Голосеменные растения презентация. Презентация "отдел голосеменные". I. Проверка знаний по пройденным темам

Голосеменные

Слайдов: 13 Слов: 543 Звуков: 0 Эффектов: 0

Отдел Голосеменные. Характеристика Голосеменных. Строение Голосеменных. Устьица погружены в ткань ли- ста, что снижает испарение воды. Размножение хвойных. Вдоль оси такой шишечки расположены чешуйки. Зрелое пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Значение в природе. Голосеменные растения играют важную роль в природе. Значение в жизни человека. Использует голосеменные растения и человек в своей хозяйственной деяте- льности. Весь парусный флот построен в основном из сосны. Многие из хвойных и сейчас-прекрасный строительный материал. Сердцевину некоторых тропических форм(нап- ример саговниковых) употребляют в пищу. - Голосеменные.ppt

Урок Голосеменные

Слайдов: 18 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 0

Урок-путешествие «Голосеменные растения». Воспитывать бережное отношение к природе. План урока. 1.Организационная часть Сообщение задач урока 2.Самостоятельная работа Заполнить таблицу. Ответь на вопросы. Тест. Изучение нового материала. Сосновый бор. Ель обыкновенная. Можжевельник. Пихта. Лиственница обыкновенная. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек». Сосна обыкновенная. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу. Закрепление знаний. Задания: 1)Расположите по мере усложнения: водоросли, лишайники, мхи, папоротникообразные,голосеменные. Заполните схему. - Урок Голосеменные.ppt

Отдел голосеменные

Слайдов: 44 Слов: 3116 Звуков: 0 Эффектов: 15

Отдел Голосеменные. Сосна обыкновенная. Гнетум. Гинкго. Отдел Голосеменные (Pinophyta, или Gymnospermae). Общая характеристика отдела Наиболее древний отдел семенных растений. Представлен многочисленными ископаемыми и современными видами (всего около 700). Типовой род – cосна (Pinus). Особенности жизненного цикла. Чередование поколений с доминированием бесполого поколения (спорофита). Важнейшее эволюционное приобретение семенных растений – внутреннее оплодотворение. Все голосеменные – разноспоровые растения. Жизненные формы. Травянистых форм нет. Вторичная ксилема обычно состоит из лестничных трахеид (не сосудов). - Отдел Голосеменные.ppt

Голосеменные растения

Слайдов: 9 Слов: 211 Звуков: 0 Эффектов: 0

Голосеменные растения. Определение голосеменных. Строение листьев хвойных растений. Строение шишки. Значение хвойных деревьев. Голосеменные – растения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо. К голосеменным растениям относят хвойные растения. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою. Хвоя – видоизмененные игольчатые листья у хвойных растений. В шишках на твердых чешуях располагаются семена. Незрелые шишки зеленоватые, с плотно прижатыми чешуями. У зрелой коричневой шишки чешуи раскрываются. У голосеменных растений семена находятся не в плодах, а в шишках. - Голосеменные растения.ppt

Биология Голосеменные

Слайдов: 9 Слов: 382 Звуков: 0 Эффектов: 26

Биология. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. План урока. Проверка домашнего задания (работа с тестами). План общей характеристики Голосеменных. Около 700 видов. Древесные растения, реже кустарники. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Вечнозелёные растения. Не образуют плодов. Настоящие сосуды отсутствуют. Разнополые растения. Оплодотворение происходит без участия воды. Мужские гаметы – неподвижные спермии. Размножение посредством семян. У Голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Семена образуются на видоизменённых, укороченных, генеративных побегах – шишках. - Биология Голосеменные.ppt

Растения отдела голосеменные

Слайдов: 9 Слов: 80 Звуков: 0 Эффектов: 8

Отдел голосеменные. На ветвях развиваются шишки. В шишках формируются половые клетки происходит оплодотворение образуются семена. Семена располагаются на чешуйках открыто (голо). От каких растений произошли голосеменные? Жизненные формы голосеменных растений. Деревья. Кустарники. Представители класса Хвойные. Можжевельник. Кипарис. Тис. Семейство Сосновые – самое многочисленное среди хвойных. - Растения отдела Голосеменные.ppt

Общая характеристика голосеменных

Слайдов: 18 Слов: 511 Звуков: 0 Эффектов: 17

Отдел Голосеменные растения. Самая популярная детская песня. И много-много радости Детишкам принесла. Хвойные широко распространены на Земле. Среди хвойных нет травянистых растений, а только кустарники и деревья. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. На болотистых почвах главный корень развит плохо. План общей характеристики Голосеменных. Около 700 видов. Древесные растения, реже кустарники. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Вечнозелёные растения. Не образуют плодов. Настоящие сосуды отсутствуют. Разнополые растения. - Общая характеристика голосеменных.pptx

Размножение голосеменных растений

Слайдов: 14 Слов: 115 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема: Размножение голосеменных растений. Голосеменные. Выбрать лишнее. Бесполое размножение Половое размножение Сперматозоид Яйцеклетка. Гамета Яйцеклетка Спермий Оплодотворение. Хламидомонада Улотрикс Мох кукушкин лён. Какой способ размножения изображён у хламидомонады? Какой способ размножения изображён у улотрикса? Какой мох является женским растением? Хвощ Мох Сосна Папоротник. Строение шишки. Схема «Опыление и изменения, происходящие в шишке». Схема «Образование семян у сосны». Яйцеклетка Спермий Зигота Зародыш Семя. Семязачаток Эндосперм Семенная кожура. -

Урок построен для 6 класса по учебнику В.В. Пасечника.

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления

Этап обучения по данной теме: основной

Вид деятельности: поисковый и репродуктивный

В этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым, для учеников, способом при помощи семян и имеют шишки разных полов.

В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите.

Заранее даётся сообщения двум ученикам: “Сосна”, “Ель”. Ученикам даются заранее выучить стихотворения об охране природы и Ф. Тютчева, которые имеются в план – конспекте. Так же можно заранее зачертить таблицу, с целью экономии времени. В конце плана урока даётся приложение, которым можно воспользоваться на уроке, показав многообразие. На всех этапах урока используется презентация, которая имеется в приложении.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.

  • Выяснить какие растения относятся к голосеменным.
  • Показать отличие семенного размножения от размножения спорами.
  • Рассмотреть многообразие голосеменных, их значение.
  • Формировать умение выделять главное, делать выводы, работы с учебником и дополнительным материалом. Вырабатывать навыки поисковой работы, наблюдательности, аккуратности при выполнении лабораторной работы.
  • Забота об охране природы. Эстетическое оформление урока и тетрадей.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: кроссворд, лабиринт

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать:
  • Особенности строения голосеменных
  • Строение хвои и шишек голосеменных растений
  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
  • Учащиеся должны уметь:
  • Различать виды хвойных растений
  • Называть характерные признаки голосеменных растений.

Организационный момент.

I. Проверка знаний по пройденным темам

Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах.

  1. Живые организмы, которые имеют признаки растений и животных. Выделены в отдельное царство.
  2. Тело многоклеточных низших растений
  3. Зеленый пигмент растений
  4. Иное название грибокорня
  5. Клетка, при помощи которой размножаются грибы и низшие растения
  6. Половые клетки мхов
  7. Взаимовыгодное сожительство живых организмов
  8. Группа мхов
  9. Организм, состоящий из водорослей и гриба
  10. Самые глубоководные водоросли
  11. Группа водорослей, к которой относится ламинария
  12. Из них состоят все живые организмы

II. Основная часть

Это и есть тема нашего урока (запись темы)

Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?

Сегодня вы узнаете: (задачи показываются на слайде и проговариваются)

1. Какие растения относятся к этой группе, их значение.

3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами

5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов

Просмотр слайдов. Даётся задание: записать растения, которые относятся к этой группе. Название на слайдах. Стихотворение зачитывается учителем или учеником.

… Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

Пока идет просмотр, учитель проговаривает значение растений. Из древесины хвойных деревьев изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, карандаши, используется как дрова. Живица используется для канифоли, скипидара. Отдушка хвойных используется для изготовления кремов, шампуня, мыла. Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранялись почти два тысячелетия. Вырабатываются вещества фитонциды, которые убивают микробов.

1. Что общего между растениями? (хвойные, вечнозеленые).

Учитель добавляет: туя, ель, пихта, тис, гнетумы (лианы), что хвойные произрастают только в северных широтах, а в Ю. Америке и Австралии, есть голосеменные, у которых листья чешуйчатые, например кипарис, Гинкго. Более 500 видов.

Очень древняя группа. 150 млн. лет назад они достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Последний форзац учебника.

Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон – мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии – остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе “Дерева-дома” (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через “Дерево-тонель” проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти “Генерала Шермана” потребовалось бы 25 вагонов.

2. Что собой представляет хвоя? Ответ найти в учебнике (стр. 75)

  • Эти растения относятся к высшим или низшим? Обоснование.
  • Чем они размножаются?
  • Чем семенное размножение выгоднее? Отвечают сами или находят ответ в учебнике.
  • Как лежат семена. Показ шишек (подводим к ответу, что семена лежат, открыто на поверхности чешуи). Учитель добавляет, что шишки есть мужские и женские. Цветка нет.

Первичное закрепление знаний.

  • Что вы узнали о голосеменных?Делается вывод при помощи учителя. Имеется на слайде в презентации.

Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.

А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.

Лабораторная работа (стр. 79). “Изучение строения хвои”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.

Вывод о различии хвоинок. Делается учащимися.

Сообщение учащихся о сосне и ели. Остальные учащиеся заполняют таблицу. Первую строчку помогает учитель. Вторую заполняют самостоятельно, прослушав доклад. Слайд

Название растений Условия обитания Шишки Особенности Возраст
сосна Светолюбивое

В сухих лесах

Мужские – зеленовато-желтые, собраны в группах у оснований молодых побегов

Женские – красноватые, одиночные, одревеснеют

Высокие, стройные, без нижних веток

На открытой местности раскидистые

350, 400 лет
ель
лиственница
можжевельник

Домашнее задание: заполнение таблицы до конца.

III. Закрепление.

Вопросы к классу.

  1. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
  2. Почему хвойные называют иначе голосеменными?
  3. Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?
  4. Какие растения относятся к голосеменным?
  5. Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?

Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.

Ключ ответов: 1, 6, 7, 8, 13, 14, 9, 10, 15, 19, 24, 20, 25.

Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью – “5”, 7-12 правильных ходов – “4”, меньше – “3”)

Заключительное слово:

Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит. Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником

Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!

IV. Подведение итогов.

Многообразие голосеменных растений рассматривается с использованием мультимедийной презентации. Показ слайдов с изображением голосеменных растений комментируется небольшим сообщением. Считаю необходимым познакомить учащихся с голосеменными растениями произрастающими не только в России, но и на территории других государств.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности организации У голосеменных появляются семена. Это более совершенные, чем споры, единицы размножения и расселения, так как в них есть зародыш и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития. Плотные оболочки защищают семя от неблагоприятных факторов, многие из которых губительны для спор. Семенные растения приобрели преимущества в борьбе за существование, что и определило их расцвет при иссушении климата.

Предки Голосеменных: древнейшие представители отдела папоротниковидных. Именно среди них есть разноспоровые древовидные формы с вторичной древесиной, которые могли дать начало голосеменным. Голосеменные произошли не от настоящих (типичных) папоротников, но от одной из боковых разноспоровых ветвей древнейших папоротниковидных растений.

Голосеменные имеют стебель, корень и листья. Они образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. У голосеменных в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами. Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды.

Наиболее распространены в России Ель Сосна

Можжевельник

Лиственница сибирская и даурская

Пихта и сосна сибирская

Эфедра – низкорослый кустарничек

Кипарис – дерево Средиземноморья

Там же растёт туя

Криптомерия любима китайцами и японцами

Хвойные южного полушария. Араукария

Вельвичия удивительная из пустыни Намиб

Лиана гнетум

Саговник

Гинкго двулопастной

Рассмотрите шишки сосны и пихты. Почему эти растения называют голосеменными?

Мужские шишки Женские шишки

Применение хвойных Из древесины хвойных изготавливают мебель, бумагу; её используют при строительстве зданий, изготовлении музыкальных инструментов, карандашей. Живица хвойных используется для получения канифоли, скипидара. Отдушки хвойных используются при изготовлении кремов, шампуней, мыла. Лиственница даёт человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу.

Эти растения образуют обширные лесные массивы (тайгу), а также украшают улицы, парки городов. Малоустойчивы к загрязнению воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок презентация "Многообразие покрытосеменных растений"

мир покрытосеменных растетий многобразен. Очень многие цветковые растения использует человек. На уроке учащиеся докажут, что любое растение может быть полезным...

Презентация "Клеточное строние растени"(урок-игра)

Урок-игра направлен на закрепление темы "Клеточное строение растений" В урок включены: загадки вставь пропущенное слово растительная клетка кроссворд...

Общая характеристика. Первые голосеменные появились в конце девонского периода около 350 млн. лет назад; вероятно, они произошли от древних папоротниковидных, вымерших в начале каменноугольного периода . В мезозойскую эру - эпоху горообразования, поднятия материков и иссушения климата - голосеменные достигли расцвета, но уже с середины мелового периода уступили свое господствующее положение покрытосеменным.

Отдел современных голосеменных насчитывает более 700 видов. Несмотря на относительно малую численность видов, голосеменные завоевали почти весь земной шар. В умеренных широтах Северного полушария они на огромных пространствах образуют хвойные леса, называемые тайгой.

Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже - кустарниками и очень редко -лианами; травянистых растений среди них нет. Листья голосеменных значительно отличаются от других групп растений не только по форме и размерам, но и по морфологии и анатомии. У большинства видов они игловидные (хвоя) или чешуевидные; у отдельных представителей они крупные (например, у вельвичии удивительной их длина достигает 2-3 м), перисторассеченные, двулопастные и др. Листья располагаются поодиночке, по два или несколько в пучках.

Поздней весной или в начале лета созревшая пыльца разносится ветром и попадает на семязачаток. Через микропиле пыльца втягивается внутрь семязачатка, где и прорастает в пыльцевую трубку, которая проникает к архегониям. Образовавшиеся к этому времени два спермия по пыльцевой трубке попадают к архегониям. Затем один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой отмирает. Из оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) формируется зародыш семени, а семязачаток превращается в семя . Семена у сосны созревают на второй год, высыпаются из шишек и, подхваченные животными или ветром, переносятся на значительные расстояния.

По своему значению в биосфере и роли в хозяйственной деятельности человека хвойные занимают второе место после покрытосеменных, далеко превосходя все остальные группы высших растений.

Они помогают решать огромные водоохранные и ландшафтные задачи, служат важнейшим источником древесины, сырья для получения канифоли, скипидара, спирта, бальзамов, эфирных масел для парфюмерной промышленности, лекарственных и других ценных веществ. Некоторые хвойные культивируются как декоративные (пихты, туи, кипарисы, кедры и др.). Семена ряда сосен (сибирской, корейской, итальянской) употребляются в пищу, из них также получают масло.

Представители других классов голосеменных (саговниковые, гнетовые, гинкговые) встречаются значительно реже и менее известны, чем хвойные. Однако почти все виды саговниковых декоративны и пользуются широкой популярностью у садовников многих стран. Вечнозеленые безлистные невысокие кустарники эфедры (класс гнетовых) служат источником сырья для получения алкалоида эфедрина, который применяется как средство, возбуждающее центральную нервную систему , а также при лечении заболеваний аллергического характера.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"

Которые характеризуются наличием семязачатков с последующим развитием семени, но не образуют цветков и плодов. Это главные признаки голосеменных. Наиболее древние и примитивные представители этого отдела появились в позднем девонском периоде от одного из видов папоротников. В конце палеозойского периода голосеменные достигли расцвета, при этом в процессе эволюции вытеснив споровые растения. До наших дней в природе сохранились лишь немногие представители этой группы, так как голосеменные являются предками наиболее распространенных в настоящее время цветковых (покрытосеменных) растений, более приспособленных к жизни на Земле. Отличие покрытосеменных от голосеменных состоит в том, что у покрытосеменных растений семена расположены в завязи, а у голосеменных – семяпочки, позднее трансформирующиеся в семена, не имеют изолированного вместилища, а покрыты тонкими чешуйками и прикреплены к стержню.

Отдел голосеменных растений включает 4 класса: хвойные , гинкговые, гнетовые, саговниковые. К голосеменным относятся около 800 современных видов. Преобладающее большинство видов этого отдела (более 500) составляют класс хвойных растений, появившихся на наше планете в конце карбонового периода. Они произрастают на всех континентах. Почти 95% лесов Земли состоят только из хвойных деревьев или являются смешанными.

Большинство голосеменных являются вечнозелеными растениями, редкие виды относятся к листопадным деревьям либо кустарникам, некоторые представляют собой лианы. Растения данного отдела имеют листья различной формы: от чешуевидной, игольчатой до разветвленной, двулопастной, перистой. Строение семян голосеменных сходно. У этих растений семязачатки (семяпочки), состоящие из мегаспорангия и защитной оболочки, расположены открыто на внутренней стороне чешуевидных листьев. У хвойных такие листья с прилегающими семяпочками представляют собой подобие спирали и формируют шишку. Таким образом, семена растений вышеописанной группы как будто голые, завязи нет, отсюда происходит название – отдел голосеменные. У хвойных есть мужские и женские шишки, к примеру, у однодомной сосны они расположены на одном растении. Оплодотворение женского гаметофита мужским и начальные этапы развития спорофита осуществляются внутри семязачатка. Из зиготы образуется зародыш семени. Зрелое семя окружено защитной оболочкой и содержит зародыш, состоящий из корешка, почечки и зародышевых листьев (семядолей), а также запас питательных веществ, которые необходимы при прорастании. Все голосеменные размножаются семенами.

Значение голосеменных в природе очень велико. Эти растения образуют огромные площади хвойных и смешанных лесов, обогащая воздух кислородом. Леса регулируют скорость таяния снегов, уровень воды в реках, ослабляют шумы и силу ветров, закрепляют песчаные почвы. Лес – место обитания многих зверей, некоторые питаются побегами, семенами и шишками хвойных деревьев. Для человека голосеменные хвойные растения имеют неоценимое практическое значение. Древесина растений вышеописанной группы типа «мягких» пород используется как сырье для изготовления бумаги и как лесоматериал, из которого производят мебель, шпалы, столбы, мосты, т.д. До сих пор часто древесину хвойных пород используют как топливо. Хвойные деревья выделяют в воздух большое количество фитонцидов – летучих веществ, подавляющих развитие болезнетворных микроорганизмов. Поэтому в хвойных лесах размещают санатории и больницы для лечения людей, страдающих заболеваниями органов дыхания. Из частей хвойных деревьев получают лекарственные препараты - активированный уголь, камфору, а также эфирные масла для применения в парфюмерии, кондитерской промышленности, медицине. А семена сибирской сосны называют «кедровыми орешками» и употребляют их в пищу.

Система зажигания