Восстановлено послание потомкам, спрятанное под обелиском муссолини. Форум Муссолини – самая необычная достопримечательность Рима P.S. Подписывайтесь на мою страницу

Что значит "подобным образом"? Имеется в виду сверху вниз . Потому что обелиск Муссолини был действительно вырублен в Альпах (карарский карьер). Но, даже его приходилось сверху вниз тащить на 60-80 быках (в разных источниках разное число быков). Поэтому, так важно было мучоным солгать, что и в Баальбеке, якобы, тоже добывались кирпичи на каких-то горах, которых там нет.

Подобным образом ролики использовались для транспортировки обелиска Муссолини весом 600 тонн.
Я сразу загуглил. Везде, кроме этой статьи, обелиск весит РОВНО В 2 РАЗА МЕНЬШЕ - 300 тонн, например, в Википедии на всех языках. И это не ложь переводчицы, а ложь Арона Альдаира на английском языке. Правда, переводчица тоже хороша - могла бы проверить и указать в сноске и в скобках, что имеется и другая информация.

А Альдаир то откуда это взял? Сам придумал? Нет! Он слизнул у самого известного французского официального археолога, Жана Пьера Адама, директора Бюро древней архитектуры Парижа.

Бенито Муссолини принял решение установить в Риме в 1928 году обелиск, который мог сравниться с крупнейшими когда-либо установленными монументами.
Мраморный параллелепипед длиной 32 метра и 2,5 метра в квадратном сечении весил 560 тонн, что было внушительной массой, к которой необходимо было добавить вес защитной обшивки...

А тебе не верю, а я тебя проверю!

Чем более высокопоставлен учёный, тем наглее он врёт

Почти везде указана масса вдвое меньшая - 300 тонн. Например, в Википедии на всех языках.

Тут https://www.youtube.com/watch?v=JneujraMn1E в титрах указана еще меньшая масса - 250 тонн.

Roma Ieri Oggi | L"obelisco di Mussolini (1929)

Плотность мрамора по википедии от 2.3 до 2.6 тонн на кубометр. Возьмём среднюю - 2.45

Объем обелиска 32 Х 2.5 Х 2.5 = 200 кубометров.

Умножим на среднюю плотность 2.45 = 490.

Высокопоставленный учёный-мерзавец соврал даже в математических действиях!!! Накинул 70 тонн. Или 12,5%. Прямо как НДС.

Если погуглить, то, везде указана вдвое меньшая не только масса, но, и длина обелиска 17.4 метра против 32 у французского высокопоставленного ученого-брехуна с мировым именем!

Например в Википедии на всех изыках.

Вот цитата из русской википедии:
Вот, например, цитата из французской Википедии:

Le monolithe Mussolini ou obélisque Mussolini ... il pèse environ 300 tonnes
И так на всех языках.

И это можно понять по старым фотографиям 1928 года, когда обелиск еще не был установлен.

Это уже вторая ложь подонка только в абзаце об обелиске Муссолини!

А какая ширина сечения обелиска? Гавнюк указал 2.5 метра. Откуда он взял - не указал. Давайте вычислим по фотографиям рядом с человеком.

Обелиск транспортировался в толстом деревянном ящике, сам белый обелиск хорошо виден на фотографии сбоку. Для сравнения я наложил на него человека.

На другом фото то же самое:


При чём, этот человек более низкого роста чем стоящий справа от него. Потому что этот справа сильно наклонился и совпал по росту с ровно стоящим. И наложил я его на контейнер под углом около 20 градусов. Если выровнять, то его рост перекроет еще бОльшую часть контейнера как на фото ниже:



Вот еще один удачный кадр:


Тут даже вырезать и прикладывать мужика не пришлось - он на согнутых ногах стоит сбоку от ящика.


А вот обелиск без деревяшек рядом человеком:

Не забываем, что итальянцы - низкорослая нация по сравнению с русскими, и не забываем, что в начале 20 века средний рост человека был ниже, чем сейчас примерно на 10 см. Вот что говорит Википедия об увеличении росте человека за последние 100 лет:

В 1960-е годы, по данным Всемирной организации здравоохранения , средний рост мужчин в СССР составлял 168 см, женщин — 157 см ... В течение следующих 50 лет рост и мужчин, и женщин увеличился примерно на 10 см

Это за 50 лет. А за 100?

Кстати, рост Гагарина, рожденного в 1934 году, составлял всего 157 см. Сейчас таких не найдешь.

Короче, толщина сечения блока примерно 2 метра. А 2.5 м - это вместе с бревнами сверху и снизу.


Посчитаем реальную массу:

17.4 Х 2 Х 2 Х 2.45 = 170 тонн!

В Википедии увеличено почти вдвое, а французский ученый-подонок увеличил реальную массу в 3.5 раза!

Если говорить о весе вместе с деревянным ящиком, то, наверное от силы 200 тонн.

Зато, вот что оно проговорилось об Обелиске Муссолини:

Другим фактором, благоприятным для перевоза, был уклон, который значительно способствовал движению упряжи .

Вот тут оно не соврало, ибо это не в его пользу и это заметно по видео.

Итак, что мы имеем? Реально смогли тащить без машин всего лишь 200 тонн, при чем, по дороге, и, самое главное, сверху вниз под большим уклоном! Именно под большим! А в Баальбеке, например, приходилось тащить в 4-10 раз больший вес без дороги и вверх. Так что, сравнивать не возможно.

Что я имею в виду когда говорю в 10 раз больший вес? Я имею в виду самый большой мегалит, откопанный только в 2014 году. При чем, откопали лишь частично и его вес оценивается от 1600 до 2000 тонн.

А давайте оценим вес мраморного обелиска Муссолини, сравнив, например, с гранитным Аксумским обелиском (гранит тяжелее мрамора). Он примерно такой же толщины, но, аж в полтора раза длиннее - 24 метра. А весит всего... 160 тонн. Его вес известен довольно точно, потому что его перевозили из Италии в Эфиопию... самолетом, и его вес важен не для пропаганды официальной науки, а для перевозки по воздуху.

В 1937 году итальянцы, захватившие Эфиопию, вывезли Аксумский обелиск в Италию. Несмотря на решение ООН о возвращении памятника Эфиопии, принятое ещё в 1947 году, он был возвращён Эфиопии только в 2005 году самолётом Ан-124 "Руслан". Транспортировка была осуществлена в три этапа. Во время каждого из них перевозили треть монумента общей массой 160 тонн и длиной 24 метра.

Итак, что мы имеем? Если Аксумский обелиск обрезать до 17 метров, то, его вес составит 160 / (24/17) = 113 тонн. А товарищи ученые нам втирают о 560 тоннах.

Короче. Что получается. Значит ли что если могли тащить МКСИМУМ 200 тонн сверху вниз, то смогли бы и 2000 снизу вверх?

Это все равно что сказать что если мировой рекорд в поднятии удобной штанги 200 кг, то наши предки могли поднять неудобный шар весом в 2 тонны.

В Италии, наряду с памятниками античности можно увидеть и такое --

Обелиск Муссолини

..."Тому, кто приезжает в Рим впервые, непременно покажут "Форум Италико", любимое детище Муссолини -
спортивный комплекс, концепция и архитектура которого разрабатывалась под его руководством,
и который раньше назывался "Форум Муссолини".

Перед главным входом - семнадцатиметровая мраморная колонна, на которой высечено: "Mussolini Dux" (Муссолини - вождь, дуче).
Колонна стоит с 1932 года, то есть пережила и период величия дуче, и партизан, повесивших самого Муссолини,
и приход войск антигитлеровской коалиции. И никому, похоже, в голову не приходило ее взорвать или хотя бы вытравить надпись.
А "Форум", перед которым стоит мраморная колонна, был в 2009 году отреставрирован, то есть восстановлен в том виде,
в каком его придумал Муссолини, с фресками, изображающими войну в Эфиопии. На этом фоне проходил чемпионат мира по плаванию "...

В 2006 году была проведена реставрация обелиска, стоившая 2,2 млн евро.

К сожалению не всем странам повезло с таким отношением к памятникам истории и культуры,
и очень странно бывает наблюдать когда в вакханалию разбоя и уничтожения исторических объектов включаются вполне себе интеллигентные люди...

Одна из фресок форума --




В Риме открыл двери новый музей, который моментально привлек к себе внимание уникальными экспонатами.
Речь идет о личных апартаментах итальянского диктатора Бенито Муссолини. Музей расположен в одном из строений,
принадлежавших премьер-министру Муссолини. В настоящее время реставраторы ведут восстановительные работы
в остальных помещениях виллы дуче. За последние 50 лет вилла Торлония пришла в упадок, но специалисты считают ее
прекрасным образцом неоклассического стиля. В течение 18 лет усадьба была домом одного из самых жестоких лидеров XX века.
Римские власти сообщают, что внутреннее убранство виллы сильно пострадало от рук британских
и американских военных во время Второй мировой войны.

Сносы сносами, но должна же быть и застройка:)
Пришла пора посмотреть на очень известное и занятное место. Один из двух самых знаменитых римских "фашистских архитектурных заповедников". (Кстати, вот туда как раз туристы группами и таскаются:))
Вот при всём масштабе городских преобразований в городе, где есть форум Цезаря, форум Августа, форум Траяна и т.д. - отчего бы не возникнуть форуму Муссолини? И он появился. Именно так назывался до 1943 года нынешний Италийский форум - комплекс спортивных сооружений в северной части города.
Нам - вон туда, через мост герцога Аостского. Там... занятно, в общем.

На фотографии 1939 года - мост в процессе постройки. А за ним уже есть то, что мы, собственно, будем смотреть (на мосту тоже есть, что посмотреть. Но по техническим причинам я вам этого не могу, увы, показать).

История комплекса в двух словах такова. Он был создан по инициативе Ренато Риччи, возглавлявшего молодёжную организацию "Балилла". Риччи добился у правительства разрешения построить на территории, не предполагавшейся первоначально под застройку, поскольку она была далеко, на другом берегу Тибра, и к тому же подвержена наводнениям, стадион и Академию физвоспитания.
Важную роль в создании форума сыграло происхождение самого Риччи. Он был родом из Каррары - той самой, где добывают мрамор. Их семьи тех самых, кто этот мрамор добывает. И для строительства он пригласил своего земляка - живущего с 1914 года в Риме архитектора из Каррары Энрико Дель Деббио (1891-1962).
Собственно, то, что мы увидим, - это их детище (а увидим мы только фрагмент - да, целостный, сохранившийся с тех времён в неизменном виде, но всё-таки это не всё, что там есть).
Сразу за мостом - центральный вход на форум. Посреди площади - заметная издалека белая мраморная колонна высотой 17,15 метров (это без постамента;)).

Это "обелиск Муссолини".
Думаю, самые зоркие уже углядели, отчего он так называется;)
Это монолит. Он добыт в Карраре, в карьере, принадлежавшем родственнику Ренато Риччи.
Вот краткое путешествие каменной дуры по Италии к месту назначения:
Ноябрь 1928. "Монолит Муссолини" покидает мраморный карьер.

Март 1929. На волах - на баржу! (Вы вообще видите тут монолит? Он во-о-он там, в самом верху, едва заметен.)

Ноябрь 1929. На Тибре.

1932. Установка закончена.

С той поры он ни капли не изменился.

И надпись "MUSSOLINI DUX" сверху донизу видна хорошо и издали (гораздо лучше, чем вышло солнечным днём на белом камне на фото). И про балиллу с годом установки сбоку.

Это, безусловно, казус. Фактически это памятник Муссолини. И дело не в том, что не в центре или место не видное. Очень видное. В 1960 году именно на стадионе Италийского форума проходила летняя Олимпиада. Олимпийская деревня находится на другом берегу Тибра. По логике вещей попадать к стадиону надо по этому мосту, мимо обелиска. Да, вопрос о том, чтобы его убрать, поднимался. Но как поднялся - так и упал обратно: это была слишком дорогостоящая операция. (Скандал, к слову, был не только с обелиском - там, за ним, за загородкой, есть ещё кое-что, что действительно подверглось трансформации, но незначительной. Увы, подобраться к интереснейшему памятнику не удалось - наглухо перегорожено было. То ли дело в проводившихся в тот именно день мероприятиях, то ли за него всё-таки взялись реставраторы. Ибо о плачевном состоянии объекта, признанного художественной ценностью, известно. Я очень хотела и хочу это увидеть. Но показывать честно буду только то, что удалось увидеть самой.)
А теперь нас будут интересовать два красные здания, стоящие по обе стороны площади за обелиском.

Это и есть Академия физического воспитания, построенная Энрико Дель Деббио.
Сегодня она приютила в одной части спортивный университет "Италийский форум"

Так, этого у нас впереди ещё много будет:)

А в другой, что справа от обелиска,

находится резиденция Итальянского Олимпийского комитета (C.O.N.I. - ну что ж, кони так кони не двинуть ли кони? :))) ...)

Сейчас будут КОНИ со всех сторон. Прекрасно оно.

Здание известно также под названием "палаццо H". Почему - понятно, если увидеть его сверху. Вот, например, на фото 1938 года:

А теперь - статуи. Эти две - спереди "коней" :) (честно слово, статуи стоят прямо! Это руки растут... иначе:))

А эти - сзади:

Ну что ж, раз речь зашла о статуях, самое время повернуться и увидеть то, что находится прямо за зданием CONI.

А находится там Мраморный стадион. Именем своим он обязан отделке. Сидения выложены тем же каррарским мрамором, и по периметру - 59 мраморных статуй.

Они "отходят" прямо от здания

Ввиду криворукости опять же - лучше всего видно сверху (ага, и в 1938 году:))

Впрочем, он и сейчас такой же.
Стадион планировался для показательных гимнастических выступлений. Вот как-то так (

А вот это по нему заезжие 500 гитлерюгедцев маршируют:

Что же касается собственно статуй... в оформлении стадиона принимала участия вся Италия. Статуи, стоящие вокруг стадиона, символизируют различные виды спорта, сделаны в разных регионах, подписаны именем скульптора с указанием года и названием города, откуда они.

Стадион строится

Ближайшая к зданию Академии статуя - Рим.

Он в львиной шкуре

Кстати, о львиной символике. Муссолини был лев, в смысле - по гороскопу лев, и этот момент в себе любил и культивировал. Дело дошло даже до того, что у него появился в доме живой лев... но это отдельно (если кому захочется про льва - запросто. Истории о человеческой глупости коротки и поучительны. Ни один лев в итоге не пострадал:)) Вернёмся к статуям.
Вот подписи нашего Рима:

К сожалению, нам не повезло - в тот день на стадионе были детские соревнования. Побродить удалось не везде.

Стадион красивый. Статуи - смешные. И их много.

Из какого города футболист - запамятовала:(

А городу Бари меч отбили:)

Этот с луком - из Ровиго.

На зверском хоккеисте не углядела города.

Мужик из Тревизо остался без руки:(

Можно надеяться, что не навсегда без неё остался - на одной из статуй (при наличии подписи скульптора начала 1930-х) мы видели сзади надпись "2006" - стадион признан культурной ценностью, их реставрируют.

Турин (кстати, не нашла объяснения тому, что половина статуй - совершенно обнажённые, а половина - с фиговыми листками. Судя по фото листки были и в 30-е годы).

За ним - Венеция (она тоже дядька:))

Ареццо

К пловцу не удалось подойти спереди и узнать город.

Но мне понравилась рыба, которая его подпирает.

А это мой любимец - голышом, зато на лыжах! (Горячий итальянский парень, видать:))

Сассари (кажется, он и без слов всё внятно объяснил?:))

Кроме мраморных статуй, на стадионе есть две бронзовые скульптурные группы выразительности чрезвычайной.
Одна:

Вторая:

Это декор как раз между ними.

Кажется, именно здесь снято вот это в 1942 году:

Вот ровнёхонько в этом месте у нас случился казус. Дело в том, что на стадионе мы были не одни не только в смысле детских команд и их болельщиков. Там бродили пара групп студентов (одни явно немцы, вторые - англоговорящие) и несколько суровых взрослых дядек с большими фотоаппаратами. И как-то один из них всё ходил с нами в одном темпе, не отставая. Меня это начало настораживать. В общем, в итоге я поймала его на том, что он прицельно фотографировал нас. Безусловно, я товарища моего предупреждала - не надо ходить на известный фашистский стадион в чёрной рубашке:))), но он во-первых, не специально (в тот день внезапно было холодно, а рубашка тёплая была только эта), а во-вторых не верил, что всё так серьёзно... Бог знает, что его в нас заинтересовал. Я особой художественной ценности точно не представляла тогда из себя, хотя статую и пыталась изображать:

На этом всё. На самом деле - это далеко не всё, что сохранилось на Италийском форуме. Но спортивный комплекс действующий, кое-что надо смотреть изнутри, кое-что снаружи, недоувиденное в этот раз, я рассчитываю однажды досмотреть:)

В США воюют с памятниками Конфедерации, Франция лишилась всех улиц, названных в честь нациста-коллаборациониста маршала Петэна, Германия, согласно закону 1949-го года, который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха, Украина лишилась всех Ленинов и запрещает пропаганду нацизма и коммунизма... В то же время в Италии до сих пор много фашистских памятников, а также чувствуется ностальгия по праворадикальному прошлому. приводит перевод статьи The New Yorker о том, почему в Италии так берегут свои фашистские реликвии.

В конце 30-х годов 20-го века Бенито Муссолини готовился принимать в Риме Всемирную выставку 1942-го года. Он руководил строительством нового квартала Esposizione Universale Roma (квартал Всемирной выставки) на юго-западе столицы Италии, который должен был продемонстрировать новое имперское величие страны.

Центральным элементом квартала был Palazzo della Civiltà Italiana (Дворец итальянской цивилизации), гладкое прямоугольное чудо с фасадом из абстрактных арок и рядами неоклассических статуй в его основе.

Выставка была отменена из-за войны, но дворец, известный как "Квадратный Колизей", до сих пор стоит в Риме, а на его экстерьере отчеканена фраза из речи Муссолини 1935-го года, в которой анонсировано вторжение в Эфиопию. В ней он назвал итальянцев "народом поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев". Вторжение и последующая кровавая оккупация Эфиопии привели к обвинениям итальянской власти в военных преступлениях. Получается, что это здание - Palazzo della Civiltà Italiana - является реликвией мерзкой фашистской агрессии. Но в Италии дворец не вызывает отвращения и не познал забвение. Наоборот, он является иконой модернизма. В 2004-м государство признало дворец местом "культурного интереса".

В 2010-м году также была завершена частичная реставрация. А через пять лет модный дом Fendi разместил там свою глобальную штаб-квартиру.


У Италии, первого фашистского государства, давние отношения с правой политикой. С избранием Сильвио Берлускони в 1994 году страна также стала первой, кто привел к власти неофашистскую партию. Но одного этого факта недостаточно для того, чтобы объяснить комфортное существование итальянцев рядом с фашистскими символами и достопримечательностями. Потому что Италия, в конце концов, была домом крупнейшего антифашистского сопротивления в Западной Европе и прочной послевоенной Коммунистической Партии.

До 2008 года центрально-левые коалиции поддерживали это наследство, часто получая более 40% голосов на выборах. Так почему в то время, как Соединенные Штаты начали спорный процесс демонтажа памятников конфедератам, а Франция изменила названия улиц, которые носили имя маршала Петэна, Италия разрешила "выжить" фашистским памятникам?

Одна из причин - это большое количество этих реликвий. Когда Муссолини пришел к власти в 1922 году, он возглавлял новое движение в стране с огромным культурным достоянием. И он знал, что ему требуется большое количество маркеров, чтобы вырезать фашистскую идеологию на ландшафте страны. Общественные проекты, такие как спортивный комплекс Форо Муссолини в Риме, должны были конкурировать с Медичи и Ватиканом, в то время как портреты "Il Duce" (как известно, Муссолини), подавались и окружали итальянцев в виде статуй, фотографий в офисах, плакатов на трамвайных остановках и даже принтах на купальных костюмах. Было легко ощутить, как говорил итальянский журналист и писатель Итало Кальвино, что фашизм колонизировал общественное пространство страны. "Я провел первые двадцать лет своей жизни с лицом Муссолини, которое всегда было в поле зрения", - вспоминал он.

Германия благодаря закону 1949-го года против официального "оправдания нацизма", который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха. В Италии не было подобной программы перевоспитания. Освобождение Италии от тысяч фашистских памятников было нецелесообразным для сил Альянса после войны. У них была другая приоритетная цель - стабилизировать не совсем стабильную страну и ограничить растущую власть Коммунистической партии.

После войны, в соответствии с бюллетенями и отчетами Союзной контрольной комиссии, рекомендовалось уничтожить лишь самые очевидные и "неэстетичные" памятники и декорации, такие как бюсты Муссолини. Другие могли быть перемещены в музеи или просто накрыты тканью и фанерой.

Такой подход создал прецедент. В 1953-м году Scelba Law (закон, который определяет и запрещает фашизм в любых его проявлениях) был разработан для того, чтобы блокировать восстановление фашистской партии, но в то же время он был слишком расплывчатым. Правящий Христианский демократический блок, в котором было много бывших фашистов, не видел никакой проблемы в "материалах режима" (символах и памятниках). Поэтому более активная политика относительно этого никогда не проводилась.

Когда Берлускони привел к власти правую партию "Итальянское социальное движение" (партия вступила в коалицию с силой Берлускони "Вперед Италия" и была сильной во время премьерства Сильвио в начале и в середине 90-х), реабилитации фашизма способствовала большая сеть существующих в стране памятников и мест паломничества. Наиболее известное из них - Предаппио, место рождения Муссолини, где находится его могильный склеп и где продаются футболки и другие сувениры с нацистской символикой.



Закон Манчино, принятый в 1993 году и запрещающий распространение фашистской идеологии, придерживался недостаточно. В 1994-м году в Риме довольно часто можно было услышать даже кричалки "Хайль Гитлер" и "Вива Дуче ил".

В то время, как Берлускони показательно ездил на велосипеде в офис, в Италии становились популярными подобные Предаппио места, а представители разных политсил создавали альянсы и защищали фашистские памятники, которые рассматривались как неотъемлемая часть итальянского культурного наследия.

"Итальянский форум Муссолини", как и "Квадратный Колизей", является предметом особого восхищения.

В 2014-м году премьер-министр Италии Маттео Рензо объявил о заявке Рима на Олимпиаду 2024-го года в комплексе, который теперь известен как "Foro Italico" и который стоит перед "Апофеозом фашизма". Картиной, которая была закрыта союзниками в 1944 году, потому что на ней "Иль Дуче" изображен богоподобной фигурой. Было бы трудно представить Ангелу Меркель, которая стоит перед картиной Гитлера при подобных обстоятельствах.

В последние годы были попытки изменить отношение к фашистским символам в Италии. В 2012 году Этторе Вере, правый мэр Аффили, открыл мемориал генералу Родольфо Грациани, нацистскому сотруднику и военному преступнику, в парке, построенном на средства, утвержденные центральным левым региональным правительством. После публичного протеста правительство отменило выделение средств. Недавно Вере обвинили в "оправдании фашизма", но мемориал остается на месте.

В Предаппио строится новый Музей фашизма. Некоторые видят в музее, который сооружают по образцу Мюнхенского центра документации истории национал-социализма, важную миссию для публичного образования. Другие опасаются, что его расположение в родном городе Муссолини еще больше подтолкнет правую ностальгию. Лаура Болдрини, президент нижней палаты парламента, лоббирует уничтожение наиболее вопиющих фашистских памятников Италии. В 2015-м году ее предложение удалить надпись имени Муссолини с обелиска "Форо Италико", вызвала шквал критики, мол - это испортит "шедевр".

Болдрини в качестве примера для Италии часто указывала на запрет нацистской символики в Германии. Но даже эта модель вскоре может быть поставлена под сомнение. "Альтернатива для Германии" стала первой ультраправой партией, которая получила места в парламенте Германии с 1945 года. Правое крыло в Германии, которое сегодня лишено преимущества эмоционально заряженных достопримечательностей, организовало свои собрания вокруг событий, например, концертов "правого года". На мероприятиях "Альтернативы", таких, как марш в Йене в сентябре, начали звучать нацистские песни. Если партия не примет жесткую линию против фашистских символов, их появление может быть лишь вопросом времени. В Италии, где эти памятники никуда не делись, существуют значительные риски. Если памятники рассматриваются исключительно как деполитизированные эстетические объекты, правые могут воспользоваться этим для идеологии, пока ситуация не изменится.

Давно известно, что при закладке обелиска Муссолини в Риме в его основание было спрятано некое послание, предназначенное для прочтения отдалёнными потомками, итальянцами будущего. Что именно говорилось в этом письме, было долгое время тайной, а просто достать и прочитать – дело невозможное, для этого нужно сломать монумент, к которому все привыкли. Но двум европейским филологам удалось восстановить текст, о чём не далее как 31 августа они рассказали мировой общественности.

Обелиск Муссолини стал частью архитектурно-спортивного комплекса Foro Italico, то есть «Итальянского форума», во времена возведения также носившего имя Дуче. Строили его целое десятилетие, начиная с 1928 года, а после окончания войны, в которой фашизм потерпел сокрушительное поражение, он был доработан. Колоссальное сооружение включает Стадион дей Мармо, множество скульптурных групп, барельефов и дворец, изначально бывший «Академией фашизма». В 1937 году комплекс украсили Palazzo delle Terme, Casa delle Arme (так называемый Арсенал) и Олимпийский стадион (Игры 1944 года были отменены по понятным причинам). Еще позже, в 1942 году, общий ансамбль дополнил 220-метровый мост, очень красивый. Все архитектурные объекты выдержаны в стилистике, характерной для тоталитарных режимов, они монументальны, внушительны и выглядят величественно. Они используются и сейчас — такое великолепие, доставшееся в наследство пусть и от диктатора, считается национальным достоянием. К примеру, в бывшем Палаццо дель Литторио (аналог советского ЦК, только фашистской партии Италии) теперь разместилось Министерство иностранных дел страны. Вот там, среди всего этого великолепия, и стоит обелиск, по сей день славя Бенито Муссолини.

Обелиск

Монумент весит примерно триста тонн, он установлен в 1932 году, то есть ещё до того, как в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер. Обелиск довольно высокий, более 17 метров, пропорции его безупречны, в качестве материала использован каррарский мрамор. Его грани и сегодня украшает надпись «Муссолини вождь» (MUSSOLINI DVX), её не затёрли, не сбили зубилами, в общем, оставили как есть, но, мало того, еще и реставрировали в 2006 году, потратив на это 2,2 млн. евро. Этот факт может повергнуть в полное замешательство многих политически ориентированных людей, от искренних антифашистов до украинских националистов, зацикленных на декоммунизации и истреблении советских символов.

Традиция

Под обелиском, как гласят исторические хроники, находится некая капсула, заложенная в фундамент, причём содержимое её тоже известно в общих чертах. Там закопаны золотые монеты, медаль из того же металла, на которой отчеканен Дуче, одетый в львиную шкуру, и пергамент с текстом. Идею послания потомкам, возможно, подсказали национально сознательные археологи, совершившие в тот период множество важных научных открытий, подтверждающих исключительность итальянского народа. Учёные мыслили вполне логично: о нации судят по унаследованным артефактам, а, следовательно, не следует пускать дело на самотёк. Археологи далёкого будущего не должны оценивать эпоху фашизма по каким-то случайным черепкам и обломкам, составляющим культурный слой, им нужно дать что-то более существенное, объективно характеризующее тогдашнюю современность. Например, золотую медаль с ликом вождя и поясняющее письмо. Кстати, подобная традиция существовала и в СССР, и неизвестно ещё, откуда она возникла. При закладке каких-то масштабных объектов в грунт пряталась капсула с посланием коммунистам (или комсомольцам) грядущих поколений. Явная противоречивость этого обычая состоит в том, что прочесть письмо предков потомки смогли бы только после разрушения построенного.

Текст

Для того чтобы достоверно восстановить содержимое послания современников Муссолини грядущим поколениям итальянцев, двум филологам пришлось перелопатить большие объёмы исторических материалов, и в результате библиотечных и архивных поисков, найдя многие малоизвестные источники, они добились своего. В работе участвовали учёные Хан Ламерс, сотрудник бельгийского Левонского католического университета и берлинского Университета Гумбольда, и Беттин Райц-Йооссе (Университет Гронингена, Нидерланды). Исследователи утверждают, что восстановленный ими исторический документ позволяет взглянуть на фашизм по-новому. Возможно, они несколько преувеличивают значение своего открытия.

Роль латыни в мировом нацистском движении

Если судить по тому, что стало известно о тексте, начертанном на спрятанном под монументом пергаменте, никакой сенсации не случится даже после публикации его полного содержания. Написан он по-латыни, этому языку в фашистской Италии придавалось огромное значение, он, как считал Муссолини, достоин большего, чем служить лишь медикам и юристам, на нём в будущем должны были разговаривать сторонники теории национальной исключительности всего мира. Словосочетание «фашистский интернационал» может и сегодня повергнуть в умственный коллапс многих теоретиков, но Дуче всерьёз воспринимал эту затею, хотя на практике очень трудно представить, как могут между собой дружить нацисты разных народов, каждый из которых считает себя представителем высшей расы.

Опять же исходя из того, что поведали исследователи о своём открытии, ясно, что послание по своему смыслу примерно резюмирует содержание передовиц итальянских газет того времени и прочих агитационных материалов. По оценке классического филолога Аурелио Джузеппе Аматуччи, это своеобразный литературный триптих, общим объемом в 1200 слов, в первой части которого эпически описывается процесс прихода Бенито Муссолини к власти, а далее следует перечисление достижений итальянского фашизма. Роль Дуче огромна, он как бы возродил страну из пепла, став чем-то вроде императора (древнеримский аналог), а заодно и спасителем. Значительная часть документа посвящена личным качествам лидера, его отваге, интуиции и прочим сверхчеловеческим чертам. Во второй части — сага про молодежную фашистскую организацию, главный офис которой был рядом с обелиском. И наконец, завершает триптих история создания комплекса Foro Italico. Всё.

Кем современные итальянцы считают Муссолини?

При наличии некоторых идеологических общностей между итальянским фашизмом и германским нацизмом есть и существенные различия. Это нашло отражение и в отношении современного населения страны к бывшему диктатору. Памятники ему не сносят, считая их частью национальной истории, хотя о полном одобрении деятельности Дуче, конечно, речи быть не может. Итальянские солдаты бессмысленно гибли в затеянных фашистами войнах, в Абиссинии (так называлась раньше Эфиопия), Испании (гражданская война 1936 года), Югославии, Северной Африке и даже России. Под американскими бомбами умирали мирные жители, а главные жертвы появились после немецкой оккупации во второй половине войны. Но итальянцы помнят и хорошее, сделанное Муссолини, — он обеспечил возможность работать, создал уникальную систему соцобеспечения, нанёс мощные удары по мафии и развивал народный спорт, что и видно по комплексу Foro Italico. Свою вину Дуче искупил мучительной смертью, а всё остальное осталось людям. Так считают до 40 % итальянцев, а остальные в основном им не сильно возражают. Кстати, на могиле Муссолини в городе Предаппио всегда лежат живые цветы.

Пример другим?

В сознании многих людей утвердился образ типичного фашиста, во многом благодаря кинематографу, — это человек спортивного телосложения, с закатанными рукавами, в руках его автомат, он беспощаден и действует очень жёстко. Некоторым нашим современникам этот персонаж даже кажется чем-то привлекательным, и появляются люди, копирующие его, — они рисуют на касках руны и выбрасывают вверх руку, зигуя. Прямо назвать себя фашистами носители хуторской идеи не всегда рискуют, но о чём-то подобном, вероятно, мечтают. Есть и другая крайность, это когда развитие физкультуры в стране и подъем патриотизма ассоциируют с именами Гитлера, Муссолини или Сталина, не задумываясь о том, что здоровье народа — это и в самом деле хорошо, как и любовь к родине. А ещё иные считают, что если повалить монументы, можно изменить прошлое. Нет, влиянию подвержено только будущее. Возможно, итальянцы в чём-то и не правы, но уделить внимание их подходу к истории, безусловно, стоит.

Топливная система