Значение слова десятина. Что такое Десятина? Значение слова Десятина в историческом словаре Это будет экономической базой политической независимости Церкви

И других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. ;).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    -Ма‘асер ришон , то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21-24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер , в пользу кохенов(потомки Аарона).

    -Ма‘асер шени - вторая десятина (Втор. 14:22) - отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников её следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками

    -Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое её название ма‘асар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27-29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам

    -Ма‘асар бехема - десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе её отделения говорится в книге Левит (27:30-33) и у пророка Иехезкеля (34:12-20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема , имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

    -Ма‘асар ксафим - денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1). (источник еврейская энциклопедия)

    Десятина в Западной Европе

    История

    На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения.

    В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

    В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (англ. prediales ) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

    Десятина в России

    Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не со всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньше). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются

    Передача десятой части собственности или произведенного продукта в распоряжение религиозных институтов и духовенства. Эта древняя практика была широко распространена в античности, в иудаизме и соседних ближневосточных культурах.

    В. з. заповедями о десятине подчеркивается величина (десятая часть) дара, что отражает веру в непосредственное право Бога распределять зерно, вино и масло, крые дозволено производить людям. В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине. До кодификации Второзакония передачей десятины сопровождались местные культовые праздники в святилище напр., Амос (вероятно, в связи с обетом Иакова, Быт 28:22) упоминает о десятине, принесенной в Вефиль (Ам 4:4). Первый приплод скота и десятина от урожая предназначались для праздничной трапезы. Священник, крый служил в святилище, путники, вдовы и сироты разделяли трапезу с теми, кто приносил десятину. Неизрасходованная часть десятины отдавалась священникам, их помощникам, а также нуждающимся(Втор 14:22идал.).

    Согласно Втор, первый приплод скота и десятину приносили в главное святилище, в Иерусалим (*на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там", 14:23), семьи и левиты из разных городов обязаны были посещать Иерусалим для участия в праздничной трапезе. Если путешествие затягивалось и доставить десятину оказывалось слишком трудным, разрешалось продать десятину и купить все необходимое для Иерусалима (ст. 24 и дал.). Но все же данная система не обеспечивала в надлежащей степени потребности нуждающихся, поэтому каждый третий год предписывалось оставлять десятину в родном городе (ст. 2829; 26:1215). Ее распределяли между левитами, пришельцами, сиротами и вдовами, крые сами не могли добыть себе пропитание.

    Доставка десятины в Иерусалим изменила само ее содержание. Она в значительной мере превратилась из пожертвования части урожая в нечто похожее на культовый налог. К-ром е того, концентрация богослужебного культа в Иерусалиме повлекла за собой потребность храмового священства в чем-то вроде постоянного дохода. В период плена десятина стала одним из налогов, уплачиваемых духовенству. В послепленных текстах культовая трапеза уже не упоминается; в этот период десятину клали на хранение в склады (Неем 10:38; Мал 3:10). Ее уже не доставляли в Иерусалим, а отдавали местным левитам (Неем 10:3738). Т.о., десятина фактически превратилась в налог.

    В НЗ лишь несколько упоминаний о десятине. Иисус обличал фарисеев за то, что они платят десятину (греч.apodekatoo), но не исполняют другие важные требования закона о справедливости, милосердии и вере (Мф 23:23; ср. Лк 11:42). В Лк рассказывается о молящемся в Храме фарисее: "…даю десятую часть из всего, что приобретаю" (18:12). В Евр 7:6; 8:9 есть три ссылки на Быт, с упоминанием десятины.

    В ранней Церкви ее членам предписывалось платить десятину. В отличие от в. з. правил ее рассматривали как абсолютный минимум необходимых пожертвований, крый платили со всего дохода; "Дидахе" предписывает, чтобы "первые плоды" отдавались с "денег, одежды, всего имущества" (13:7).

    В позднейшей церковной истории обязанность платить десятину всегда вступала в противоречие с заповедью Христа продать все имущество и раздать деньги нищим (Мф 19:21), а также с Павловым учением, согласно к-ром у Христос несет свободу от предписаний за:кона(Гал 5:1). КVVIbb. практика десятины твердо установилась в исторических христианских регионах на Западе, а вVIII в. каролингские правители еделали уплату церковной десятины частью государственного закона.

    КXII в. монахам, крым раньше было запрещено непосредственно принимать десятину (и крую они сами выплачивали), предоставили некрую свободу позволили непосредственно получать десятину и не выплачивать ее. Нередко разгорались споры: одни старались уклониться от уплаты, другие присвоить доходы от десятины.

    Средневековые десятины делились на земельные (плоды урожая), личные (результаты труда) и смешанные (продукты животноводства). К-ром е того, они подразделялись на большие (ячмень, овес, дерево), крые передавали приходскому священнику или настоятелю местного монастыря, и малые, включавшие все остальные виды земельных десятин плюс смешанные и персональные десятины.

    В Англии, особенно к XVIXVII вв., вопрос о десятине стал предметом постоянного конфликта, поскольку благосостояние государственной Церкви зависело от ее уплаты. Попытки архиепископа Лодадо 1640 г. повысить объем десятинных выплат обусловлены серьезными социальнополитическими и экономическими причинами. Английские пуритане и другие группы ратовали за отказ от десятины в пользу добровольных пожертвований, предназначенных для духовенства. Но самую жаркую и ожесточенную полемику вызвал вопрос о десятине во время Гражданской войны. После нее законодательно предусмотренная практика десятины просуществовала до XX в.

    Десятина выступала мерой участка земли, имеющего форму прямоугольного параллелограмма с двумя вариантами его сторон:

    • 80 и 30 саженей - «тридцатка»;
    • 60 и 40 саженей - «сороковка».

    Ей дали название «казенная десятина» и сделали основной русской мерой земли.

    Трактовка данного понятия

    Десятина - это русская единица измерения в древние времена в отношении земельной площади, которая была приравнена к 2400 квадратным саженям (около 1,09 гектара) и использовалась на Руси до введения специальной метрической системы.

    Также стоит дать определение термину «сажень» - русская мера длины, которая определяется усредненными размерами тела человека. Так, например, малая сажень - от плеча до пола, а косая - от внутренней стороны стопы левой ноги до верхней точки пальцев поднятой правой руки.

    Факты из истории касаемо данного понятия

    Известно, что в конце XV века земельную площадь было принято измерять двумя четвертями. Десятина земли представляла собой такую геометрическую фигуру, как квадрат со сторонами, равными 1/10 версты (2500 кв. саженей). В соответствии с межевой инструкцией, датируемой 1753 годом, ее размер был приравнен к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

    Типология старорусской меры земли

    В период конца XVIII — начала XX вв. также применялась десятина, площадь которой была представлена такими ее разновидностями, как:

    1. Косая - 80 на 40 саженей (3200 квадратов).
    2. Круглая - 60 на 60 саженей (3600 квадратов).
    3. Сотенная - 100 на 100 саженей (10000 квадратов).
    4. Бахчевая - 80 на 10 саженей (800 квадратов) и др.

    Затем, по окончании Октябрьской революции, ввиду перехода к метрической системе, согласно декрету СНК РСФСР, датированному 14 сентября 1918 года, мера десятина ограничивалась в использовании, а с 1 сентября 1927 года запрещалась вообще.

    Вместе с ней остались в прошлом и другие распространенные в те времена единицы измерения:

    • вершок (0,045 м);
    • аршин (0,71 м);
    • верста (1,06 км);
    • сажень (2,13 м).

    Стоит еще раз напомнить, что десятина земли равна была в переводе на наши единицы измерения 1,09 гектара.

    Иной аспект употребления рассматриваемого понятия

    Десятина в Древней Руси - это еще и своего рода налог, взимаемый в пользу клира, властей или религиозной общины. Для ее сбора при кафедрах епископов даже существовало специальное должностное лицо - десятильник.

    В ту эпоху десятина - это также округа небольших размеров в епархиях, которые были в ведении у вышеуказанных должностных лиц, а затем - у поповских старост. Кроме них, в данных округах после возникают десятские священники, осуществляющие некоторые из обязанностей вышеуказанного должностного лица. Их выбирали в Москве еще в начале XVIII века.

    Происхождение рассматриваемого термина

    Нелишне еще раз напомнить, что десятина в Древней Руси - которую платили русичи орде в эпоху татаро-монгольского ига. Система управления в те времена была представлена такими должностями, как десятник, сотник, тысячник, князь. И в таком виде она просуществовала не одну сотню лет. Как уже стало понятно, в данной системе присутствует однокоренное слово - десятник. Это неслучайный момент.

    Данное слово означает выборную должность, то есть выбирается один кандидат из десяти хорошо знакомых друг другу, например, крестьян. Этот человек был занят урегулированием различного рода вопросов внутри данной общины и представлял ее интересы в рамках села, сотни и т. д. Ему помогали остальные члены общины - крестьяне.

    Данная поддержка носила как физический характер - отработка дополнительного времени в хозяйстве десятника, так и своего рода материальный - передача части своего урожая. Таким образом, 1 десятина равнялась 10% либо рабочего времени, либо собранного урожая. Это выступало так называемой лептой, которая вносилась каждым членом общины, кроме самого десятника, в общее дело.

    Материальная форма десятины

    Это могли быть и фрукты, и зерно, и овощи, и вино, а позднее и животные, которые расценивались как произведение земли. Никогда рассматриваемая дань не выступала в роли денег, так как в законе Моисеевом прописано, что она от всех произведений земли принадлежит Господу. Деньги применялись исключительно для ее покупки в городе и никогда не выступали замещающим эквивалентом.

    Десятина - это была дань в виде животных и даров земли. Нигде не указано в Священных Писаниях, что это могут быть купюры или банковские чеки, которые необходимо класть на церковный поднос каждую неделю, как это происходит в современных церковных учреждениях при соответствующих соборах.

    Десятина: это сколько

    Известно, что по библейским текстам Израилю заповедовалось жертвовать десятину на протяжении семи лет. Она была подразделена на три вида. Согласно Ветхому Завету, первая десятина передавалась священникам и левитам в размере 10 - 100% от всей совокупности произведений земли за первый шестилетний цикл.

    Вторая - отдавалась по праздникам и составляла 10 - 90% от оставшейся части после передачи десятины левитам. Она поедалась пред лицом Господа. Данная десятина отделялась только на первый, второй, четвертый и пятый год. Третья - отдавалась бедным в размере 10 - 90%. Рассматриваемый вид дани откладывался исключительно на третий и шестой год. Ни один из ее видов не переносился на седьмой (субботний) год.

    Ответить на вопрос: «Десятина - это сколько?» - в современном аспекте затрудняются даже сами церковные служители.

    История десятины в христианстве

    Впервые о данном понятии услышали из Ветхого Завета. Заключалось это упоминание в контексте того, что все дары Земли принадлежат Господу, и удержание даже самой маленькой ее части расценивалось как акт воровства у Бога. Ни одного верующего не посещала даже мысль о том, чтобы не отдать десятину.

    В эпоху Ветхого Завета не существовало храма или церкви, ввиду чего Ной, Авель и другие верующие осуществляли пожертвование в пользу десятин непосредственно под открытым небом. Разрешалось при желании каждому человеку возводить личный жертвенник, куда можно было приносить дань Богу.

    Однако через некоторое время Господь избрал народ и конкретных людей для осуществления богослужений и процедуры сбора десятины. Все без исключения приносили ее в период скитания Моисея три раза в течение года.

    Таким образом, десятина - это своего рода помощь храму, заключающаяся в поддержании его деятельности и служения, которая выступала заработной платой священникам, а также их помощникам, проповедующим как в домах, так и в храме.

    Такие обряды осуществлялись до пришествия Иисуса Христа и его распятия на Голгофе. После такого рода жертвы последовало разрушение храма в Кальварии, и некоторые христиане истолковали это как отмену десятины. Однако в можно увидеть, что ее никто не отменял. Даже в отсутствие храмов десятину все еще продолжали отдавать, потому что она являлась необходимым средством для мирского существования как священнослужителей, так и религии в целом. Она стала не столько средством для обеспечения жизнедеятельности, сколько своего рода символом веры и покорности.

    Десятины собирали для священников и апостолов, вещающих свои проповеди как в Иерусалиме, так и по всему миру. Для подтверждения слов Иисуса в отношении продолжения существования законов о ее сборе, содержащихся в текстах Ветхого Завета, приверженцы христианства приводят пример из его речи: «Не нарушить пришел я, но исполнить».

    Значение числа 10 в христианстве

    Оно выражает своего рода совершенство в отношении божественного порядка и выступает третьем числом в священной цепочке - 3, 7, 10. Цифра "десять" свидетельствует об отсутствии недостатка, что полный цикл завершен. А рассматриваемая дань выражает именно столько, сколько необходимо.

    Можно подчеркнуть следующие моменты в священной истории, ознаменованные числом 10, а именно:

    1. Завершение эпохи древности Ноем произошло в X веке (Быт.5).

    2. Десять основополагающих священных заповедей в христианстве.

    3. Молитва Господа состоит из десяти главных моментов.

    4. В роли десятины было представлено то, что человек должен отдать Богу.

    5. Искупление души выражалось в 10 гер. (0,5 сикля).

    6. Десятью язвами был представлен цикл Божьего суда над Египтом (Исх.9:14).

    7. Власть антихриста подразумевала 10 царств, выраженных десятью рогами четвертого зверя и десятью пальцами ног истукана Навуходоносора. Было десять народов, которыми должен будет обладать Авраам по обетованию.

    8. 10 покрывал накрывали скинию (Исх.26:1).

    9. Огонь с небес сходил точно 10 раз.

    10. Десятью девами выражают полноту призванных: верных и неверных.

    Таким образом, данное число было выбрано Господом неслучайно, так как, еще раз стоит напомнить, это третье по счету число, сопряженное с совершенством.

    Послесловие

    Подытожив все вышеизложенное, можно выделить три основных определения рассматриваемого термина, в частности:

    1. Десятиной церковной выступала десятая часть совокупного дохода, которая взималась церковными учреждениями с населения. В Древней Руси она была установлена князем Владимиром Святым после великого и предназначена для Киевской а впоследствии приобрела окрас повсеместного налога, взимаемого соответствующими религиозными организациями, кроме монастырей.

    2. Десятиной служил церковный округ в России, определенная часть епархии до начала XVIII века. Во главе стоял человек, занимающий специальную должность - десятник. Его функции с начала 1551 года частично перекочевали к десятским священникам и поповским старостам.

    3. Десятина земли - старорусская мера площади земельного участка. С конца XV века она первоначально рассчитывалась двумя четвертями и имела вид квадрата, стороны которого были равны 0,1 версты (2500 кв. саженей). Впоследствии, согласно межевой инструкции, датируемой 1753 годом, рассматриваемая мера земли приравнивалась к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

    Что касается современного восприятия данного библейского закона относительно десятины, то каждый верующий решает для себя сам, стоит ему отдавать выше рассмотренную дань или нет и в каком размере.

    Вопрос пожертвований в Церковь сегодня очень остро стоит в обществе. Многие утверждают, что это правило давно ушедших лет, некоторые спорят о нецелесообразности трат в Церкви, но что об этом говорит сама Церковь, Святая Библия и сам Господь?

    История появления десятины в Библии

    Значение слова «десятина» очень простое - оно означает десятую часть от чего-либо, в церковном контексте имеется в виду пожертвование, которое отдается на церковь в размере 10 части от всего дохода, т.е. если человек получил прибыль за месяц в 1000 рублей, то он должен пожертвовать из них 100 рублей в храме.

    В древние времена десятина отдавалась на нужды храма и священников

    Впервые такая практика была введена в древнееврейском сообществе, после выхода еврейского народа из Египта, когда Моисей записал Божьи повеления для формирования общества. При этом десятина была трех видов:

    • натуральная - она отдавалась в храм в виде продуктов, которые были собраны с поля или в виде приплода скота;
    • личная - пожертвования отдавались с доходов, которые были получены от труда или ремесла;
    • смешанная - сочетание двух первых типов.

    Древняя десятина у евреев была совокупная от всех их доходов и составляла в целом 19%, а не 10%, как все привыкли считать. У народа была особая система пожертвований, поскольку они выделялись на содержание левитов - особых храмовых служителей, которые не могли по закону владеть каким-либо имуществом или ремеслом, поэтому не могли зарабатывать себе на пропитание и их содержал весь народ.

    Вторая часть жертвовалась на храм и праздники, а третья отдавалась бедным. Таким образом, евреи полностью покрывали нужды левитов и священников, содержали храм и заботились о бедных (сиротах, вдовах и больных).

    В 14 главе Второзакония Господь через Моисея дает обещание евреям, что те, кто будет отдавать десятину, получат обильное благословение свыше. Вся книга Второзакония описывает иудеям законы, которые Господь дает им и хочет, чтобы они их исполняли.

    О десятине говорится в 12, 14, 18 и 23 главах этой книги, хотя первым, кто отдал десятину был Авраам - он пожертвовал часть своей добычи от побежденных им народов. Также можно прочесть о пожертвованиях Ветхого Завета в книги Чисел и в книге пророка Малахии, когда Бог спрашивает у евреев, почему Дом Божий пребывает в запустении?

    Интересно! Десятина в Ветхом Завете была неотъемлемой частью закона, который соблюдался евреями. Они жертвовали не только финансы, но и продукты, при этом деньги могли заменить натуральную продукцию.

    Благодаря строгому соблюдению этой заповеди содержался главный храм в Иерусалиме, левиты посвящали себя только служению Богу (это было 1 полноценное колено народа) и содержались нищие и бедные в народе.

    Что говорил Иисус о пожертвованиях

    Иисус Христос стал жертвой за всех людей и сегодня человеку достаточно признать Его своим Спасителем, чтобы быть спасенным т.е. людям не надо четко следовать древнееврейскому закону и соблюдать все заповеди из Танаха (речь не 10 заповедях, а о более 600, которые записаны в законе Израиля).

    Иисус обличает фарисеев и напоминает о любви к Богу и ближним

    Это касается обрезания, кошерной пищи, субботы и прочих важных правил евреев. Но это не значит, что Он полностью упразднил закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

    В Евангелии от Луки Иисус, обращаясь к фарисеям, говорит: «горе вам…что даете десятину с…всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять». Таким образом, Он обращает внимание священников на то, что они строго исполняли закон о жертве, но при этом забыли о любви к Богу и ближнему.

    Его слова «сие делать и того не оставлять» показывают нам отношение самого Господа к десятине - ее следует отдавать, но при этом помнить о вере и любви, о милости. Человек же, который жертвует, но при этом ненавидит ближнего, не стремится исправить свой путь - лицемер и пользы от его денег не будет никому.

    Десятина в Новом Завете

    Смерть и воскресение Христа упразднили обрядовые заповеди и нивелировали их ценность - если раньше необрезанный не мог надеяться на спасение, то теперь покаяние в грехах, признание Смерти Христа и стремление жить праведной жизнью достаточно. Сегодня христианин самостоятельно решает сколько ему жертвовать и кому направлять милостыню. Но это не означает, что жертвовать не следует.

    Новый Завет описывает множество случае, когда Церковь принимала пожертвования, во 2 главе Деяний описывается как люди «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого», т.е. люди не только жертвовали от всего имения 10%, но полностью его продавали и отдавали на нужды Церкви.

    В церкви с апостольских времен на богослужениях делались пожертвования

    Стоит пояснить, что такого радикализма Бог не требует от человека, Он лишь хочет, чтобы люди понимали, что все дается нам от Господа и следует заботится о Церкви и о ближнем так же, как Отец заботится о нас. Люди, которые продавали свои дома делали это по личному желанию, их никто не принуждал к этому.

    Важно! Апостол Лука в книги Деяний хотел показать, что пожертвования перешли на новый уровень - они стали добровольными и неограниченными Христиане могут жертвовать как все, что имеют, так и маленькую часть, главное, чтобы это было от чистого сердца.

    Обязательно ли отдавать церковную десятину?

    Апостол Павел неоднократно пишет о том, что церковь одного города жертвует на нужды другого (2 Коринф. 8-9 гл., 1 Тим. 6 гл.) от своего щедрого сердца. Нигде в Новом Завете не указывается, что пожертвования является «обязаловкой» и что без этого человек не спасен.

    Христос, а позже и Его апостолы, стремятся донести до человека, что сегодня важно жертвовать по сердцу, а не по принуждению. Но Церковь не сможет содержать себя и нищих, если люди перестанут подавать на храм и совершать милостыню.

    Пожертвование бедной вдовы

    Ключевыми местами в Писании о десятине можно считать слова Иисуса в Матф. 23 главе «Сие делайте и того не оставляйте», где Господь четко показывает, что жертвовать необходимо, но при этом не забывать о любви и милости к ближнему.

    Также немало важны и слова апостола Павла, которые дополняют завет Христа:

    «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Корф. 9:7).

    Только жертва от чистого сердца может быть полезной для дающего и принимающего, хотя первоначально многие жертвуют скорее по долгу, чем по любви, по мере духовного роста человека милостыня становится действием добровольным. Человек Нового Завета, называющего Христа Спасителем, жертвует из любви к Богу и ближнему, добровольно.

    Десятина в Русской Православной Церкви

    Древние документы подтверждают, что десятина отдавалась и на Руси на нужды Церкви. Примеры для народа подавали прежде всего князья и знать, так князь Владимир на 10 часть от всех своих доходов выстроил Десятинную церковь, при этом регулярно выделяя средства на ее содержание (откуда возникло и название).

    Человек, жертвующий в храме, осуществляет милостыню ко всему народу

    Какое-то время пожертвования от доходов приносили в храм только князья и их приближенные, на их средства строились и содержались храмы, основывались монастыри и писались иконы. Простой народ отдавал пожертвования в основном натуральными продуктами, а знать жертвовала финансы.

    В иерархии Православной церкви была даже специальная должность - десятильник или десятский священник (после Стоглавого собора), главной задачей которых был сбор пожертвований. В 18 веке эти должности были упразднены, но пожертвования так же остались необходимостью. Сегодня в государствах, бывших частью СССР, нет такого понятия, как налог на церковь, хотя во многих европейских странах он есть.

    Важно! Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются строго добровольными, хотя священники и призывают жертвовать.

    Благодаря этим средствам священники могут содержать приходы - финансы отдаются на строительство храмов, производство свечей и церковной утвари, заботе о неимущих и сиротах, помощи больным и старым. Человек, который жертвует в храме, помогает осуществлять милостыню ко всему народу.

    Мнение священников

    Протоиерей Всеволод Чаплин утверждает, что нести финансовую ответственность за храм и приход - это долг каждого православного христианина.

    Ведь каждый хочет приходить в теплый освещенный храм, слушать священника в окружении икон и фресок, а считать сколько финансов уходит на содержание церкви и прихода никто не хочет. Все обращают внимание на украшения, и никто не задумывается, сколько финансов нужно, чтобы приход мог позаботиться о нищих и сиротах.

    Протодиакон Андрей Кураев также говорит о необходимости жертв прихожан, но при этом указывает на важность восстановления приходских общин, чтобы христиане знали к какому приходу они принадлежат, посещали собрания и могли знать дела и нужды общины.

    Ведь храмы осуществляют огромную просветительскую, благотворительную и образовательную работы, но знают ли об этом христиане, посещающие только воскресные службы?

    Церковная десятина. Священник Андрей Алексеев

    ДЕСЯТИНА

    старинная русская земельная мера, употреблявшаяся до введения метрической системы. Д. равна 2 400 кв. саж. (обычно 80 x 30 или 60 х 40 саж.)= 12/11 (точно 1,093) га .


    Сельскохозяйственный словарь-справочник. - Москва - Ленинград: Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз» . Главный редактор: А. И. Гайстер . 1934 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "ДЕСЯТИНА" в других словарях:

      ДЕСЯТИНА, поземельная мера, равная 2400 кв. саженей (1,09 га, т.н. казенная Д.). В 18 начале 19 вв. употреблялась также владельческая, или хозяйственная, Д., равная 3200 кв. саженей (1,45 га). Церковная Д., составлявшая десятую часть урожая или… … Русская история

      Основная дометрическая русская мера площади, равная 2400 квадратных саженей (1,09 га, т. н. казенная). В 18 нач. 19 вв. употреблялась десятина владельческая (хозяйственная), равная 3200 квадратных саженей (1,45 га) … Большой Энциклопедический словарь

      Десятинник Словарь русских синонимов. десятина сущ., кол во синонимов: 3 десятинник (1) мера … Словарь синонимов

      - (лат. decima) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения в пользу духовенства и храмов. На Руси была установлена в Х в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в … Юридический словарь

      ДЕСЯТИНА, десятины, жен. 1. Русская единица земельной площади до введения метрической системы мер, равная 2400 саженей2, или 1,092 гектара. 2. В католических странах налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода (истор:). (первонач.… … Толковый словарь Ушакова

      ДЕСЯТИНА, ы, жен. Старая русская мера земельной площади, равная 2400 кв. саженям или 1,09 гектара. | прил. десятинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

      ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

      Десятина - (Маасер) Обычай, существовавший еще до получения Торы, дарить священнику или для святых целей десятую часть урожая и приплода скота. Например, Авраам отдал Д. Малки Цедеку; Яаков дал обет: Из всего, что дашь мне, я посвящу десятину Тебе.… … Энциклопедия иудаизма

      Десятина: Десятина единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га. Церковная десятина налог в пользу церкви (десятая часть дохода, отдаваемая его получателем для церковных нужд). Десятина местечко в Тотемском районе… … Википедия

      Или десятая часть (Быт.14:20) род дара, известный Евреям еще задолго до времен Моисея. Это приношение, составлявшее дар Богу, состояло из десятой части произведений земли, стад и т.п. и шло в пользу левитов, не имевших земельных уделов и потому… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Книги

    • Вохонская десятина. выпуск шестой. , В. Холмогоров. Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст. Московского уезда. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1888 года (издательство "Москва. Университетская…
    • Можайская десятина. Выпуск 10 , В. Холмогоров. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. О церквах и селах XVI-XVIII ст. Книга представляет собой репринтное издание 1901 года (издательство…
    Топливная система