес!». Молва о необычной женщине, которая проповедовала на городских форумах, дошла в конечном итоге до императорского дворца. Правитель Тиберий решил лично послушать, о чем рассказывает Магдалина. Они встретились в присутствии многих вельмож, ученых и философов. Сначала беседа шла в дружеской атмосфере – императору понравилось учение, которое несли с собою христиане. Но стоило лишь Марии дойти до вести о Воскресении, лицо императора исказилось насмешкой, и он сухо отчеканил, указывая на яйцо, которое по обычаю принесла Мария во дворец в качестве подарка:

– Скорее, это яйцо станет красным, чем мертвые оживут!

Мария с грустью помолчала, потом спокойно протянула Тиберию свой скромный дар:

– Христос воскрес! Я сама видела Его живым!

Император все еще улыбался, принимая из рук мироносицы белое яйцо. Но через мгновение лицо правителя застыло в удивлении, и он словно онемел. В его руках, переливаясь пурпурными оттенками, лежало то же яйцо, поменявшее своей цвет с белого на красный. Еще спустя мгновение весь тронный зал наполнился изумленными возгласами «Чудо! Чудо!». Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнес:

– Воистину Он воскрес!

Вот так, трудами простой женщины христианство распространялось по Италии. Состарившись, Мария перебралась в Малую Азию, где мирно окончила свои дни в доме Иоанна Богослова, которому помогала в проповеднических трудах. По одной из легенд, до своего обращения к Христу Мария и Иоанн были женихом и невестой, но в брак так и не вступили – Иоанн оставил все, последовав за Спасителем. Марии же предстояло пройти через омут греха, прежде чем она стала христианкой.

На Западе бытует другая версия жития этой святой женщины. После проповеди Мария направилась в Галлию – нынешнюю Францию. Там она нашла безлюдное место, где тридцать лет оплакивала свое непутевое прошлое. Ее одежда истлела от времени и сырости, а наготу прикрывали длинные волосы, доходившие до пят. Питали подвижницу ангелы, которые каждую ночь возносили ее на небо, где она получала подкрепление и могла своими ушами слышать славословия, возносимые Богу ангельскими хорами. Искреннее покаяние и усердные труды подвижницы были вознаграждены Господом – Он очистил ее сердце от греха и наполнил его благодатью. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней в пещеру священник. Он же и похоронил святую.

Мощи Марии в эпоху раннего Средневековья несколько раз переходили из одних рук в другие, пока, наконец, не обрели покой в Риме – в базилике святого Иоанна Латеранского. Небольшие частицы мощей также хранятся во многих местах христианского мира.

На заставке: Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. Иванов А. 1834-1836

Благодаря Дэну Брауну имя Марии Магдалины привлекло к себе внимание современного общества. Многие заинтересовались жизнью святой, даже ни разу не читая Евангельской истории. Тем не менее, жизнь Марии Магдалины, ее чудеса и миссионерская деятельность не являются предметом вымысла, но подтверждены апостольскими книгами и свидетельствами первых христиан и римских историков.

Она была одной из жен-мироносицы — учениц Христа, ходивших вслед за Ним и апостолами еще при земной жизни Господа. Они «служили своим имением», то есть помогали в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи.

Житие Марии Магдалины

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Вместе с другими женами-мироносицами она ходила вслед за Христом и апостолами, «служа своим имением», то есть помогая в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.

В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло — не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.

Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.

Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.

Затем святая Мария Магдалина обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина — святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет — с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.

На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе — в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.


Святыни и церкви в честь святой Марии Магдалины

Поскольку святая известна не только своей миссионерской деятельностью, но и чудесной помощью людям, в честь нее еще до революции был назван ряд больниц, приютов и школ России. Сегодня имя святой Марии вновь вспоминается. Так, наиболее известны храмы в ее честь

  • В Москве: в Южном Бутово, при Императорском коммерческом училище, в Люберцах.
  • В Петербурге: при Мариинской больнице и Детской больнице святой Марии Магдалины, названных в ее честь.
  • В Минске, здесь действует молодежная община, которая ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, совершает паломнические поездки.


Образ святой Марии

Сила духа, масштаб личности святой равноапостольной Марии отражены на каждой ее иконе.

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери — это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям — святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель — тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.

У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы — вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.

Иконография, то есть композиция иконы, одежда и атрибуты образа святой Марии Магдалины традиционны для всех святых, прославленных в лике равноапостольных, а также дополнены сосудом святого мира.

Равноапостольные — люди, уподобившиеся апостолам и служившие Господу постоянной проповедью Евангельского слова, обращением людей в христианство. В лике равноапостольных много святых правителей, обративших в веру Христову своих подданных.

На иконах Мария Магдалина традиционно изображается стоящей, с крестом — символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой.

Святая Мария Магдалина — одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга — бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.

Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое — святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.


Мария Магдалина в мировой культуре

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.

В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.


День памяти Марии Магдалины

Праздник жен-мироносиц не имеет такого широкого распространения в России, как, например, Троица. До революции его называли «Бабьей неделей». Накануне недели жен-мироносиц праздновалась Радоница — поминали усопших. Сама Неделя жен-мироносиц празднуется через две недели после Пасхи.

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.

Отдельный день памяти святой Марии Магдалины празднуют в день ее преставления ко Господу — 4 июля по новому стилю (22 июля по старому).

В этот день ей молятся особой молитвой с прославлением — величанием:

Величаем тебя, святая равноапостольная Мария Магдалина, и почитаем святую память твою, о святая, весь мир учением своим просветившая, и ко Христу людей приведшая.

Молитвами святой Марии Магдалины да хранит вас Господь!

В последнее десятилетие вся издательская индустрия принялась писать о Марии Магдалине. Но вместо того, чтобы видеть святую так, как она была понята в христианской традиции, для некоторых современных писателей она стала «богиней Евангелий», «женой Иисуса», Святым Граалем или настоящей основательницей христианизма. Но, что нам говорят древние христианские записи о Марии Магдалине?

Среди женщин, которые появляются в Евангелие, после Матери Иисуса больше всех выделяется Мария Магдалина. Без сомнения, потому что она занимала особое место в воспоминаниях о жизни Иисуса, которые были переданы. Прежде всего, ее представляют как важного свидетеля смерти и воскресения Господа. В записях Матфея, Марка и Луки она всегда упоминается как первая из группы женщин которые издали наблюдали за распятием (Мк 15, 40-41), видели где Иисуса похоронили (Мк 15, 47) и, согласно Святому Матфею, оставались сидеть против гроба (Мф 27, 61). Также рассказывается, что в воскресенье рано утром Мария Магдалина и другие женщины снова вернулись помазать тело ароматами, которые купили (Мк 16, 1-7), и что тогда получили известие от ангела о воскресении и наказ идти и возвестить это ученикам (Мк 16, 1-7).

Святой Лука, и только он, кроме того, дает информацию о том, что много женщин, которые были избавлены от болезней и от злых духов, следовали за Иисусом в Галилее и служили Ему своим имением, среди них Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь демонов (Лк 8, 2-3; Мк 16, 9).

Святой Иоанн повествует вещи по-другому. Магдалина появляется у подножья креста, и она упоминается на последнем месте после Матери Иисуса, ее сестры, и Марии Клеопова (Ин 19, 25). Потом рассказывает, что в воскресенье, когда еще было темно, она пошла к гробу и увидев отваленную каменную плиту, побежала сообщить это Петру и любимому ученику (Иоанну), думая что кто-то унес тело (Ин 20, 1-2). Потом она вернулась к гробу и мы читаем о том, что она плакала у гроба, а потом сцена где ей является Воскресший Иисус, поручивший ей донести до учеников весть о том, что Он восходит к Отцу (Ин 20, 11-18). В Святом Иоанне фигура Магдалины наполнена символизмом и представляет Церковь, ищущую и находящую, находящую своего Учителя Воскресшим, и может восклицать «я видела Господа».

Три женщины

Из евангельских рассказов не следует, что Мария Магдалина была грешницей, которая согласно Лк 7, 36-49 помазала Иисуса и вытерла Ему ноги, которые обливала своими слезами. Это видение распространилось в латинской Церкви в конце VI века святого Григория Великого. Это получилось в результате процесса толкования Евангелий, которым хватает логики, но что, однако не точно на 100 процентов.

В Евангелиях при различных обстоятельствах три раза женщины помазали Иисуса: Мария из Вифании сестра Лазаря (Ин 12, 1-8), другая, чье имя не говорится (Мф 26, 6-13; Мк 14, 3-9), и женщина которую просто называют грешницей, о которой говорит Лк 7, 36-50. С 200 года некоторые Святые Отцы и церковные писатели, из Александрии и с севера Африки (например Клементий из Александрии и позже святой Амвросий Медиоланский и святой Августин) говорили о том, что во всех трех случаях это могла быть одна и та же женщина. И следующим шагом стало – определить эту женщину как Марию Магдалину.

Таким образом, выстраивались в одну картину различные евангельские рассказы и упростились многие вещи. С таким отождествлением не был осквернен ее образ, а даже был восхвален: и Святой Петр отрекся от Учителя, и Святой Павел был преследователем христиан, и многие великие святые были большими грешниками до своего обращения.

Другие писатели, прежде всего на Востоке, сохранили различие между тремя (например, святой Ефрен Сирин и святой Иоанн Златоуст).

Преемница тайных откровений

Более поздние тексты используют фигуру Магдалины для того, чтобы возвещать тайные откровения Иисуса. Речь идет о трудах, чье учение расходиться с апостольской традицией собранной в Новом Завете. Эти тексты принадлежат к некоторым из гностических учений, существующих во II и в III веках. Хотя эти труды были распространены под названием «евангелие», на самом деле они не принадлежат к этому литературному жанру, так как не содержат повествований о жизни Иисуса, и их авторы не интересуются ею. Ученики обычно появляются только в качестве спрашивающих и как получатели откровений сделанных после Воскресения.

Следовательно, не удивительно, что Мария Магдалина была одной из любимых фигур в этих текстах как получатель тайного откровения, так как ей явился Господь после Воскресения. Обычно не называют ее Мария Магдалина, как это происходит в Евангелиях, а именует ее Мариям или Мариамне. Это знак того, что ее личность не важна; важно то, что она представляет собой гностика.

В гностических текстах Мариям это практически единственная женщина, которая, вместе с апостолами слушает тайные откровения от Иисуса. Так мы видим ее в Евангелии от Томаса, Диалоге Спасителя, Pistis Sofia и других трудах, где она задает вопросы Спасителю; иногда больше вопросов, чем кто-либо из апостолов.

В Евангелии от Марии только она получает откровение сделанное Иисусом когда Он восходит на небо. Это обращение к Мариям было способом оправдать гностические учения, прибегнув к этим откровениям.

Другая черта, которую выделяют в гностических текстах это то противодействие, которое оказывают Мариям апостолы, особенно Петр. Это отражает негативное отношение некоторых гностиков ко всему женскому, в то же время они должны были признать то, что Мариям была ученицей. В конце Евангелия от Марии повествуется, что Петр и Андрей обвиняют Мариям, говоря ей, что она придумала откровение, которое она только что им поведала; Но Леви обвиняет Петра в том, что он говорит так из ревности.

Эти данные обычно толкуются как отражение официальной полемики Церкви против духовного лидерства женщины, которую поддерживали некоторые группы, которые и написали эти труды. Но также это можно понять как способ выделиться, среди этих групп, говоря о том, что апостольское учение переданное от имени Петра или других апостолов противоречило тому, что выражали они от имени Мариям.

Очень далеко от тех гностических учений, исчезнувших в IV веке, в Церкви постепенно создавались легенды направленные на восхваление фигуры Магдалины. В греческой Церкви рассказывалось, что после Воскрешения Иисуса она ушла в Эфес с Пречистой Девой и святым Иоанном и что там умерла, и потом ее прах был перенесен в Константинополь. Во Франции в середине XI века возникла легенда, приукрашенная множеством деталей, о том что Магдалина, Лазарь и некоторые другие пошли в Марсель и евангелизировали Прованса, что потом умерла в Аиксе и что ее останки в конце концов были перенесены в Беселай.

Гонсало Аранда Перес –профессор Ветхого Завета в университете Наварры.

_________________

Мария Магдалина в «Коде да Винчи»

Различные книги, которые проанализировали до какой степени Код да Винчи достоин доверия по отношению к истории христианизма, сталкиваются с тем, что говорится о Марии Магдалине. В книге «Расшифровывая да Винчи» (Ed. Palabra, 2004) Эми Вельборн (автор также романа «Расшифровывая Марию Магдалину». Правда, легенды и ложь ) пишет:

Давайте быстро просмотрим то, что говорит нам Дэн Браун о Марии Магдалине. По Брауну это была еврейская женщина из племени Бениамина, которая вышла замуж за Иисуса и родила от Него сына. Иисус попытался отдать Церковь в ее руки, эта Церковь должна была вернуть «женскую божественность» человеческой жизни и общему сознанию. После распятия Иисуса, Мария Магдалина ушла в еврейскую общину Прованса, где она и ее дочь Сара нашли убежище. Ее живот это «Святой Грааль». Ее кости покоятся под пирамидой из стекла у входа в Лувр. Сионский Приорат и Рыцари Тамплиеры посвятили себя защите ее истории и ее праха. Приорат поклоняется ей «как Богине… и как Божественной Матери».

Имея в виду, что Евангелия упоминают Марию Магдалину в немногих случаях, тогда откуда происходят эти идеи? Ответ находится как раз в самом романе, когда Тэабинг, «наш выдающийся эрудит» показывает свою библиотеку. И цитирует: Откровения Тамплиеров и Священная загадка (два труда педантичной псевдоистории и теории заговора), The Goddes in the Gospels (Богини в евангелия ) и The Woman With the Alabaster Jar , роман Маргарет Страберд, которая, среди прочих средств, применяет нумерологию – сумма цифр ее имени – чтобы прийти к выводу, что Мария Магдалина была почитаема как богиня в примитивном христианстве.

Хорошо; выявим некоторые моменты, чтобы поразмышлять о том, что нам сказали в этом романе: что Евангелия нельзя читать в буквальном смысле, и что ни на момент мы не должны верить, что они сообщают правду о тех происшествиях о которых рассказывают. Также роман повествует, что они передают методом кода, что первые христиане считали Марию Магдалину богиней.

Хорошо; если они считали ее богиней, почему они это не распространили? Зачем мучиться с этим добрым Иисусом распятым-воскресшим, когда они могли поклоняться Магдалине, если они этого желали?

Была ли Магдалина оклеветана Церковью?

Это приобретает большое значение в Коде да Винчи, где часто обращаются к личности Марии Магдалины, где она является проституткой, как часть злобного заговора организованного Церковью, чтобы воспрепятствовать любому подозрению, или даже исторической очевидности, о лидерстве Марии Магдалины в примитивном христианстве.

Два пункта: на первом месте, связь Марии Магдалины с проституцией распространилась в течение веков в западном христианизме (хотя в восточном нет). Тем не менее, нет доказательств того, что это было – как утверждает Браун и его источники, – из злобы, из женоненавистничества, или из страха к власти женщин.

Браун настойчиво намекает, что Мария Магдалина была маргиналом и была одержимой традиционным христианизмом, и изобразил ее как женщину распущенную, проститутку, и т.д.; с намерением, как предполагается, понизить ее значительность.

Как почти все, что мы находим в Брауне, это не только ошибочно… это просто напросто нелепость.

Христианизм, как восточный, так и западный, воздавал почести Марии Магдалине как святой. Христиане давали ее имя церквям, молились перед ее могилой, где предполагается, что хранится ее прах, и приписывают ей чудеса. Разве это можно называть клеветой?

А что касается темы проституции, даже те, кто ассоциируют Марию Магдалину с «женщиной… которая была грешницей» от Луки (7, 37) не углубляются в ее грехи после ее раскаяния. Христианизм не делает упор на грехах после раскаяния. Это результат веры в Иисуса. Нет; Мария Магдалина вспоминается главным образом благодаря ее роли свидетеля воскресения Иисуса.

До Возрождения, образы Марии Магдалины были достаточно спокойными. Только с тех пор мы находим ее раскаявшейся, неряшливой, полураздетой и с распущенными волосами. Мастера Возрождения показывали растущий интерес к более натуралистической и человеческой форме изображения, и самым неприкрытым способом выражения эмоций. Эти образы Марии Магдалины имеют больше общего с видением художников, чем с тем, что Церковь говорила о ней.

Партия Магдалины

Исследователь Джейн Шаберг и другие современные эксперты феминистки как Карен Кинг, использовали выдающуюся роль Марии Магдалины в некоторых гностических текстах II века в дальнейшем, чтобы дать понять о существовании борьбы между партиями Петра и Марии Магдалины внутри христианизма.

Сейчас давайте посмотрим логические неувязки, которые отсюда вытекают, так как они выражены в романе. Если партия Петра – которую мы можем принять за победившую, согласно тому, о чем неоднократно говорит Браун в своем романе – была так могущественна для того, чтобы понизить важность Марии, зачем тогда нужно было выделить ее первостепенную роль в рассказах о воскрешении, а также как первого человека, который получил Благую Весть?

Браун раньше сказал нам, что до того как Константин доведет до конца свой отвратительный подвиг в 325 н.э., христиане тех мест считали Иисуса «смертным человеком». В этом случае, кто именно участвовал в партии Петра? Предположительно это были «победители», что означает, что они должны были верить в божественность Иисуса, потому что это и есть учение которое победило. Но, если не была выдумана божественность Иисуса до 325 н.э., где же они были все это время?

Есть доказательства того, что часть христиан боролась за превосходство против партии Магдалины, и снизили ее значение в течение этого процесса?

Нет. Речь идет о чистой спекуляции основанной на чтении, идеологически мотивированном, текстов датированных по меньшей мере сто лет спустя после жизни Иисуса. Так это сделали некоторые гностические-христианские секты, которые появились в конце II века и которые приписывали Марии Магдалине главенствующую роль. В отрывках гностических текстов I века нет данных, которые указывают на близость между Иисусом и Марией Магдалиной, и нет теологических аргументов, которые поддерживают их версию христианизма и которые бы занижали роль Петра и апостолов.

Супруга Христа?

Код да Винчи говорит, что Иисус женился на Марии Магдалине и что это «исторически зафиксировано». В Обмане да Винчи (Ed. Palabra, 2006), Марк Шеа и Эдвард Сри говорят:

Среди тысяч страницнаписанных первыми христианами не появляется ни одного текста, который бы говорил о том, что Иисус был женат на Марии Магдалине. Это нет и в Евангелиях Нового Завета, ни в письмах святого Павла, ни у Отцов Церкви. И даже в гностических евангелиях!

Все доказательства указывают в обратном направлении: что Иисус не женился никогда. Например, если бы у Иисуса была бы жена, наверняка у Евангелий было бы много поводов, чтобы поговорить об этом. Хотя они часто упоминают Его родственников (Его отца, Его мать, Его двоюродных братьев), но никогда не говорят о жене. Это было бы очень странно если бы Иисус действительно был женат.

Кроме того, Новый Завет никогда не упоминает Марию Магдалину как «жену Иисуса». Женщины в Евангелиях часто связаны с важными мужчинами, которые находятся рядом с ними, когда эти мужчины существуют в их жизнях. Примечательно, что имя Марии Магдалины обычно связывается с другими женщинами, которые связаны с известными мужчинами, как «Мария (Мать) Иисуса» и «Мария Клеопова» (жена Клеопа) (Ин 19, 25) и «Иоанна, жена Хузы» (Лк 8, 3). Но то, что выделяет Марию Магдалину, это то, что ее имя обычно связывается с местом ее рождения, Магдала, но никогда с мужчиной. Эта маленькая деталь говорит обо всем. Указывает на то, что Мария Магдалина не была замужем, и тем более за Иисусом Христом.

Безопасность