Лагаш, первый город шумеров. Лагаш — богатый город я Династия Лагаша

ГОРОД - ГОСУДАРСТВО ЛАГАШ

Владыка Лагаша был бог Нин-Гирсу и его жена богиня Баба.

Долгое время считалось, что древний город Лагаш соответствовал городищу Телло (древний Гирсу), но сейчас учёные локализуют его в Тель Эль-Хибба, грандиозном городище в 480 гектаров в 20 км к юго-востоку от Телло и 22 км к востоку от современного города Шатра. Поселение возникло здесь в эпоху .

В 75 км. от Ура раскинулся город Гирсу, который позже стал столицей города-государства Лагаш.

Сарзек обнаружил руины Лагаша, а в них - огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. Шумерские цари страны Лагаш (SHIR.BUR.LA ki) правили на территории ок. 3000 км², к югу от собственно страны Шумер.

В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа.

Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тыс. до н.э.

На некоторых барельефах изображены быки с человеческими головами. У некоторых быков вся верхняя часть туловища - человеческая. Это - отголоски древнего земледельческого культа быка (Эпоха Тельца – 4 485 – 2 325 гг. до н.э.); здесь мы наблюдаем превращение бога - быка в бога - человека.

На серебряной вазе из Лагаша - одном из шедевров шумерского искусства середины III тыс. до н.э. - изображены четыре орла с львиными головами. На другой вазе - две увенчанные коронами змеи с крыльями. Еще на одной вазе изображены обвившиеся вокруг жезла змеи (символ бога Энки).

Лагаш конкурировал с соседним городом Уммой и войны между этими двумя государствами велись уже на заре истории. Лагаш являлся важным транзитным пунктом на водном пути, связывающем Тигр с Евфратом. Через него шли на восток или разгружались здесь прибывшие с моря суда.

Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нингирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности "писца страны без возврата", и Гатумдуг - богине-матери города.

В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. «Место ворон», совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Гирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. «Священный город» - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста», и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше . Он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша.

Ур-Нанше запечатлён на сорокасантиметровом барельефе, украшавшем храм; этот барельеф был поднесён храму в качестве посвятительного дара. Правитель, одетый в традиционную шумерскую юбочку, несёт на бритой голове корзину с раствором для строительства храма. Ур-Нанше, взявший себе, подобно Аанепаде из Ура, титул лугаля ("большой человек" - царь), вместе с семьёй принимает участие в торжественной церемонии. Его сопровождают дочь и четыре сына, имена которых указаны на барельефе, среди них - Акургаль , наследник трона и отец знаменитого Эанатума.

Фигура дочери, которую зовут Лидда, в одеянии с пелериной, переброшенной через левое плечо, значительно крупнее, чем фигуры царских сыновей. Лидда следует непосредственно за отцом, что, возможно, является свидетельством относительно высокого положения шумерской женщины в общественной жизни и экономике.

В нижней части барельефа изображён Ур-Нанше, сидящий на троне с кубком. За его спиной стоит виночерпий с кувшином, перед ним - первый министр, делающий какое-то сообщение, и три названных по имени сановника.

Надписи Ур-Нанше подчёркивают особые заслуги этого правителя в деле строительства храмов и каналов. О том же сообщается и в позднейших надписях его преемников. Ур-Нанше не ограничивал свою деятельность строительством храмов, зернохранилищ и расширением сети водных путей.

Как основатель династии, он должен был позаботиться о безопасности города. Совсем близко находился соперник - Умма, в любой момент могло произойти нападение эламитов из-за Тигра. Храмы же не всегда соглашались ассигновывать средства, необходимые для осуществления замыслов царя. Таким образом, интересы царя и храмов не всегда совпадали. Энси нуждались в собственных средствах, чтобы укрепить политическую власть. Ур-Нанше строил с большим размахом и ввозил для нужд строительства лес с гор Маш и строительный камень, он заложил основы политического и экономического могущества своей династии.

Перед его статуей в храме Нингирсу после смерти совершались жертвоприношения.

Внук Ур-Нанше Эанатум (ок. 2 400 г. до н.э.) сделал попытку распространить свою власть на соседние с Лагашем государства.

После Эанатума осталась белая каменная стела. Эта сильно разрушенная более чем полутораметровая плита покрыта рельефами и письменами. На одном из её фрагментов изображена стая коршунов, терзающих тела павших воинов. Письмена сообщают о том, что стела была установлена Эанатумом в честь победы над городом Уммой. Они повествуют о благосклонности богов к Эанатуму, о том, как он одержал победу над правителем Уммы, восстановил границы между Уммой и Лагашем, определённые ещё царём Месилимом из Киша, и как, заключив мир с Уммой, покорил другие города.

Эанатум пресёк поползновения эламитов на восточной границе Шумера, подчинил своей власти Киш и Акшак.

15. Царство в Акшаке. Правят шесть царей. Энси Эанатум из Лагаша завоёвывает Акшак.

16. Царство в Кише. IV династия - правят семь царей.

После смерти Эанатума, власть в стране принял его брат Энаннатум I.

17. Месилим (Энаннатум I) правил над всем Шумером.

Он в качестве суверена определил границу между Лагашем и Уммой и в знак её нерушимости поставил там свою памятную стелу с надписью:

"Энлиль, царь всех земель, отец всех богов, определил границу для Нингирсу (бог-покровитель Лагаша) и для Шара (бог покровитель Уммы) своим нерушимым словом и Месилим, царь Киша, отмерил её по слову Сатарана и воздвиг там стелу. Однако Уш, ишакку Уммы, нарушил решение богов, и слово (договор между людьми), вырвал пограничную стелу и вступил на равнину Лагаша. Тогда Нингирсу, лучший воин Энлиля, сразился с людьми Уммы, повинуясь его (Энлиля) верному слову. По слову Энлиля он набросил на них большую сеть и нагромоздил по равнине здесь и там их скелеты. В результате Эанатум, ишакку Лагаша, дядя Энтемены, ишакку Лагаша, определил границу вместе с Энакалли, ишакку Уммы; провёл пограничный ров от канала Иднун в Гуэдинну; надписал стелы вдоль рва! Поставил стелу Месилиму на её прежнее место, но не вступил на равнину Уммы. Он затем построил там Имдубба для Нингирсу в Намнунда-кигарре, а также святилище для Энлиля, святилище для Нинхурсаг, святилище для Нипгирсу и алтарь для Уту (бог солнца )".

На стеле высечена мощная фигура человека с большой сетью, опутавшей его врагов. Далее сцена, где этот человек (или бог) на боевой колеснице мчится в водоворот битвы, увлекая за собой тесно сомкнутые ряды воинов. Эта колонна бойцов, вооружённых длинными копьями и огромными щитами, которые закрывают туловище, образуя почти сплошную стену. В другой сцене изображён царь, награждающий своих верных воинов.

Следующим правителем Лагаша становится Энтемена, сын Эанатума.

"Ур-Лумма, ишакку Уммы, лишил пограничный ров Нингирсу и пограничный ров Нанше воды, вырвал стелы пограничного рва и предал их огню, разрушил посвящённые святилища богов, воздвигнутые в Намнунда-кигарре, получил помощь из чужих стран и пересёк пограничный ров Нингирсу; Эанатум сразился с ним под Гана-угиггой, где находятся поля и хозяйства Нингирсу, и Энтемена, возлюбленный сын Эанатума, разбил его. Тогда Ур-Лумма бежал, а он (Энтемена) истреблял войска Уммы до самой Уммы. Кроме того, его (Ур-Уммы) отборный отряд из 60 воинов он истребил на берегу канала Лумма-гирнунта. А тела его (Ур-Луммы) людей он (Энтемена) бросил на равнине на съедение зверям и птицам и затем нагромоздил их скелеты в пяти различных местах ".

"Энтемена, ишакку Лагаша, чьё имя изрёк Нингирсу, провёл этот пограничный ров от Тигра до канала Иднун по нерушимому слову Энлиля, по нерушимому слову Нингирсу и по нерушимому слову Нанше и восстановил его для своего возлюбленного царя Нингирсу и своей возлюбленной царицы Нанше, соорудив из кирпича основание для Намнунда-кигарры.

Пусть Шулутула, личный бог Энтемены, ишакку Лагаша, которому Энлиль дал скипетр, которому Энки дал мудрость, которого Нанше хранит в своём сердце, великий ишакку Нингирсу, получивший слово богов, будет заступником, молясь за жизнь Энтемены перед Нингирсу и Нанше до самых отдалённых времён! Человек из Уммы, который когда-либо перейдёт пограничный ров Нингирсу и пограничный ров Нанше, чтобы силой завладеть полями и хозяйствами - будь то гражданин Уммы или чужеземец,- да поразит его Энлиль, да нактнет на него Нингирсу большую сеть и опустит на него свою могучую длань и свою могучую стопу, да восстанут на него люди его города и да повергнут его ниц посередине его города ".

Когда Энтемена через послов потребовал у Иля объяснений и призвал к покорности, заявил претензии относительно территории Гуэдинну. До войны дело не дошло, перемирие было заключено на основании решения, навязанного какой-то третьей стороной. Была восстановлена прежняя граница, но граждане Уммы не понесли никакого наказания:они не только не должны были выплачивать долги или дань, им даже не пришлось заботиться о снабжении водой пострадавших от войны земледельческих районов.

В Ниппуре была найдена семидесятисантиметровая миниатюрная диоритовая статуя Энтемены, в Уруке - надпись о заключении братского союза между Энтеменой и правителем Урука Лугалькингенешдуду и о предпринятом Энтеменой строительстве храма Инанны.

Стремление властвовать над всем Шумером и завоевательная политика преемников Урнанше дорого обходилось его народу. Немалые средства шли на строительство культовых сооружений вдали от Лагаша. Содержание большой и хорошо вооружённой армии тоже требовало немалых денег. Чем активнее становилась политика энси, стремившихся к гегемонии над Шумером, тем сильнее беспокоились жрецы. Их интересам и влиянию угрожала всё более серьёзная опасность со стороны правителей династии Урнанше, приобретавших всё большую независимость от храмов.

Сын Энтемены, Энентарзи , уступал своему отцу, как в воинской доблести, так и в дипломатических способностях. В годы его правления к власти удалось пробраться противникам династии.

В то время вторыми по могуществу лицами в Лагаше были верховные жрецы бога Нин-Нгирсу. До нас дошли сведения о двух жрецах, особенно активно участвовавших в закулисной борьбе храмов против дворца. После пресечения рода царя Ур-Нанше верховную власть в Лагаше (около 2340 до н. э.) забрал в свои руки некто Дуду , кто был жрецом бога Нин-Нгирсу. В результате этой борьбы "политическая партия жрецов" возвела на трон своего ставленника Лугальанду.

Лугальанда не присваивал себе титулов, какими украшали свои имена его предшественники. Он именовался энси Лагаша и вместе со своими сподвижниками занимался только своими собственными делами. Жрецы стремились как можно скорее возместить убытки, понесённые в связи с политикой династии Урнанше, придворные торопились сколачивать состояния. В богатом городе с зажиточным населением было с кого драть три шкуры. Как ни старался Лугальанда в своей политике блюсти интересы жрецов, того, что уже произошло, изменить было нельзя: наряду с храмом возникла мощная общественно-экономическая сила - княжеский двор с чудовищно разросшимся бюрократическим аппаратом. Пока страна воевала, дворцовые чиновники довольствовались малым, но едва смолк звон оружия, они ринулись на борьбу за первые места в государстве. Во имя осуществления своих замыслов и ради достижения собственных корыстных целей они всячески стремились упрочить ту силу, которая могла противостоять влиянию храма, т.е. княжеский дворец.

Как и его предшественник Энентарзи, Лугальанда - ставленник жрецов - попал под давление с двух сторон. Лугальанда был крупный землевладелец, которому принадлежали обширные поместья, раскинувшиеся на огромной по тем временам территории-161 га. Его супруга Барнамтарра имела собственные поместья; два из них занимали 66 га. Люди, трудившиеся на землях Барнамтарры, хотя они и не были рабами, в документах названы её собственностью. Всё и все, в том числе правители Шумера, были собственностью бога, т.е. храма. В документах из Лагаша правитель и его жена сами выступают в качестве собственников земель, богатства и даже людей, трудившихся в их поместьях.

Лугальанда и его супруга от своего собственного имени осуществляли всевозможные деловые операции, с большим размахом заключали торговые сделки, тогда как прежде всё это находилось в ведении администрации храмов. В табличках говорится о подарках, которые довольно часто получала Барнамтарра, о её дружбе и торговых связях с супругой правителя Адаба.

Правление Лугальанды и жрецов длилось до 2318 до н. э., когда Лугальанда был низложен новым царём Лагаша - реформатором Уруинимгиной (Уруинимгина, Урукагина).

По одним данным Уруинимгина правил с 2 318 - 2 311 гг. до н.э.

Заняв место Лугальанды, Уруинимгина в течение года именовал себя энси, после чего присвоил себе титул лугаля (царя).

Недолгие годы царствования Уруинимгины заполнены интенсивным строительством - строятся новые каналы, ремонтируются старые, реставрируются городские стены, возводятся храмы - и реформаторско-законодательной деятельностью. Этот человек, через 44 столетия названный "первым в истории реформатором".

Обнаруженные при раскопках в Телло документы (несколько конусов с более или менее одинаковым текстом) о деятельности Уруинимгины начинаются с восхваления этого царя, построившего храмы с большими кладовыми для покровителя и владыки Лагаша Нингирсу и его жены богини Бабы.

Уруинимгина приказал вырыть канал в честь богини Нанше. После этого составитель текста рассказывает об извечных порядках Шумера:

"С дней давних, с древнего времени, когда корабельщики-мытари корабли выставляли, ослов пастухи-мытари выставляли, овец пастухи-мытари выставляли, сети рыбаки-мытари выставляли, жрецы-шутуг зерно за аренду на самом болоте отмеряли..."

Иными словами, жизнь текла по установившимся законам и обычаям, каждый выполнял свои обязанности и пользовался дарами богов в соответствии с общепринятыми правилами. После этого летописец, не указывая причин, видимо всё это случилось в результате политики предшествующих правителей,- раскрывает перед нами мрачную картину зла и несправедливости:

"Быки богов огород патеси (энси) обрабатывали. Поле хорошее богов огродом, местом радости патеси стало. Ослы тяговые, быки в ярма всех верховных жрецов им впрягались, зерно всех верховных жрецов воины патеси выдавали ..."

Владения бога Нингирсу и его семьи были захвачены энси и его семьёй. "У дома патеси, у поля патеси, у дома жены, у поля жены, у дома детей, у поля детей контроль был установлен ". Всюду свирепствовали сборщики налогов. У гребцов они отнимали лодки, у рыбаков-улов. За разрешение остричь белую овцу нужно было платить в дворцовую казну серебро. Человек, оказавшийся у власти, быстро сколачивал состояние за счёт своих соотечественников - как бедняков, так и состоятельных граждан. Чиновники добрались и до храмов. Рассказ о несправедливостях, чинимых по отношению к храмам, нисколько не похож на метафору, что отчасти затемняет представление о характере осуществлённых Уруинимгиной социальных реформ. Его приход к власти не был обусловлен тем, что он выступал в качестве "народного заступника". Его поддерживали жрецы, ревниво следившие за ростом дворцовых богатств. Однако, придя к власти, Уруинимгина не оправдал надежд жрецов, которые желали только одного-чтобы доходы снова хлынули в закрома и сокровищницы храмов.

"Уруинимгина, послушный словам бога Нингирсу, который дал ему власть в Лагаше и повелел властвовать над 10 сарами (10х3600 человек)... Божественные решения прежние... к ним (людям) приложил, слово, которое царь его Нингирсу ему сказал, он установил ".

Уруинимгина вернул стране прежние законы, установленные богом Нингирсу. Сборщики налогов исчезли с кораблей. Не стало их и на берегах прудов.

В дома энси и на поля энси вернулся бог Нингирсу в качестве их хозяина... На землях бога Нингирсу до самого моря не осталось ни одного сборщика налогов.

Уруинимгина определил максимальный размер налогов, т.е. реформировал фискальную политику:

"Покойник к гробнице положен,- пива его 3 кувшина, хлебов его 80, 1 ложе, 1 козлёнка ..."

Лугаль выступил также против всяческих проявлений самовластия чиновников, жрецов и просто богатых людей по отношению к беднякам:

"Если "шуб-лугалю" ("подчинённому царю) осёл хороший рождается и если надзиратель его "хочу у тебя купить" скажет, то если он ("шуб-лугаль"), когда он ему (надзирателю) продаёт, "серебро для удовлетворения моего хорошее отвесь мне" ему скажет, или же когда он ему не продаёт, надзиратель в гневе из-за этого пусть его не избивает !"

Теперь уже никто не смел врываться в сад "матери бедняка".

Реформы Уруинимгина пришлись не по вкусу ни в дворцовых кругах, ни храмовым служащим. Лугаль существенно сократил дворцовый персонал, ограничил власть чиновников и несколько прижал жрецов. Таким образом, он не угодил никому, кроме простого народа, который был тогда безгласен.

"Давние обычаи" были только наполовину восстановлены Уруинимгиной; он не отказался от экономических прерогатив дворца, отвоёванных его предшественниками у храмов.

Царский титул в ту эпоху уже не был признаком господства над всем Шумером. Стремление властвовать над Шумером было присуще Уруинимгине.

Уруинимгина был одинок: одни его ненавидели за то, что он обуздал их самовластие, другие за то, что он не оправдал их надежд получить абсолютную власть. Реформы Уруинимгины, несомненно, были не по вкусу и энси других городов-государств.

На восьмом году царствования Уруинимгины энси города Уммы Лугальзагеси напал на Лагаш. Пылает город Гирсу, осквернены храмы, людей лишают имущества, свободы, жизни.

Трагичен конец короткого, словно одно мгновение, периода величия и славы Лагаша. Немногое уцелеет от Гирсу, где находилась царская резиденция, но Лагаш, расположенный рядом, враг пощадит: храмы не будут разрушены.

"На царе Гирсу Уруинимгине не лежит никакого греха ".

Лугальзагеси не убил своего предшественника, а лишь "сослал" его, оставив за ним менее значимый титул царя.

"Лугальзагеси, энси Уммы, пусть его покровительница богиня Нидаба (богиня зерна и тростника) заставит его нести свой грех !"

18. Лугальзагеси царство перенёс в Урук , где он правил в течение 25 лет.

Лугальзагеси завоёвывает Ур, одерживает победу над Ларсой. Когда же он покоряет Ниппур, местные жрецы награждают его титулом "царь стран". Затем он подчиняет себе Киш, где в то время царствовал Ур-Забаба.

Под его властью оказались все земли Шумера.

У границ Шумера стояли враги-аккадийцы, эламиты, жители горной страны кутиев Авана и множество других племён, лишь дожидавшихся момента, чтобы напасть на раздробленное и ослабленное внутренними распрями государство. Правителю, чтобы устранить эту опасность, необходимо было неуклонно расширять свои владения, в том числе и за счёт территорий тех стран, откуда можно было ждать нападений.

Дойдя до "Нижнего моря", царские войска двинулись на запад, к "Верхнему (Средиземному) морю", и дальше, пока не дошли до Сирии. Они рвались также на север и восток.

Надпись на обломках вазы, найденной в Ниппуре, говорит о Лугальзагеси как об избраннике всех главнейших шумерских богов. Он - тот человек, "на которого Ан взирает благосклонным взглядом ", "кого Энки наделил мудростью ", "чьё имя возвестил Уту ", "дитя Нидабы, вскормленное священным молоком Нинхурсаг", "витязь Инанны", "наместник Нанны "...

"Когда Энлиль, царь стран, передал Лугальзагеси царство над страной, когда он обратил к нему взоры всей страны, бросил к его стопам земли, отдал ему их с восхода до захода, тогда он открыл ему путь от Нижнего моря по Тигру и Евфрату до Верхнего моря. С восхода до захода по велению Энлиля не было ему соперника. Сделал он (Лугальзагеси) так, что страны отдыхали в мире, наводнил земли водами радости... Сделал так, что Урук засиял полным блеском; поднял голову Ура, как голову быка, до самого неба; Ларсу, любимый город Уту, наполнил водой; благородно возвысил Умму, любимый город Шара... Пусть Энлиль, царь стран, поддержит мою судьбу перед своим возлюбленным, отцом Аном. Пусть он продлит мою жизнь, позволит странам жить в мире. Народы, многочисленные, как душистые травы, пусть подчинит моей власти... Пусть благосклонно взирает на страну. Благоприятную участь, которую определили мне боги, пусть никогда не переменит ..."

Народ, олигархия и жрецы строят против него козни, вступают в сговор с изготовившимся к прыжку врагом. Те, кого он объединил, не хотят единения - потому, что он силой навязал им единство.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

Лагаш более чем на столетие попал под власть Аккада. 1-я Династия Лагаша, таким образом, прекратила своё существование.

Правление аккадских царей было довольно жестоким, они контролировали практически весь регион Междуречья. Под властью Аккада оказалось также и много шумерских городов. Однако покорённые ими шумеры продолжали сопротивляться. Против аккадцев поднимались частые восстания, к которым присоединялся и Лагаш. Однако эти восстания большей частью не были успешными. Шумеры постоянно терпели поражения, и Аккадские цари не замедляли наказывать восставших. Наиболее жестоким считается Римуш - при нём Лагаш был сильно опустошён и потерял множество людей. Однако аккадцы удерживали власть в Лагаше немногим более века. После смерти их последнего царя Шаркалишарри, и распада Аккадского государства под натиском племён гутиев, Лагаш смог вновь вернуть себе самостоятельность.

Первые послеаккадские правители Лагаша, были довольно незначительными фигурами, и сведений о них сохранилось мало.

Расцвет Лагаша начинается с царя Ур-Бабы, которой смог завоевать Ур и Урук. Последний энси Лагаша - Наммахани, был союзником царя гутиев Тирикана в его исторической битве с царём Урука, Утухенгалем. Это сражение произошло около 2109 до н. э. Кутии потерпели сокрушительное поражение от урукцев, и потеряли своё влияние в Междуречье. Мощь Лагаша тоже была подорвана, но лагашцы сумели сохранить свою самостоятельность. Однако спустя несколько лет после поражения, Лагаш всё таки был завоёван царём Ура - Ур-Намму. Лагаш попал под власть урцев и больше, как независимое государство, не возрождался.

В четвертом тысячелетии до нашей эры на территории Шумера и Аккада (надо понимать, что мы называем эти образования «странами» весьма условно. Скорее это были просто территории заселенные примерно одним народом) возникают древнейшие города-государства, не отличающиеся ещё большими размерами и богатством, однако уже имеющие своих царей, иерархию власти, «сеньоров» и «вассалов».

Сразу несколько таких городов-государств достигли могущества почти одновременно и потому сосуществуя бок о бок, приходились друг другу соперниками.

Так, в самой южной части Шуммеро-Аккадской области находился город Эриду , расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур , который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога .

Но самое крупное политическое значение среди других городов Шумера, имели город Лагаш (Ширпурла) , который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук , в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.

С середины третьего тысячелетия до н.э. (2540-2370 гг. до н. э.) Лагаш стал всё более возвышаться среди шумерских городов. Во главе города стояли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью обширный ряд соседних областей и накрепко «привязать» их к центру.

Древний Лагаш и его первые правители

Основы экономического и политического могущества Лагаша были заложены при , которого можно считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением расцвета Лагаша была широкая строительная деятельность, начатая Ур-нанше. На одном рельефе, сохранившемся от этого времени, изображён сам царь, который своим участием как бы освящает работы по торжественной закладке храма. Царь сам несёт на голове корзину с кирпичами. В торжественной церемонии за ним следуют его дети, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.

Лагаш достиг наивысшего могущества при царе Эаннатуме , который вёл упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории. Эаннатум не только освобождает Лагаш от господства Киша, но даже присоединяет к нему это аккадское государство.

Затем он покоряет Ур, положив этим конец независимому правлению царей I династии Ура. Наконец, он подчиняет Лагашу Урук, Ларсу и Эриду, покорив, таким образом, всю южную часть Месопотамии. Отныне Лагаш становится сильным и заметным (даже с современной точки зрения) государством на международной арене.

Особенно упорную борьбу вёл Эаннатум с соседним городом Уммой. Уш, правитель Уммы, напал на Лагаш, опираясь на поддержку царей Описа и Киша. Однако война кончилась неудачно для Уммы. Эаннатум разгромил войска Уша и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Свою победу над Уммой он запечатлел на памятнике, который в обломках сохранился до наших дней и получил название “Стелы коршунов ”.

Таким образом, в эту эпоху шумерийское влияние проникает в области Средней Месопотамии и даже в неприступный горный .

Древний художник изобразил на этом победном памятнике поле битвы, усеянное трупами убитых врагов, над которыми кружатся коршуны. Тут же изображены сцены погребения убитых, жертвоприношения пленных, наконец, сам победитель - Эаннатум, едущий на колеснице во главе отряда тяжеловооружённых воинов. Надпись на памятнике описывает победу лагашского войска и указывает на реальные результаты этой войны.

Жители Уммы, разбитые наголову, дали клятву не вторгаться в пределы Лагаша и платить богам Лагаша дань зерном. Другие надписи этого времени подтверждают значительный размах завоевательной политики Эаннатума, одержавшего победу над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью повествует Эаннатум о том, что он “покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)… раздробил Эламу голову; Элам был отогнан в свою страну” .

Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена , сумевший укрепить господство Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить нашествие эламитов. Среди исторических документов этого времени особенный интерес представляет надпись Энтемены, древнейший дипломатический документ, в котором образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой.

Документ фиксирует условия мира и территориальные границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит побеждённым в случае нарушения ими договора жестокими карами.

Урукагина — «справедливый царь» Лагаша

Длительные войны, которые воли могущественные правители Лагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянные плуги, которые окончательно вытесняют первобытную мотыгу. Значительно совершенствуется ремесло.

В многочисленных мастерских работали самые разнообразные ремесленники. Металлургия получает широкое распространение. В документах перечисляются куски листовой меди и металлические предметы. Избыток продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства продаётся на рынках внутри страны и даже вывозится в соседние страны в обмен на необходимые и цепные товары, как, например, на серебро, которое привозится из Элама. Усилился приток в страну пленных, которых обращали в рабство. Документы на продажу рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации.

Однако развитие хозяйственной жизни приводило лишь к обогащению правящего класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили влиятельные чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Большие ценности сосредоточивались также и в храмах. Трудовое население, бедняки и рабы подвергались всё более жестокой эксплуатации со стороны богачей. Так усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы времени правителя Урукагины (XXIV в. до н. э.).

Последние представители династии Ур-нанше становятся первосвященниками и захватывают в свои руки храмовое хозяйство с целью укрепления рабовладельческого строя и усиления авторитета царской власти. Однако это мероприятие вызывает недовольство как со стороны трудовых масс, главным образом, общинников, так и со стороны жречества, которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в результате слияния храмового хозяйства с царским.

Вследствие этого в Лагаше начались крупные народные волнения и резко обострилась классовая борьба. Весьма возможно, что даже произошло народное восстание. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя широкие слои трудового населения. Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда принуждён был уступить своё место Урукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате насильственного переворота, очевидно, опираясь на поддержку, с одной стороны, жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности, свободных общинников.

В своих надписях Урукагина не упоминает о своём царском происхождении. Наоборот, он говорит о том, что “бог Нингирсу, воин Энлиля, даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей” (10 сар - 36 тысяч).

Урукагина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого процветания. С гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые он построил, и о каналах, которые он соорудил. Однако Урукагине не удалось закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоев Лагаша. Очевидно, в этом была одна из причин разгрома Лагаша.

Придя к власти, по-видимому, в результате народного движения, организованного жречеством, Урукагина провёл целый ряд реформ, которые имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее, а также восстановить независимость жречества в управлении храмовым хозяйством. Одновременно с этим Урукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех средних свободных слоев населения, членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой.

Для того, чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям Урукагины, в Лагаше до захвата им власти неограниченно господствовала верхушка рабовладельческой аристократии, возглавлявшаяся правителем - патэси .

Всюду - на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах - находились надсмотрщики. Правитель взимал высокие налоги со всех доходов населения и наложил свою тяжёлую руку даже на храмовые владения. В свою очередь жрецы тоже притесняли население, требуя себе высокую плату за совершение религиозных обрядов. Богачи и чиновники могли безнаказанно грабить и притеснять бедняков. Урукагина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления и снова восстановил древний “порядок” и древнюю “справедливость”.

Он удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив людям свободно заниматься их делом. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв храмовое хозяйство из ведения правителя и объявив его собственностью самих богов, иными словами, вернув его жречеству. Но в то же время он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда начальники притесняли простых воинов, насильственно отнимая у них под видом покупки их имущество, Урукагина приказал в таких случаях платить за купленного осла или дом по справедливой цене или, как образно говорится в надписи, “хорошим серебром”.

Чтобы несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоев населения, Урукагина издал особые законы, которые должны были освободить “жителей Лагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с Нингирсу этот завет”, Таким образом, социальные реформы Урукагины были облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и средних слоев населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ.

Конец могущество Лагаша

На 7-м году царствования Урукагины, Лугаль-загтиси , правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с престола царя-реформатора. В одной сохранившейся надписи подробно описывается жестокое опустошение Лагаша. Писец, сочувственно относящийся к Урукагине, пытается оправдать реформатора:

“Люди Уммы, опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нингирсу. Могущество, которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь Лагаша. Но пусть на Лугаль-заггиси, патэси Уммы, возложит бремя этого греха его богиня Нисаба”.


Лагаш

В середине третьего тысячелетия до н. э. (2540-2370 гг. до н. э.) во главе Лагаша стояли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью ряд соседних областей. Борьба Лагаша с соседними городами имела своей целью максимальное объединение областей вокруг одного центра. Основы экономического и политического могущества Лагаша были заложены при Ур-нанше, которого можно считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением расцвета Лагаша была широкая строительная деятельность, начатая Ур-нанше. На одном рельефе, сохранившемся от этого времени, изображён сам царь, который своим участием как бы освящает работы по торжественной закладке храма. Царь сам несёт на голове корзину с кирпичами. В торжественной церемонии за ним следуют его дети, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.

Лагаш достиг наивысшего могущества при царе Эаннатуме, который вёл упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории. Эаннатум не только освобождает Лагаш от господства Киша, но даже присоединяет к нему это аккадское государство. Затем он покоряет Ур, положив этим конец независимому правлению царей I династии Ура. Наконец, он подчиняет Лагашу Урук, Ларсу и Эриду, покорив, таким образом, всю южную часть Месопотамии. Особенно упорную борьбу вёл Эаннатум с соседним городом Уммой. Уш, правитель Уммы, напал на Лагаш, опираясь на поддержку царей Описа и Киша. Однако война кончилась неудачно для Уммы. Эаннатум разгромил войска Уша и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Свою победу над Уммой он запечатлел на памятнике, который в обломках сохранился до наших дней и получил название “Стелы коршунов”.

Древний художник изобразил на этом победном памятнике поле битвы, усеянное трупами убитых врагов, над которыми кружатся коршуны. Тут же изображены сцены погребения убитых, жертвоприношения пленных, наконец, сам победитель - Эаннатум, едущий на колеснице во главе отряда тяжеловооружённых воинов. Надпись на памятнике описывает победу лагашского войска и указывает на реальные результаты этой войны. Жители Уммы, разбитые наголову, дали клятву не вторгаться в пределы Лагаша и платить богам Лагаша дань зерном. Другие надписи этого времени подтверждают значительный размах завоевательной политики Эаннатума, одержавшего победу над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью повествует Эаннатум о том, что он “покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)... раздробил Эламу голову; Элам был отогнан в свою страну”.

Таким образом, в эту эпоху шумерийское влияние проникает в области Средней Месопотамии и даже в неприступный горный Элам.

Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена, сумевший укрепить господство Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить нашествие эламитов. Среди исторических документов этого времени особенный интерес представляет надпись Энтемены, древнейший дипломатический документ, в котором образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой. Документ фиксирует условия мира и территориальные границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит побеждённым в случае нарушения ими договора жестокими карами.

Нижняя Месопотамия – страна шумеров. К началу 3 тысячелетия до н.э. здесь сложилось несколько городов-государств – Лагаш , Эриду, Ур, Урук, Ларса, Ниппур. Они располагались на естественных холмах и были окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40 – 50 тыс. человек. Правители этих городов носили титул лугаль ("большой человек") или энси ("жрец-владыка").

Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. Лагаш становится лидером среди городов шумеров. В середине 25 в. армия города Лагаш в жестокой битве разгромила своего извечного противника – город Умму. За время шестилетнего правления Уруинимгины, энси Лагаша (2318–2312 гг. до н.э.), были осуществлены важные социальные реформы, которые являются древнейшими на сегодняшний день правовыми актами в области социально-экономических отношений. Уруинимгина провозгласил лозунг: "Пусть сильный не обижает вдов и сирот!" От имени верховного бога города Лагаш он гарантировал права граждан, отменил некоторые налоги с ремесленников, уменьшил размеры трудовой повинности по строительству оросительных сооружений, ликвидировал полиандрию (многомужество) – пережиток матриархата.

Однако расцвет города Лагаш длился недолго. Правитель Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Впоследствии Лугальзагеси распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей его государства стал Урук. А Лагаш медленно угасал, хотя его название еще изредка встречается в документах вплоть до времени правления и его преемника Самсуилуны. Но постепенно глина и пески поглотили город Лагаш.

В 1877 году в в пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, вице-консул Франции Сарзек обнаружил разрушенный Лагаш, а в нем – огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В городе Лагаш была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в 3 тысячелетии до н.э.

На других барельефах города Лагаш изображены быки с человеческими головами У некоторых быков вся верхняя часть туловища – человеческая. Это – отголоски древнего земледельческого культа быка.

Открытие Сарзека сбросило покров тайны, окутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, некоторые ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город Лагаш, но и огромное количество клинописных текстов на языке шумеров!

В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки города Лагаш. Эти исследования Лагаша обогатили науку новыми многочисленными находками. Даже сегодня, когда прошло уже более ста лет со времени открытия города Лагаш, эти находки не утратили своего значения.

Лагаш, первый город шумеров

Нижняя Месопотамия – страна шумеров. Территория, где зародилась эта древнейшая цивилизация мира, ограничивается плодородной долиной двух рек, Тигра и Евфрата. К западу от нее расстилалась безводная и каменистая пустыня, с востока подступали горы, населенные полудикими воинственными племенами.

Земля страны шумеров – недавнего происхождения. Раньше Персидский залив вдавался здесь глубоко в материк, доходя до современного Багдада, и только в сравнительно поздний период вода уступила место суше. Произошло это не вследствие какого-то внезапного катаклизма, а в результате отложений речных наносов, постепенно заполнивших огромную впадину между пустыней и горами. Сюда, на эти земли, с юго-востока современного Ирана пришли земледельческие племена, давшие начало убейдской культуре, распространившейся затем на всю Месопотамию.

На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. в южной части междуречья Тигра и Евфрата появились первые государственные образования. К началу III тысячелетия до н. э. здесь сложилось несколько городов-государств – Эриду, Ур, Урук, Ларса, Ниппур. В каждом из них жило приблизительно 40–50 тысяч человек. Правители этих городов носили титул лугаль («большой человек») или энси («жрец-владыка»).

Во второй половине III тысячелетия до н. э. лидером среди городов Шумера становится Лагаш. В середине XXV века до н. э. его армия в жестокой битве разгромила своего извечного противника – город Умму. За время правления Уруинимгины, энси Лагаша (2318–2312 гг. до н. э.), были осуществлены важные социальные реформы, которые являются древнейшими известными на сегодняшний день правовыми актами в области социально-экономических отношений. Уруинимгина провозгласил лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!» От имени верховного бога Лагаша он гарантировал права граждан города, освободил от податей жрецов и храмовую собственность, отменил некоторые налоги с ремесленников, уменьшил размеры трудовой повинности по строительству оросительных сооружений, ликвидировал полиандрию (многомужество) – пережиток матриархата.

Однако расцвет Лагаша длился недолго. Правитель Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Впоследствии Лугальзагеси распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей его государства стал Урук. А Лагаш медленно угасал, хотя его название еще изредка встречается в документах вплоть до времени правления вавилонского царя Хаммурапи и его преемника Самсуилуны. Но постепенно глина и пески поглотили город.

В 1877 году в иракский город Басру приехал вице-консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свое свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры. Сарзека не пугали ни жара, доходившая до сорока градусов, ни нездоровый, гнилой климат. Упорство его увенчалось успехом. Кто-то из крестьян рассказал ему о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры, в междуречье Тигра и Евфрата. Прибыв на место, Сарзек сразу приступил к раскопкам.

Они продолжались несколько лет и увенчались редким успехом. В пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, Сарзек обнаружил руины Лагаша, а в них – огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тысяч клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тысячелетии до н. э. Из текста «Стелы Коршунов» (2450–2425 гг. до н. э.) стало известно содержание договора, заключенного правителем Лагаша Эаннатумом с правителем поверженной Уммы, а рельефы, высеченные на стеле, рассказали о том, как происходила битва между армиями обоих городов-государств. Вот правитель Лагаша ведет в бой легковооруженных воинов; затем – он же бросает на прорыв тяжеловооруженную фалангу, которая и решает исход сражения. Над опустелым полем битвы кружатся коршуны, растаскивающие трупы врагов.

На других барельефах изображены быки с человеческими головами. У некоторых быков вся верхняя часть туловища – человеческая. Это – отголоски древнего земледельческого культа быка; здесь мы наблюдаем превращение бога-быка в бога-человека.

На серебряной вазе из Лагаша – одном из шедевров шумерского искусства середины III тысячелетия до н. э. – изображены четыре орла с львиными головами. На другой вазе – две увенчанные коронами змеи с крыльями. Еще на одной вазе изображены обвившиеся вокруг жезла змеи.

Открытие Сарзека сбросило покров тайны, укутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, некоторые ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город, но и огромное количество клинописных текстов на языке шумеров!

Сенсационное открытие Лагаша побудило ученых других стран отправиться на поиски других шумерских городов. Так были открыты Эриду, Ур, Урук. В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки Лагаша. В 1929–1931 годах здесь работал Анри де Женильяк, а затем еще два года – Андре Парро. Эти исследования обогатили науку новыми многочисленными находками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Том первый. Стран. VIII, св. 14 стр.: «прокурор моск. окр. суда», надо: «председатель моск. окр. суда».Стран. XXIV, св. 10 стр.: «Н. Д. Чаплин», надо: «Н. Н. Чаплин» – вице-дир. 1-го д-та м-ва юст. Протокола допроса его отца, тов. м-ра юст. Н. Д. Чаплина, в наст. издании нет.Стран. 10, св. 11, 15 и 17 стр.:

Из книги Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники автора Хуттунен Томи

1.3. Город Городской герой имажинистских стихов - противоречивая фигура, двойственная личность. Это сочетание денди, фата с тросточкой, в цилиндре и лакированных башмаках, и шута, арлекина, клоуна, паяца. Несмотря на разрушительный пафос их манифестов и эпатажное

Из книги Шумеры [Первая цивилизация на Земле] автора Крамер Самюэль

Глава 5 Художественная литература шумеров Археология, особенно изучение далекого прошлого человека, как оно видится по раскопкам погребенных городов и деревень, по самой своей природе, как правило, наиболее красноречиво свидетельствует о материальной культуре, т. к.

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

Глава 7 Характер шумеров: побуждения, мотивы и ценности Научные изыскания в области шумерской культуры и цивилизации в целом практикуют сугубо дескриптивный подход к предмету. Шумерская культура, как правило, дробится на несколько аспектов: социальный, политический,

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

Из книги Нил и египетская цивилизация автора Морэ Александр

Глава 7 Открытие шумеров Шумеры были «открыты» сравнительно недавно, и потому неудивительно, что они остаются загадочным народом – настолько загадочным, что их существование попросту отрицали, даже после того, как были раскопаны их города и установлены даты правления их

Из книги Когда началась и когда закончилась Вторая Мировая автора Паршев Андрей Петрович

II. Гор Старший, первый царь Нижнего Египта, и Сет, первый царь Верхнего Египта Из всего пантеона богов Вселенной самым древним, вероятно, был бог света и неба. Он не являлся солнцем, которое изображалось в виде диска (Ра, Атон), но был существом более всеобъемлющей

Из книги Дьявол и Шерлок Холмс. Как совершаются преступления автора Гранн Дэвид

Первый бой, первая рота, первый танкист Даже знающие люди иногда считают, что там были только советники. Ну да, были и советники. Из 59 Героев Советского Союза за испанскую кампанию (начиная с Указа от 31 декабря 1936 года) советников было двое: Батов - советник-общевойсковик и

Из книги Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-XX веков автора Андреевский Георгий Васильевич

США. Город греха Как целый город влюбился в гангстера Убийства в Янгстауне, штат Огайо, отличались аккуратностью исполнения. Обычно убивали ночью, без свидетелей; убивали без затей - пуля в голову, бомба под капот автомобиля, - но порой прибегали к более изощренным и

Из книги Дети восьмидесятых автора Рябцева Светлана Леонидовна

Глава шестая ГОРОД ПЫЛЬНЫЙ, ГОРОД ГРЯЗНЫЙ Люди и город. - Канализация. - Электричество. - Бани. - Гробовщики и могильщики Люди и городПыли и мусора, а зимой снега и льда, в Москве, впрочем, как и во многих российских городах, всегда хватало. Ещё в середине XIX века один

Из книги Москва: мистика времени автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Подлая «элита» России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Города «китайския» и «белыя» Китай-город, Белый город и Бульварное кольцо Новые стены воздвигли в «новом» районе расселения жителей – в Китай-городе. На самом деле ни к какому Китаю название отношения не имеет. «Кита» – это плотная связка жердей, из которых и поставили

Из книги Почему Путин боится Сталина автора Мухин Юрий Игнатьевич

Не в первый раз Если вы согласились с тем, что существует некая внешняя сила, заставившая Президента СССР и чуть ли не небожителей – членов Политбюро ЦК КПСС – самих себя превратить в грязь, то следующий вопрос: как и чем эта сила заставила этих могущественных людей

Из книги Советские космонавты автора Ребров Михаил Федорович

Не в первый раз Если вы согласились с тем, что не могла элита СССР, тот же Горбачев, добровольно «опустить», если согласитесь, что существует некая внешняя сила, заставившая Президента СССР и чуть ли не небожителей - членов Политбюро ЦК КПСС - самих себя превратить в

Из книги Русская книга автора Дубавец Сергей

Из книги автора

ГОРОД Этот город имеет как минимум три названия: Вильня, Вильно и Вильнюс. Первое - женского рода - белорусское. Второе - среднего - польское. Третье - мужского рода - литовское. По-русски, в зависимости от власти в городе, употребялось то польское (что, кстати, типично

Кузов