Всюду шеринг: что такое экономика совместного потребления. Экономика совместного потребления умирает? Экономика совместного пользования

Что такое sharing economy: история термина

Со времен появления натурального обмена люди делились друг с другом имеющимися благами - приглашали в гости родственников и друзей, пускали переночевать и на время делились вещами, которыми сами не пользовались.

С развитием технологий общество вернулось к этой практике - но теперь обмен вещами и услугами не ограничен узким кругом общения конкретного человека, а вырос до масштабов всего мира. Это явление получило название sharing economy - совместное потребление - и вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем.

Концепцию совместного потребления предложили экономисты Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс в книге «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» (2010). Идея заключается в том, что потребителю часто выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Выступая на конференции TED, Ботсман назвала sharing economy новой социально-экономической моделью, которая революционизирует наше потребление товаров и услуг.

Прогноз Ботсман сбывается: миллионы людей по всему миру уже пользуются сервисом аренды жилья Airbnb, приложением для поиска попутчиков BlaBlaCar, сервисом заказа такси Uber, онлайн-аукционом eBay и другими продуктами. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом в $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

Экономика совместного потребления в мире: как это работает

В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап JetSmarter, основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.

Жизнь Брайана Чески, сооснователя Airbnb

Uber и Airbnb могут спасти людей от взаимного недоверия

Каверзные вопросы на собеседовании в Airbnb

В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз - на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.

Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В Китае стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплэйс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods - инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.

Уберизация в бизнесе - то же самое, что шеринговая экономика?

Интересный пример экономики совместного потребления - сервис заказа такси Uber, который поставил цель побудить потребителей отказаться от личных автомобилей в пользу такси. Сейчас он работает в 250 городах по всему миру. Вслед за ним появились сервисы каршеринга - поминутной аренды автомобилей, которые пропагандируют те же принципы.

Uber дал жизнь неологизму «уберизация», который обозначает компании, которые из поставщиков конкретных товаров превращаются в поставщиков сервисов. Как Uber предлагает не сам автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители медицинского оборудования продают не само оборудование, а саму возможность сделать УЗИ или МРТ.

Такая модель ведения бизнеса позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы в сравнении с традиционной. Поскольку «уберизация» возникла отчасти благодаря экономике совместного потребления, сервисы, относящиеся к этим моделям, тоже обычно можно отнести к sharing economy.

Читайте по теме:

Что нужно, чтобы запустить следующий Uber?

Убер-компании: что это такое и на что они надеются?

Экономика уберизации, или как я заработала 1,2 млн за два месяца

Как изменились бизнес-модели с приходом Uber и Airbnb?

«Прелесть модели совместного использования - в финансовой стабильности, которая строится на человеческих отношениях, доверии и доброте, - считает основатель сервиса для шеринга парковочных мест Roost Джонатан Гиллон. - Уменьшая количество отходов, оно также позволяет благотворно влиять на окружающую среду. Начав делиться, быстро понимаешь, что вокруг много возможностей, которые открываются, когда вы преодолеваете страх к незнакомцам и понимаете, что большинство людей хочет делать добро».

Следуя этим принципам, компания Feastly связывает желающих вкусно пообедать с опытными поварами, предлагающими уникальные блюда вне ресторанов, а EatWith дает возможность пойти на обед в гости к другим пользователям, и создает условия для знакомства людей друг с другом за домашним обедом.

По подсчетами PwC, в 2015 году (более поздние исследования не проводились) в Европе работало более 300 компаний, созданных в разных секторах экономики совместного потребления. Их совокупный доход за год составил более 4 млрд евро. В США на тот момент таких компаний было в четыре раза больше.

Sharing economy в России

В 2014 году, когда в Россию зашел сервис райдшеринга BlaBlaCar, участники рынка были настроены скептически - многие говорили, что россияне стараются отгородиться от других высоким забором. Однако спустя три года Россия стала основным рынком для компании: на сервис подписалось более миллиона водителей, его услугами во всему миру пользуется 50 миллионов пассажиров, большая часть из которых приходится на Россию.

Столь же быстро в России развивается каршеринг - с 2015 года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды автомобилей, парк которых в середине 2017 года Дептранс оценил в 10 000 - 15 000 машин. В феврале 2018 года запустить каршеринг намерен «Яндекс» - в компании обещают, что парк автомобилей по численности превысит количество автомобилей у компаний-конкурентов вместе взятых.

Другая «уберизированная» отрасль российской экономики - торговля. В ней работают сервисы Avito, «Юла» и Rentomania, который представляют собой доски объявлений с предложениями купить или взять в аренду товары. По данным на июль 2017 года, число пользователей Avito составляло 65 млн человек; «Юлы» - 16,6 млн Rentomania данные по числу пользователей не раскрывает.

Российский аналог сервиса заданий для пользователей SnapGoods - YouDo. Ежедневно на сайте компании появляется около 2 тысяч объявлений с заданиями для пользователей, которые звучат как «повесить два карниза за 1000 рублей» или «отследить билеты на сайте Большого театра за 2500 рублей». Однако аудитория YouDo невелика - за последние четыре года им воспользовалось не более 1 млн человек.

Как регулируется sharing economy

Бизнес-модель большинства компаний, работающих по принципам экономики совместного потребления, сводится к тому, чтобы выявить спрос на определенный товар или услугу и сопоставлению его с уникальным предложением на этом рынке. Таким образом, компании часто выступают агрегаторами предложений, а продавцы, владельцы домов и автомобилей не являются их сотрудниками.

Отсутствие регулирования в этой области грозит серьезными рисками для бизнеса - например, в конце ноября Тимашевский суд Краснодарского края запретил BlaBlaCar размещать на своем сайте данные о совместных поездках. В «Региональном автотранспортном союзе (РАС)», который выступал в суде истцом, посчитали, что сервис способствует организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок. Представители BlaBlaCar тогда заявили, что ее пользователи не оказывают услуг такси и не получают прибыли, а лишь частично компенсируют расходы на бензин. В итоге решение суда удалось отменить, и сайт компании избежал блокировки на территории России.

На мировом рынке сервис заказа такси испытывает более существенные проблемы. Так, в конце декабря Европейский суд признал Uber транспортной компанией, а не «информационным сервисом» - согласно решению, теперь компания предоставляет «услуги в сфере транспорта», которые должны регулироваться соответствующим образом. С октября 2017 года компания ведет разбирательство с властями Лондона - те угрожают лишить Uber лицензии за то, что сервис не отвечает требованиям, предъявляемым к оператору по вызову автомобиля, в том числе в сфере сотрудничества с правоохранительными органами и проверки водителей на предмет имевшихся ранее нарушений закона.

Другой юридический вопрос встает перед самими пользователями сервисов краткосрочной аренды квартир, автомобилей и других вещей - должны ли владельцы вещей платить налоги с дополнительного дохода. «Ответственность по уплате налога с аренды вещей лежит на владельце. Наша задача - соединить две стороны, владельца и арендатора. Мы рассчитываем на зрелых и ответственных пользователей, которые относятся уважительно и друг к другу, и к государству», - говорит директор по маркетингу сервиса Rentmania Людмила Булавкина.

Власти европейских стран стремятся к регулированию этого процесса - так, в Великобритании готовится законопроект, освобождающий от налогообложения доходы граждан, полученные ими на сервисах sharing economy от сдачи в аренду жилья (до 1000 фунтов) и автомобиля (до 1000 фунтов). В России граждане обязаны платить налог в размере 4% от суммы, которую они получают от аренды вещей - будь то автомобиль или спортивное снаряжение. Налоговые послабления от сдачи в аренду собственности через сервисы совместного использования вещей в России пока не предусмотрены.

МОСКВА, 13 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Совместное использование товаров и услуг становится все более популярным во всем мире, формируя экономику совместного потребления (sharing economy), то есть долевую экономику. Сейчас ее объем оценивается в 15 миллиардов долларов, но уже к 2025 году, согласно прогнозам, он превысит 300 миллиардов. Использовать совместно можно практически все — автомобили, жилье, технику, даже цветочные горшки. Как шеринг ломает традиционную модель потребления и помогает экономить, а также в чем риски такой модели — в материале РИА Новости.

Доступ, а не владение

Совместное использование придумали не вчера. Оно существовало в эпоху натурального обмена, успешно процветало, например, в советские времена, когда люди охотно подвозили друг друга и делились вещами. А в сельской местности, где ни о каком шеринге и не слышали, эта модель тем не менее успешно существует по сей день.

В экономике совместного потребления вместо того чтобы владеть всем, вы предоставляете то, что у вас есть, и берете в аренду то, что вам нужно. Владение означает, что нужно тратить деньги сначала на покупку, а затем на содержание и обслуживание некоего товара. Шеринг позволяет избавиться от ненужных трат.

Еще один аргумент — мобильность: в городах, квартирах и домах становится все меньше места, поэтому все более актуально иметь доступ к благам только когда вам это нужно, а не загромождать ценное пространство вещью, которой вы пользуетесь раз в год.

Например, согласно исследованиям, купленной дрелью пользуются в среднем не более получаса за все время владения, спортивным снаряжением — не более 10-20% времени. А покупать автомобиль, если его пробег в год менее 15-20 тысяч километров, а используется он лишь для поездок по городу, вообще экономически нецелесообразно.

Пионеры шеринга

Пионерами, успешно применившими бизнес-модель совместного использования в эпоху цифровых технологий, считают такси-сервис Uber и сервис аренды жилья Airbnb. Именно Uber первым предложил людям самим искать частных водителей с помощью мобильного приложения, подорвав тем самым традиционный рынок такси и спровоцировав забастовки теряющих деньги таксистов по всему миру. Сервис краткосрочной аренды жилья в поездках Airbnb сделал то же самое с гостиничным бизнесом, превратившись в полноценного конкурента сначала недорогих, а затем и фешенебельных отелей.

Логическим продолжением совместного использования автомобилей стали каршеринги — сервисы поминутной аренды автомобилей. В Москве, например, работает несколько каршеринговых сервисов: "Делимобиль", "Белка", Anytime, YouDrive и Сar5. В стоимость аренды машин включены бензин, парковка и страховка.

Во всем мире каршеринг отнимает хлеб не только у таксистов, но и у автопроизводителей — их выручка неуклонно падает.

Подсчитано, до 2020 года каршеринг будет сокращать продажи новых машин на 1,2 миллиона единиц в год. В итоге автопроизводители потеряют порядка 8,2 миллиарда долларов.

Впрочем, автоконцерны поняли, что в долгосрочной перспективе на каршеринге они могут и заработать. По подсчетам HIS, если срок владения новым автомобилем составляет в среднем около 6,5 лет, то новый автомобиль, бывший в совместном пользовании, нуждается в замене уже через три года.

Осознав грядущую реальность, Volkswagen, General Motors и Toyota начали активно инвестировать и в "мобильные" такси, и в каршеринг. А GM даже создала собственную каршеринговую компанию Maven.


Популярность обрели и сервисы поиска попутчиков, такие как французский BlaBlaCar и его российский аналог "Довезу!". Идея проста: водитель находит людей, которым по пути с ним, и компенсирует расходы на бензин в долгой поездке. Пассажиры же экономят деньги и время, по сравнению с такси или общественным транспортом. Французские основатели BlaBlaCar констатируют: если в США и Европе сервис не особенно прижился, то российский рынок оказался для него как нельзя более подходящим — помогли советские привычки.

"В России помнят, как стояли на дороге и махали руками, поэтому посадить в машину незнакомца не стало чем-то экстраординарным, как, например, в Германии или Испании", — отмечает гендиректор BlaBlaCar Николас Брюссон.

Шеринг всего на свете

Перевозки — не единственная сфера, в которую вторглось совместное потребление. В пользование можно взять все что угодно. В России есть многочисленные проекты и сервисы, позволяющие избежать соблазна избыточного потребления и эффективно использовать имеющуюся собственность.


Например, на Rentmania можно арендовать практически любую вещь у ее владельцев всего за 10% от ее стоимости, будь то фототехника, одежда, строительные инструменты, тренажер или игровая приставка. Сервис работает в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области.

Другой подобный сервис — "Арендориум". Например, двухместную палатку на нем можно арендовать всего за четыре рубля в час. А надувную лодку — за 300 рублей в день.


Разумное потребление продвигают и организаторы питерского сообщества "ВКонтакте" "Стройшеринг. Отдам даром стройматериалы" — там соединяют людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кому они нужны.

Проект "Свалка", действующий во многих городах России, предлагает не только избавиться от ненужных вещей вроде мебели и бытовой техники, но и заработать на этом.

Вещи вывозят бесплатно и дают их владельцам небольшую премию. Потом приводят в порядок и находят им новых хозяев. Как утверждают основатели, до 70% прибыли от продажи ненужных вещей они отдают благотворительным фондам.

Впрочем, зарабатывают владельцы "Свалки" и на том, что отдают часть вещей на погром: придуманный ими же сервис "Дебошь" предлагает людям разгромить обставленную комнату. Туда свозят телевизоры, устаревшие компьютеры, бабушкины серванты и прочую рухлядь, которую не удалось реализовать на "Свалке". Ценник одного погрома составляет от 2500 до 25 000 рублей.

В итоге спустя месяц после запуска оказалось, что 300 тысяч зонтиков "пропали без вести".

По иронии, проблема оказалась в мобильности объекта, на которой и строилась вся схема. Люди обрадовались тому, что не нужно таскать с собой этот громоздкий предмет, но потом оказалось, что возвращать зонтики они просто забывали и уходили с ними домой.

По данным РАЭК и ТИАР-Центра, объем транзакций онлайн-сервисов совместного потребления (шеринг-сервисов), работающих в России, по итогам 2019 г. составит около 769,5 млрд руб. и покажет рост в 50% по сравнению с результатами прошлого года.

Лидером шеринга в России является сегмент С2С продаж (порядка 566 млрд руб.). За ним следуют онлайн-биржи труда, или сервисы Р2Р услуг (140 млрд руб.), каршеринг (20,5 млрд руб.), капулинг (17,8 млрд руб.) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд руб.). Пятерка отраслей-лидеров не изменилась по сравнению с 2018 г., при этом каршеринг поменялся местами с карпулингом (сервисы по поиску попутчиков), обогнав последнего по объему транзакций. Вместе с тем динамика роста шеринг-рынка в нашей стране взяла новую вершину: 50% вместо прошлогодних 30%.

Среди основных трендов экономики совместного потребления в России в 2019 г. РАЭК и ТИАР-Центр выделяют взросление аудитории – развитие пользовательских сообществ в возрастной группе 40+, а также расширение географии – рост пользования шеринг-сервисами в регионах, в том числе за пределами региональных столиц.

2017

`Экономика совместного потребления (ЭСП) – динамично развивающаяся в России социально-экономическая модель, уже сегодня вносящая серьезный вклад в развитие национальной и региональной экономик. Исследование определяет компании сферы экономики совместного потребления (КСЭП) как онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям объединяться с целью совместного использования принадлежащих им ресурсов. Компании ЭСП развивают собственную систему контроля качества услуг, основанную на доверии пользователей, их оценках друг друга: в частности, отзывам и системе рейтингов. Традиционные средства защиты прав потребителей замещаются механизмом, в котором пользователи сами оценивают и контролируют друг друга`, - комментирует Антон Губницин, PBN Hill+Knowlton Strategies.

Организаторы исследования - РАЭК , PBN Hill+Knowlton Strategies, Яндекс и AVITO выделяют следующие критерии отнесения к КСЭП:

  • Работает онлайн
  • Создает сообщество людей - пользователей и владельцев ресурсов
  • Предполагает пользование вместо покупки

`Экономика совместного потребления, ее сервисы не могут существовать без сообщества пользователей. Таким образом, платформы экономики совместного потребления становятся местом, где встречаются предложения и пользователи`, - отмечает Горный Александр , Mail.ru Group .

Компании ЭСП позволяют рационально использовать ресурсы или обмениваться ими, снижая нагрузку на окружающую среду и позволяя получать дополнительный доход множеству людей из различных стран мира, тем самым выполняя важную социальную функцию. Доходы самих компаний, как правило, составляют не более 15% от оборота. Остальное получают пользователи.

Пользователи ЭСП, как правило, получают дополнительный заработок (около 25% от годового дохода семьи), который в основном идет на покрытие расходов, связанных с содержанием имущества (топливо, оплата коммунальных услуг, страховка и т.п.) и выплату налогов.

Компании ЭСП позволяют экономить не только индивидуальным пользователям онлайн- сервисов, но и целым городам. Они помогают существенно разгрузить городскую инфраструктуру (в особенности транспортную), упростить доступ к целому ряду услуг и товаров.

Изменения, которые несет ЭСП:

  • создание цифровой экосистемы
  • снижение нагрузки на экологию
  • доверие к незнакомцу; феномен онлайн-репутации
  • изменение сознания людей – приоритет пользования над владением
  • развитие микропредпринимательства

Особое внимание исследование уделяет законодательной и регуляторной среде экономики совместного потребления в России.

Регулирование сектора ЭСП идет скорее «от частного к общему», т.е. через отрасли законодательства. Несмотря на всеобщий интерес к данной теме, сегодня консенсуса на тему того, что же понимается под экономикой совместного потребления в российском законодательстве, нет.

Важно отметить, что в законодательстве России встречается понятие «совместного использования» (когда имуществом владеют несколько собственников и пользуются им совместно), но оно не отражает сути ЭСП и неприменимо для новой социально-экономической модели. Таким образом, рамки использования в России модели экономики совместного потребления задаются конституционной нормой о праве граждан РФ пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом для осуществления не запрещенной законом деятельности.

В рамках конференции `Рунет 2017: итоги года` были представлены главные цифры исследования экономики совместного потребления в России:

  • $15 млрд. - объем мирового рынка ЭСП в 2013 году по оценкам PwC
  • €28 млрд. - объем транзакций ЭСП в 2016 году в Евросоюзе по данным Еврокомиссии
  • только €3,6 млрд. из €28 млрд.можно засчитать в доход самих компаний ЭСП, остальное заработали пользователи
  • $335 млрд. может достичь мировой объем ЭСП к 2025 году по прогнозам PwC
  • 190 млрд рублей- объем российского рынка
  • Основную долю участников сообществ пользователей ЭСП составляют люди в возрасте 25-44 лет
  • Более 80% пользователей считают, что ЭСП помогает экономить и заботиться об окружающей среде одновременно

На сегодняшний день совместных городов всего 50: их правительства считают долевую экономику движущей силой, ведущей к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объёмом социального капитала. Подробнее о совместном городе, долевой экономике, примерах и предпосылках рассказала выпускница «Стрелки» 2014 года — Анна Майкова.

Автор: Анна Маикова, исследователь аналитической платформы городских данных State of Place и стипендиат Фулбрайта в Миссурийской школе журналистики.

Что такое совместное потребление (collaborative consumption) и долевая экономика (Sharing Economy)?

Совместное потребление — экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, аренде и бартере вместо владения. Впервые модель была подробно описана в книге Рейчел Боцман и Ру Роджерс What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption и ещё большую известность обрела после выступления первого автора на TED Talks. В 2010 году Time Magazine причислил совместное потребление к десяти идеям, которые изменят мир.

Долевая экономика основана на совместном использовании ресурсов: жилья, автомобилей, парковок, оборудования, инструментов, знаний и умений. Развитие технологий, распространение интернета и социальных сетей ускорили её развитие, в то время как экологические проблемы и экономический кризис мотивировали людей к участию.

ПРИЧИНЫ УЧАСТИЯ В СОВМЕСТНОМ ПОТРЕБЛЕНИИ

Исследователи Университета Утрехта в Нидерландах выделили две группы причин участия в совместном потреблении: внешние (экономическая выгода, практическая необходимость, получение похвалы) и социальные (помощь другому человеку, знакомство с новыми людьми). При этом желание участвовать немного возрастает, если действие не подразумевает использования денег, особенно при обмене недорогими вещами, такими как дрель или велосипед. С ростом дохода желание делиться снижается, в то время как более высокий уровень образования увеличивает вероятность участия. Интересно, что женщины более склонны к совместному потреблению, чем мужчины.

Несколько месяцев назад учёные и бизнес-школы Копенгагена изучили 254 платформы совместного потребления (включая такие примеры, как донорство крови) и выявили , что регистрация и положительное отношение к таким платформам не всегда ведёт к участию.

Другая причина участия в совместном потреблении — возможность узнать о процессе от предыдущих пользователей конкретной вещи или услуги. Большинство компаний, участвующих в долевой экономике, практикуют рейтинговую систему, где и продавец, и покупатель могут оставить отзыв о продукте, услуге и рассказать об опыте общения. Это повышает уровень доверия и мотивирует людей воспользоваться товаром или услугой в будущем.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

«Несмотря на то что долевая экономика стала возможной благодаря прорыву в технологиях, она подчиняется базовым экономическим законам», — рассказывает исследователь Университета Чикаго Андрей Симонов . Её основа — снижение стоимости поиска информации и транзакции: сегодня мы почти мгновенно можем изучить качество предлагаемого жилья на Airbnb, оценить стоимость поездки с Uber или забронировать машину в Zipcar. Такие платформы облегчают доступ к рынку небольшим игрокам, позволяя им предложить свои услуги и создать репутацию. Ключевым фактором является степень снижения издержек: при такой лёгкости обмена услуг владельцам квартир или машин становится выгодно сдавать своё имущество на день или час. К примеру, автомобиль или любая другая вещь, используемая владельцем в течение 5 % времени, может быть полезна в оставшиеся 95 % времени другим людям.

Приложение UBER / фото: Shutterstock.com

Последствия долевой экономики не очевидны. С одной стороны, совместное потребление должно уменьшить спрос на товары долгосрочного пользования (durable goods): если автомобиль нужен только на выходные, вместо покупки им можно временно воспользоваться через Zipcar. С другой стороны, покупка автомобиля становится выгоднее: можно сдать своё авто на выходные и заработать, то есть совместное потребление должно увеличить спрос на автомобили. Недавние исследования учёных Нью-Йоркского университета указывают на снижение спроса на товары длительного пользования как более ощутимый тренд.

Долевая экономика усиливает конкуренцию, которая, как правило, перераспределяет экономическую выгоду в пользу потребителей. К примеру, учёные Бостонского университета показали , что появление Airbnb в Техасе в 2008 году привело к снижению цен на отели примерно на 6 %. Таким образом, появление долевой экономики оказалось выгодным всем, кроме владельцев отелей.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ДОЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ГОРОДЕ

Для развития долевой экономики необходим социальный капитал — набор взаимосвязей, неформальных ценностей, норм доверия и поведения, позволяющий малознакомым людям сотрудничать. Доверие — основа социального капитала, согласно исследованиям Фрэнсиса Фукуямы. По словам ведущего научного сотрудника Высшей школы экономики Екатерины Борисовой , уровень социального капитала в России невысок; люди доверяют только своему кругу общения и не склонны доверять другим. Это подтверждает опрос : 75 % россиян чувствуют полную ответственность за положение в своей семье, и в то же время 72 % практически не ощущают никакой ответственности за положение в своём городе.

С другой стороны, за счёт этой специфики российского общества долевая экономика может лучше развиться в пределах тесных сообществ, таких как многоквартирный дом или дачный кооператив, добавляет доцент экономического факультета МГУ Александра Ставинская . Например, жители одного многоэтажного дома в Москве создали собственную социальную сеть , через которую они обмениваются новостями, полезными контактами и различными вещами: саженцами растений, насосом для велосипеда, прикуривателем для автомобиля и так далее. Поэтому самое быстрое развитие долевой экономики в России вероятнее всего в уже связанных между собой сообществах.

ПРИМЕРЫ ДОЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ГОРОДЕ

Airbnb — самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья.

Основная причина того, почему люди готовы сдавать своё жильё в аренду незнакомцам, — дополнительный источник дохода. Согласно недавнему исследованию компании, 84 % жителей города Портленда, Орегон, сдают арендуемое жильё, 65 % из них используют заработанные деньги на покрытие аренды. Людей, предпочитающих Airbnb отелям, также привлекает возможность увидеть новое место глазами местного жителя. Неудивительно, что количество таких платформ увеличивается: примеру Airbnb последовали HomeAway , OneFineStay , FlipKey и другие.

Критики считают, что если больше людей будет арендовать жильё через такие платформы, как Airbnb, то отели будут получать меньше выручки, платить меньше налогов и предлагать меньше рабочих мест. Исследователи университета Бостона выявили , что если предложение на Airbnb повышается на 10 %, то выручка отелей снижается на 0,35 % и цена падает на 0,2 %. В техасском городе Остине появление Airbnb в 2008 году привело к снижению выручки отелей на 8-10 %. Оказалось, что Airbnb больше влияет на небольшие отели и в меньшей степени конкурирует с бизнес-отелями, которые получают основную выручку от корпоративных клиентов. Снижение цен на жильё может привлечь большее туристов, что увеличивает прибыль ресторанов, музеев, магазинов, отчисляющих налоги в бюджет города.

Платформы совместного пользования могут играть значимую роль в поддержке стабильности городов во время стихийных бедствий. После урагана «Сэнди» в 2012 году тысячи людей, сдающих жильё на Airbnb на восточном побережье, предложили бесплатно разместить пострадавших от урагана. Пользователи платформы помогли Нью-Йорку и другим городам быстрее справиться с последствиями стихийного бедствия.

ЧТО ТАКОЕ СОВМЕСТНЫЙ ГОРОД?

Как рассказывает Мартин Бэрри , архитектор и организатор ежегодной конференции по городскому планированию и дизайну reSITE , исторически любой город — это центр совместного использования пространства, архитектуры, идей, рынков. Любой город обладает необходимыми ресурсами для развития долевой экономики. Совместным можно назвать город, который использует новые технологии, чтобы помочь жителям быстрее и эффективнее обмениваться между собой ресурсами, пространствами и сервисами. Правительства таких городов считают долевую экономику движущей силой, ведущей к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объёмом социального капитала. С ростом плотности городов увеличивается выгода от совместного пользования: чем больше связей между жителями, тем больше возможностей для обмена и кооперации.

Рынок, Роттердам / фото: Thinkstock

В июне 2015 года в Праге прошла конференция The Shared City — первое на территории Центральной Европы масштабное обсуждение возможностей, достоинств и недостатков совместного потребления публичных пространств, транспорта и данных в городе. На ней академики, архитекторы, урбанисты и программисты из разных городов мира обсудили дизайн, общественные интересы, технические и человеческие возможности совместного города и начали разработку мобильных приложений, основанных на принципах долевой экономики. Организатор конференции — платформа

Почему экономика совместного потребления вызывает такой интерес? Благодаря ей знакомятся люди, которые иначе никогда бы не повстречались. Она строится на взаимном доверии, учит людей полагаться друг на друга. Она повышает эффективность использования ресурсов. Вдобавок она стимулирует новые и инновационные решения повседневных проблем и укрепляет частный сектор экономики. ======================================================================== Ничто не ново под луной. Очень напоминает коммуны, существовавшие в раннем СССР, когда все обобществлялось. Правда ныне шведы не заходят слишком далеко, но поживем увидим. Еще, в советских коммунах, в отдельных конечно, отрицался брак как таковой. Грубо говоря провозглашена была "групповуха". Учитывая западноевропейский менталитет это должно понравиться шведским поборникам экономики совместного потребления. Так что вперед к коммуне - светлому будущему человечества!

  • 06:55 23.07.2016 | 2

    mmihin

    Ходжа Насреддин, Да, я уже давно замечаю что "посвящённая" Европа отстала в развитии от нас лет так на 100. Но учится не хотят - желают сами "наступать на грабли")

  • 14:31 23.07.2016 | 0

    Чтоб я так жил

    Ходжа Насреддин, что Вы имеете против взаимного доверия? Никому не доверяете? Либерал? Или законченный циник? Народ пытается приспособиться, выжить в кризис. Ничего смешного. А газетный пропагандёры радуется, что опущеный народ не идёт на баррикадки. Каждый умирает в одиночку. (с) Что и требовалось доказать. Удачливые буржуины не хотят терять своих привелегий качественного потребления, поэтому в условиях стагнации, выход - экономичнское гетто для плебеса. Один подгузник на всех. Унизительно, ведь людям нужно объединяться для созидания, а не потребления. Но Западное общество - гедонистическое, а работают пусть негры (китайцы, пакистанцы и т.д.). Но так как средства производства (собственность) и его охрана (закон, полиция) на стороне удачливых прохиндеев, то кроме как при диктатуре наёмного труда рассчитывать не на что, а в нынешних условиях "скрипач не нужен"(с).

  • 15:00 23.07.2016 | 0

    Ходжа Насреддин

    dendo, попробую ответить на Ваши вопросы. 1.Против взаимного доверия не имею ничего. Но всем верить глупо, потому-что обязательно останешься в дураках. К сожалению такова человеческая природа. Я доверяю очень ограниченному кругу людей и это проверено всем моим жизненным опытом, к сожалению уже большим. 2. От либерализма сразу открещиваюсь. В эпоху гласности и перестройки слегка этим приболел, но слава богу быстро излечился. 3. Циник, может быть и так, но это благодаря прожитым годам. По-моему общество взаимного доверия это очень близко к идеям коммунизма. Но коммунизм это утопия. Лет 40 назад услышал от своего отца следующее - идеи коммунизма прекрасны, но сознание человечества похоронят их. Но опыт последующих 40 лет моей жизни подтвердили правоту этих слов.

  • 14:43 23.07.2016 | 0

    Чтоб я так жил

    Ходжа Насреддин, на предмет экспериметов (или идей) с коммунами. Вам до понимания этого как до Луны. Извините за резкость. Вы у своего ребёнка (если у Вас есть или были) кусок изо рта будете вырывать? Или у Вас в семье всё построено на доверии? Люди в трудностях либо помогают друг другу, либо дерутся за кусок. Люди разные, воспитание разное. Привыкшие не загадывать наперёд обыватели ищут способ сэкономить, а предприимчивые господа придумывают свои услуги, чтобы заработать на бедах свой гешефт (всякие Uber и прочие софтоделия). Скоро чихнуть забесплатно будет нельзя, всё монетизируют. Навевает тема в детской книжке Носова "Незнайка на Луне", хотя там конкретный отсыл на европейский образ жизни того времени (кризис - явление частое и этот не первый). Компьютеры как инструмент коммуникации (в философском плане, любой рукотворный предмет - это инструмент опосредованной коммуникации) служит как средство решения проблем, так и обмана (одно другое не исключает). Ширше нужно смотреть(с).

  • 15:10 23.07.2016 | 0

    Ходжа Насреддин

    dendo, так, кажется вы и сами отвечаете на свои вопросы. Очень скоро появятся фирмы организующие все эти общества взаимного доверия. И будут делать свой гешефт и, поверьте, не малый.

  • 15:09 23.07.2016 | 0

    Чтоб я так жил

    Ходжа Насреддин, "Грубо говоря провозглашена была "групповуха". Учитывая западноевропейский менталитет..." Это у Вас европейский менталитет. Эдак Вы и приём пищи осудите тем фактом, что есть обжоры. Скоропалительный секс на отвязной вечеринке - это не более чем форма протеста от навязанных социальных пут. Все люди хорошие, просто многие - разочарованные, запутавшиеся, завистливые и мстительные вследствие аналогичных действий в отношении них в прошлом. Люди из семьи попадают в циничный мир, порождённый эгоизмом семей по отношению к чужим. Можно уничтожить семью разъединением человеческих уз (превращение в эгоистов), а можно путём объединения (комунны), третий путь - сохранение семьи, консервация родовых отношений (клановые войны). Напомню, что какие-то 200 лет назад такое чувство как "любовь" (тайная страсть, помешательство) считалось развратом и как правило относилось к изменам. Выбор половины в "экономическую ячейку" производится по строгим экономическим расчётам (социальный статус, подходящая внешность, здоровье для потомства), а не на стихийном влечении, обогащающем духовно и информационно (Вы не будете отрицать, что общение расширяет кругозор и стимулирует интеллект?). Семья - буржуазный институт наследования прав (собственности, социального статуса). Она появилась до мануфактурного периода, но тогда имела клановую основу (имело значение кто кого родил), а партнёров меняли как перчатки. Более древние периоды адаптированы под современную трактовку, хотя связи имели лишь хозяйственно и демографическую подоплёку, никаких "институциаций". Церковь в разные периоды времени призывала а разному (из конъюнктуры соображений), а "неправильная" информация подвергалась сокрытию или уничтожению. Догматизм не поможет осознать законы природы и общества, что всё в этом мире относительно и взаимосвязано. Если для Вас семья - это не только институт легализации интимной сферы отношений (ограничение венерических заболеваний), то Вы понимаете, что те, кто Вам не родня не являются Вашими врагами. Вас разделяет лишь страх перед будущим, выраженный через обладание собственностью. Поэтому и отношения в браке превратились в меркантильную форму. Человек влюблён в свой социальный статус (дом, машина, партнёр по сексу), но не понимает цпли своего существования. Многие смеялись "над смыслом жизни", а всё просто: гармония внутреннего мира с окружающим, а это и есть счастье. Только, если мы не являемся истинными хозяевами своей судьбы, то наше счастье хрупко и недолговечно.

  • 15:32 23.07.2016 | 0

    Ходжа Насреддин

    dendo, очень понравилось в вашем комментарии следующее: "Выбор половины в "экономическую ячейку" производится по строгим экономическим расчётам (социальный статус, подходящая внешность, здоровье для потомства), а не на стихийном влечении, обогащающем духовно и информационно". В жизни есть и такой подход к данному вопросу. Не исключены и другие случаи, связанные со стихийным влечением - любовью.Нельзя исключить и комбинации этих вариантов.

  • 15:41 23.07.2016 | 0

    Чтоб я так жил

    Ходжа Насреддин, "всем верить глупо". Никто не говорит, что нужно так сразу. Следует понять, что другие люди ничем от нас не отличаются, хоть и с виду разные. Среда, культура общая, а частный опыт нас дифференцирует. Если шарахаться от каждого, мы вообще никуда не попадём, кромп как в ад. Вы, я так понял, на сайте решаете частные задачи, а что за забором - Вам любопытно и только, по большому счёту до лампочки. Я же больше стараюсь делать упор в постах на осмысление, философию. Конечно, за срок нашего жизненного цикла мы мало что сможем изменить. Но ведь в этом мире жить нашим детям, внукам, правнукам. Можно конечно ерундой не париться и сосредоточиться исключительно на добывании материальных благ. Но согласитесь, порассуждать иногда хочется, обменяться мыслями, и возможно, заразив определённым мыслями друг друга наши потомки создадут что-то лучшее, к чему мы имеем отношение. Коммунизм - не утопия, а вполне обоснованная концепция, опирающаяся на реальные проявления в нашей жизни, на основе анализа исторического опыта в развитии (возможно, Вы застали времена изучения диалектики?). А ведь это ценнейший материал для осмысления. Нужно шире смотреть на вещи и глубже проникать в суть явлений, видеть в возмутительных фактах объективные причины. Возьмём преступность. Многие считают её неизбежной, не пытаясь понять причины. Некоторые договорились до генетической предрасположенности, а это путь в никуда. Если "призрак коммунизма" так сильно напугал посвящённый Запад, значит для этого есть причины (каннибалы, педофилы, организованная преступность их пугает гораздо меньше). СССР был по сути раздавлен внешними силами, в том числе агентами влияния, и главной ошибкой была открытость по отношению к миру варваров, к тому же помешали различия во взглядах (революция или эволюция). Сам строй -социализм, коммунизм - созидательный, пацифистский. Но что могут противопоставить олени стае вечноголодных шакалов? Только учиться прислушиваться, бежать и отбиваться. Это как во время пожара упрекать пострадавшего в отсутствии такта, делая вывод, что тот всегда был паникёром и хамом. С волками жить, по волчьи выть. В условиях интервенций, постоянных нападок, клеветы, саботажа, блокад, войн трудно построить что-то впечатляющее, но нашим предкам это удалось через нечеловеческий подвиг, ради нас. А мы всё просрали, да ещё ставим их усилия им же в вину. Это является "утопией" лишь с позиции морального пораженчества, разочарования в людях, закрытия в скорлупе персонального имущественного райка.

  • 15:56 23.07.2016 | 0

    Ходжа Насреддин

    dendo, соглашусь с Вами в следующем: подавляющее большинство посетителей сайта просто присутствуют. В основном обозначают свое присутствие мало значащими комментариями, в которых, зачастую, с моей точки зрения, нет смысла. По сути, именно поэтому я кажется впервые обсуждаю какую-то проблему довольно широко.

  • Двигатель